Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

07.12.2011

Накатанным маршрутом по ингурскому броду...

Проверка на границе показала

Как известно, только контрольно-пропускной пункт на мосту через реку Ингур является законным пунктом пропуска граждан в Грузию и обратно. Тем не менее есть информация о том, что жители приграничных территорий, да и не только они, используют броды для незаконного пересечения госграницы Республики Абхазия. Именно это и обусловило проведение профилактического мероприятия с участием представителей силовых структур Галского района – таможенников, сотрудников милиции и СГБ. Вместе с ними были и журналисты, в том числе корреспондент «РА».

Предыдущие мои поездки в Верхнюю или Нижнюю зону всегда были связаны с определенным риском, но я охотно принимала в них участие, потому что рядом находились люди, на которых полностью можно было положиться. Это был хотя и весьма тревожный, но интересный и полный событий период моей журналистской жизни… Последние же полтора года командировки в Галский район, скажем так, лишены той остроты. Поэтому я обрадовалась приглашению координатора силовых структур, начальника Галского таможенного управления, генерал-майора Лаврентия Миквабия принять участие в профилактическом мероприятии в Нижней зоне района.

Давно я не видела таких сосредоточенных лиц ребят в полной экипировке, не слышала по-служебному четких команд... Участники мероприятия выезжали в Нижнюю зону, разделившись на три группы: первая и вторая, получив задание «затаиться на месте», выехали по дороге, ведущей непосредственно вдоль грузино-абхазской границы до села Набакиа, а третья (её возглавил сам Л.Миквабия) – туда же, но через села Верхний и Нижний Баргяб.

Мы в машине – с Лаврентием Михайловичем, следом на «УАЗике» – начальник Галского РОВД Вадим Гвинджия с сотрудниками. В микроавтобусе (чтобы не привлекать внимание) – мои коллеги из АГТРК Даур Инапшба и оператор Алик Агухава.

Места вокруг с дурной славой... В окрестностях сел Верхнего и Нижнего Баргяба раньше находили убежище засланные из Грузии террористические группировки, неоднократно нападавшие на представителей силовых структур Абхазии. Теперь, по словам местных жителей, в этом месте укрываются бандиты. Поэтому затворы автоматов у моих попутчиков были взведены.

Дороги здесь ужасные. Сплошные ямы да ухабы. Проехав полпути, от первой группы получили сообщение, что при попытке пересечь один из бродов задержана автомашина. Пока добирались до Набакиа, по дороге встретили повозку: житель Верхнего Баргяба Дмитрий Хухуа вез домой мешок муки. На вопрос: «Откуда?» ответил: «Из Зугдиди», то есть с сопредельной стороны. По словам Дмитрия, в семье у него трое детей, живут они бедно (вид у него действительно был жалкий), и родственники привезли ему к броду муку. Мужчине лишь оставалось перейти границу и забрать её. На той стороне мешок муки стоит 50 лари (1000 руб.), в райцентре можно купить дешевле, но пока туда доберешься… Да и денег нет…

– А нам сможешь привезти из Грузии сахар или муку?

– Пожалуйста, никаких проблем, и сахар, и муку, и виноград. И сколько хотите.

В селе Набакиа нас «дожидался» грузовой микроавтобус «Форд» (гос.номер А 345 РК). Участники проверки сообщили, что водитель машины после того, как его остановили при попытке переехать на ту сторону, просил, чтобы его отпустили, и предлагал за это деньги. В салоне «Форда» лежали 10 мешков с орехами, остальное пространство занимали пустые пластиковые ящики. «Видимо, за товаром ехал», – предположили таможенники.

Житель Сухума Едишер Ткебучава сказал, что бывает в Нижней зоне 2-3 раза в неделю вместе с братом – местным жителем, закупает орехи. Он не скрывал, что ездит в Грузию, рассказал даже, где сдает свой товар, но как только подошел оператор с телекамерой – пошел на попятную.

Тем временем поступил звонок еще от одной группы: при переходе границы через Убилавовский брод со стороны Грузии остановлены двое граждан. Житель Набакиа Демур Цхадая рассказал, что был в гостях у родственников в селе Хурче, а теперь возвращается домой. Он не отрицал, что здесь все спокойно ходят туда и обратно, переносят или перевозят на подводах грузы с той стороны и никто их не останавливает.

Второй задержанный, Леван Хвития, как свидетельствовало его удостоверение, зубной техник, тоже вернулся из Хурчи, гостил в семье Эхвая.

