Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

07.12.2011

На церковную службу – как на праздник

Религиозные конфессии в Абхазии: быть толерантными

Несколько раз, готовя этот материал, ходила на воскресные службы в католическую церковь в Сухуме. И каждый раз удивлялась тому, что одни и те же люди заходят постоянно, не пропускают службу. Как истинные католики они не позволяют себе не общаться с Богом, не помолиться ему, не сказать слова благодарности за милость и за дарованную жизнь. Здесь они получают Божье благословление и слова поддержки от отца Петра, а еще – возможность общаться между собой, хоть на время оставлять все мирские дела, какими бы они ни были сложными или тяжелыми, возможность приходить сюда как на праздник, на отдохновение.

Правда, прихожан у Сухумской католической церкви – немного. В среднем постоянно ходят на службу до двадцати человек. Всего в самой столице католиков, возможно, еще столько же – не все могут приходить сюда из-за возраста или здоровья, а некоторые молодые уехали из Абхазии в другие города и страны. Да и не все католики, как, впрочем, и верующие других религий, обязательно исполняют обряды. В целом же в мире 1 миллиард 147 миллионов католиков (по состоянию на конец 2007 г.) – это самая большая религиозная община и организация. Считается универсальной для всех национальностей. Как свидетельствуют информационные источники, эта ветвь христианства сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. В историографии раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году. Главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.

Католическая церковь в Сухуме была восстановлена вскоре после грузино-абхазской войны. Вечерние службы здесь ведутся ежедневно, а по воскресеньям – днем. Воскресная – особая, торжественная, перед которой идет разъяснение законов Божьих, то есть проходят уроки катохизации. Уже два года, как в церкви служит отец Петр из Польши, а до него был отец Ежи, также из Польши. Отец Петр в сане священника работает 11 лет, его рукоположили в Польше, где он учился шесть лет в семинарии, а продолжил учебу (два с половиной года) в Риме.

– На какие средства существует церковь в Сухуме при таком маленьком приходе? – спрашиваю отца Петра.

– Священник живет на то, что подарят. Есть правило: верующие должны поддерживать своих священников. Так как сухумский приход маленький, нас поддерживают другие приходы, например, из Польши, – сказал он. – В то же время мы сами помогаем нуждающимся людям. У нас есть совместная с другими организациями столовая для малоимущих, раздаем гуманитарную помощь, когда получаем ее.

Священник должен жить при церкви, но отец Петр, как и его предшественники, снимает частную квартиру, пока идет благоустройство и расширение здания церкви. Почти на стадии завершения приходской дом, в котором будет проживать священник и находиться зал для религиозных занятий и встреч, праздничных мероприятий. Продвижение строительных работ зависит от поступления материальной поддержки извне.

– Как пропагандируете свою религию? – спрашиваю далее.

– Никак! Ведем службу, наши двери открыты для всех. Решение о вере должно быть свободным для каждого. Мы не организация, которая вовлекает людей для статистических отчетов.

Католическая церковь в Сухуме находится рядом с лютеранской церковью. Эти церкви дружат, служители и прихожане ходят друг к другу на службу, на праздники. Но в отличие от лютеранской, в которой прихожанами являются в основном представители немецкой общины в Абхазии (священник также из приезжих), в католической церкви прихожане – люди разных национальностей. Много армян, есть русские, абхазы, и, естественно, те, кто имеет польские корни. Что касается абхазцев, не скрою, для меня это стало открытием. «Почему же?!» – сказали мне и привели достаточно свежий пример. Абхазца Гудису Каджая (мама у него Адлейба), который сейчас находится в Москве, крестили в Сухумской католической церкви.

Я встретила здесь и знакомую пару, которая исправно ходит на все службы. Это Этери Татикян-Адамия и Андрей Иванов. Этери когда-то крестили в григорианской церкви в Эчмиадзине, а болгарина Андрея – в католической церкви в чешском городе Теплице близ Германии после его рождения в концлагере в 1943 году. А 11 апреля 2010 года их венчали в Сухумской католической церкви. Это стало большим праздничным событием не только для новой семейной пары, но и для всех прихожан. Венчал отец Ежи, который в это время находился еще в Сухуме. «Я и до мужа Андрея приходила сюда, мне нравилось здесь, мы читаем те же молитвы, что и в григорианской церкви, – делится Этери. – Веру не поменяла, и никто не просит об этом».

На праздничные службы в католической церкви собирается полный зал людей, приходят все, кому интересно, и не католики тоже, приходят из соседних православной и лютеранской церквей, тем более что праздники не совпадают. Бывает и специальный день, когда приглашаются верующие всех конфессий. Каждая праздничная служба заканчивается братской совместной трапезой: угощениями, поздравлениями, общением. Приезжал из Рима епископ, он проводил службу на итальянском языке, переводил отец Ежи. Это было большим событием для прихожан.

– Что для вас, католиков, означает эта церковь в Сухуме? – спросила я одну из постоянных прихожанок, которую запомнила во время своих посещений.

– Мы ходим в свою церковь, молимся, для нас это святое. Мы духовно и морально очищаемся, исповедуемся, ведь нам всегда говорят, что грешны. Наверное, так и есть, потому что не живем по законам Божьим. Мне лично хочется приходить, тянет сюда. Помолюсь, и легче на душе становится.

Заира ЦВИЖБА


Возврат к списку