Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

ОРЕСТ НЕ СМОГ ПЕРЕСТУПИТЬ ПОРОГ 15.06.2021

ОРЕСТ НЕ СМОГ ПЕРЕСТУПИТЬ ПОРОГ

«Электра» Русского театра драмы на фестивале «Радуга» в Петербурге

Спешу от станции метро «Звенигородская» к театру Юного зрителя имени Брянцева на Международный театральный фестиваль «Радуга». И весна и город звенят в воздухе пением птиц, смехом детей, гуляющих в парке. Сегодня спектакль «Электра» Государственного Русского театра драмы имени Ф. Искандера Республики Абхазия. Я «иду» с Бочей Аджинджалом, ведь иначе и не может быть, разве мог бы он не прийти на спектакль, где играют его бывшие студенты, которых он с 2013 по 2017 год обучал абхазскому литературному языку. Увы, Бочи Аджинджала, искусствоведа, абхазского поэта, общественного деятеля нет с нами уже два года.

Трагедию Софокла «Электра», прочитанную на первом курсе университета, мне посчастливилось посмотреть в классическом исполнении труппой греческого театра из Салоников, где, как положено в античных трагедиях, действие сопровождается хором девушек, которые являются и действующими лицами.

Неужто увижу античную трагедию? Какой серьёзный выбор у театра!

Для тех, кто не читал «Электру», коротко: царя Агамемнона, убитого женой своей с любовником на пару, забыть не может дочь Электра. Она живёт лишь жаждой мести за отца. Но ждёт Ореста, родного брата, чтоб покарать и отчима и мать. И дождалась, свершилась кровавая расправа!

Спектакль смотрится органично, убедительно, на одном дыхании. Переполненный зал замер на два часа без перерыва.

После спектакля мне удалось коротко поговорить с некоторыми артистами.

Заслуженная артистка РА Наталия Папаскири, игравшая в спектакле Клитемнестру, мать Электры и Ореста, уже четыре года работает вместе с новым пополнением театра: «К нам приехали из Питера, Мадлена Барциц и Саид Лазба (Эгист), из Москвы: Осман Абухба (Орест), Милана Ломия (Хрисофемида), Лоида Тыркба (Кера). Они очень талантливые, идут семимильными шагами... Они меня стимулируют не стареть...»

Еще не остывшая после сцены Мадлена Барциц успела рассказать, что за четыре года сыграла около двадцати ролей: «Первая была в спектакле «Тартюф». «В Русском театре драмы имени Ф.Искандера служим я и Саид Лазба, остальные мои сокурсники – в Абхазском драматическом театре. Работаем много, и это мне очень нравится. Наше руководство приглашает режиссёров на спектакли из театров России. Режиссёр-постановщик спектакля «Электра» Мария Романова из театра имени Ленсовета. Это её третий спектакль в нашем театре».

Интерпретация античной трагедий отвечает концепции международного фестиваля «Радуга», в программе которого не только современная драматургия, но и классика. Поэтому у Марии Романовой, отправившейся в свободное творческое плавание и полюбившая Сухумский русский театр драмы, была свобода действий. Спектакль «Электра» – это интерпретация не только трагедий Софокла и Еврипида, но и философии Платоновских работ «Государство» и «Закон». Спектакль прошёл через «цензуру» абхазской культуры и ментальности. Вопреки трагедии Орест не может переступить порог, и не убивает свою мать, вскормившую его своей грудью.

– Электру играет Мадлена Барциц, выпускница Санкт-Петербургского Государственного института культуры (СПбГИК), первого целевого выпуска 2017 года. Молодая актриса играет хорошо, с национальным темпераментом и страстью. Это отличает актёров не только Русского театра драмы Абхазии, – считает Владимир Мунтусов, зав. кафедрой, профессор СПбГИК, художественный руководитель абхазского спецнабора,– Сухум – перекресток многих цивилизаций, и не только Сухумский русский театр, но и все русские театры в разных странах проникаются той культурой, в которой работают. Мне спектакль понравился, он ритуального свойства с элементами скоморошества. Он условен. Это спектакль больших страстей, больших крупных характеров, и они прекрасно показаны в исполнении молодых, двое из которых выпускники нашего института. Артисты очень хорошо работают и в национальной традиции, и по системе Станиславского. Я рад, что Русский театр драмы Абхазии сохраняет свою самобытность. Труппа очень инициативна, энергична. Абхазский колорит здесь виден налицо. Но это, впрочем, спектакль не портит. Он смотрится органично. А вот попытку режиссёра-постановщика связать античность с современностью: спектакль начинается и заканчивается с беседы людей нашего времени, внутри действия включены современные музыкальные и танцевальные вставки, я расцениваю как модные постмодернистские попытки понравиться молодому зрителю.

Елена Соболева, доцент кафедры режиссуры и актёрского мастерства СПбГИК:

– Режиссёр, на мой взгляд, не совсем доверяет актёру, поэтому используются эти вставки, чтобы привлечь зрителя к театру. Это дань моде, искусство пытаются упрощать, чтобы простого обывателя развлечь и привлечь. Мадлена Барциц в силу своего молодого возраста не может пока иначе создать собирательный образ, поэтому получился образ такой взбалмошной героини, но понятной современнику. И в этом, видимо, была задача. В трагедии, отражающей нравы античного времени, все погрязли в крови. Но это не значит, что всё ушло в прошлое. Мы живём в XXI веке, но и сегодня кровная месть не изжита. Поэтому спектакль современен.

Хочу отметить сильный монолог Эгиста про справедливость, который исполнил Саид Лазба, словами великого мыслителя Платона – это обращение к современнику, уместен в спектакле в условиях нелегкого строительства государственности в Республике Абхазия.

Владимир Фунтусов, засл. работник культуры РА:

– Эклектика, к которой прибегают режиссёры, происходит потому, что они не понимают, что это путь к разрушению театра. Но артисты умудряются сохранить живую жизнь. В спектакле не хватает простоты. Но это всё детали, и я думаю, что со временем, спектакль, если его сценическая жизнь будет долгой, очистится от этого. Я, пользуясь возможностью, хочу передать персональную благодарность артисту Русского театра драмы Кесоу Хагбе, благодаря которому молодые талантливые люди получили образование в Петербурге, и сейчас создают славу театров Абхазии. Не могу не вспомнить и Бочу Аджинджала, уникального человека, к сожалению ушедшего от нас в 2019 году. Его роль в становление молодых артистов не оценима.

Ирина СЕЛИВАНОВА, лауреат премии СЖ Санкт-Петербурга и ЛО «Золотое перо»

Специально для газеты «Республика Абхазия»


Возврат к списку