Подъезжаем вплотную к границе. Судя по глубине и ширине колеи, дорога здесь давно накатанная. Три метра и – чужая территория, отделенная от нас неглубокой речкой. На той стороне – подвода, чуть поодаль из кустов осторожно выглядывают трое мужчин. Осмелев, они вышли. Приветливо улыбаются, здороваются, зовут в гости: стол, мол, накроем… На наши вопросы, не боясь телекамеры, отвечают с большой охотой.

Выяснилось, что за день через Убилавовский брод в обе стороны перемещается до 200 человек. За перевозку (летом, когда река мелеет, люди переходят ее сами) платят 1 лари (20 руб.), то есть бизнес налажен неплохо. Сегодня день будет неудачный, потому что мы спугнули людей. На вопрос: «А как люди добираются, к примеру, в тот же Зугдиди?» наши собеседники ответили, что каждый заранее созванивается и их забирают таксисты (поездка обходится в 3 лари). Нам даже показали виднеющиеся из-за деревьев машины. (Кстати, собеседники тоже частенько бывают на нашей стороне.)

Сказанное подтвердил встретившийся нам на обратном пути пожилой житель села Баргяба. Этой дорогой он ходит полтора года, а сейчас едет в Зугдиди на прием к урологу.

– Почему не ходите через официальный пункт пропуска?

– Я после операции, а туда добираться далеко и трудно, надо платить за автобус или маршрутку, а тут напрямую, и никто не останавливает.

Брод назван по имени проживающего в 50 метрах от места перехода через реку Джамбула Убилава. Именно у него во дворе оставляют автомашины переезжающие на ту сторону граждане. И в этот день здесь стояли два «Жигуленка»: один новенький, 7-й модели (госномер Р 526 МИ), второй – подержанный (О 9396 АИ). Дом у Джамбула основательный, недавно отремонтированный, подведен водопровод, большое подворье.

…Он и не скрывал, что владельцы машин ушли на ту сторону. А один из соседей сказал, что свои машины здесь частенько оставляют и проходящие лечение в Зугдиди по метадоновой программе наркоманы. Бывает, что тут же дожидается хозяев завезенный из Грузии товар.

Контрабанды через грузино-абхазскую границу идет немало. Но если через Убилавовский брод её в основном перевозят на подводах, то через брод Шверник это осуществляется, если судить по отпечаткам протекторов, на большегрузных машинах. Напротив находится грузинское село Орсантия, и, по словам местных жителей, водители в ожидании подходящего момента ставят машины прямо на поле перед бродом. Согласно оперативной информации, именно здесь перевозят металлолом, и не только его – широкая и глубокая накатанная колея веером расходится от реки в разных направлениях. Такая же ситуация складывается и рядом с бродом Дзандзава …

Напоследок мы подъехали к дороге, ведущей от брода Нафати. Машины направились в объезд, а мы – напрямую, по протоптанной дорожке через орешник прошли с полкилометра. Перед нами Ингур. Ребята предупреждают: «По земле не ходи, наступай только на камни – тут не раз находили мины!»

И здесь дорога наезжена до такой степени, что даже в каменистом русле и на берегу видна колея сантиметров 10 глубиной. Речной перекат настолько мелок, что его можно спокойно в сапогах перейти.

На обратном пути постояли на развилке: в октябре 2008 г. именно здесь нашли тело сотрудника галской милиции Эльдара Шамугия. Тогда накануне вечером в его доме грузинские террористы убили сотрудника Минобороны РА Эдуарда Эмин-заде.

Раньше брод был выше по реке метров на 500 (мои попутчики признались, что давно здесь не были), и именно по нему наши «коммерсанты» переправляли на ту сторону бензин и сигареты. После прихода к власти Президента С.Багапш «лавочка» эта закрылась. На месте мы увидели, что дорогу, ведущую от брода, перекопали, и она заросла травой. Невдалеке виден грузинский флаг: река здесь петляет и обманчиво кажется, что он – на нашей территории…

И таких бродов здесь не один десяток. Мало того, в некоторых селах Нижней зоны государственная граница проходит прямо по дворам, что помогает незаконному её переходу. Есть информация, что у некоторых жителей Таглана во дворах сооружены специальные сараи для хранения доставляемых из Грузии продуктов и товаров. Потом все это частями переправляют в райцентр или в центральную Абхазию…

– Такие профилактические мероприятия станут регулярными. Контрабанда и незаконный переход границы будут жестко пресекаться, – заверил Л.Миквабия.

Тем не менее, полностью искоренить подобные нарушения можно будет лишь после капитального обустройства госграницы, со всеми соответствующими этой сфере атрибутами, в том числе с официально установленными пропускными пунктами и таможенными постами.

Не сделай мы этого, наша граница будет «напоминать» проходной двор. А этого допускать нельзя.

Наталья ШУЛЬГИНА


Возврат к списку