Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

05.12.2011

Так наращивалась боевая мощь Абхазской армии

Военная промышленность в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 гг.

Военная промышленность – особая отрасль, производящая продукцию для военных целей. Ничего подобного в республике перед войной не было. Если производство сельхозпродуктов для войск наладилось сразу, то для производства техники, вооружения требовались научно-технические расчеты, специальные материалы, а по некоторым направлениям – обучение специалистов.

В первый же день войны встал вопрос об обеспечении воинских формирований вооружением, техникой, боеприпасами.

24 августа 1992 г. вводится должность заместителя Командующего Вооруженными силами Республики Абхазия по вооружению. На эту должность назначается кадровый офицер, на то время подполковник П.Лещук. Его сменил П.Ардзинба. С образованием Министерства обороны полковник П.Ардзинба назначается заместителем министра обороны РА по вооружению и технике.

П.Лещуку была поставлена задача по обеспечению армии специальной техникой, аппаратурой, обмундированием, бронежилетами, и с этим он успешно справился.

27 марта 1993 г. Президиум Верховного Совета РА назначает на должность заместителя министра обороны по вооружению и технике В.Хагба.

Все они прикладывали максимум усилий для организации военной промышленности республики.

Постановлением Президиума Верховного Совета РА, 14 ноября 1992 г. был образован Комитет оборонной промышленности. Председателем Комитета был назначен З.Авидзба. Его сменил Н.Хашба.

7 декабря 1992 г. заместителем председателя Комитета оборонной промышленности по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам был назначен кандидат технических наук, а в последующем доктор технических наук А.Марколия.

Противокорабельная борьба – главная задача, поставленная перед научно-технической группой, – выполнялась по двум направлениям:

– радиоуправляемые мини-лодки для поражения надводных целей;

– подводные морские мины.

В короткие сроки группа в составе А.Инал-ипа, Б.Бжания, А.Марколия, В.Тания, В.Тарба, В.Кураскуа, А.Шанава разработала проект и изготовила радиоуправляемую лодку-торпеду. Изделие успешно прошло испытание. Однако при обстреле лодки снарядами электромагнитные помехи от разрывов близко падающих снарядов сбивали систему наведения. И все же был главный результат – противник боялся подходить к нашему берегу.

Уже 11 декабря 1992 г. А.Марколия доложил председателю Комитета о готовности к боевому применению подводной морской заградительной мины. Изделие уникальное и может успешно использоваться даже в современных условиях.

На базе гудаутского завода «Луч» организуется цех по ремонту техники и вооружения. Начальником цеха назначается инженер-механик А.Амаба. Директор завода – В.Курмазия.

На базе гудаутского предприятия по ремонту сельхозтехники открывается цех по ремонту боевых машин пехоты, танков, автомобильной техники, стрелкового оружия (начальник цеха – Г.Хасая). Здесь же организовали производство 50-мм минометов и мин к ним и к 82-мм минометам, мин с часовым механизмом и радиоуправляемых мин. Под руководством А.Чамагуа было организовано литье минометных выстрелов.

После освобождения Гагры цеха по ремонту вооружения и техники были созданы в Бзыбском доке (начальник цеха С.Алшунба), и в Цандрыпше (начальник цеха Р.Ласурия).

Руководителям этих цехов была поставлена задача переоборудовать имеющиеся плавсредства – сейнеры, катера, глиссеры, которые в основном поставлял З.Авидзба, из промышленных и прогулочных в боевые. Под руководством И.Воронина на них были поставлены неуправляемые ракетные установки. На этих боевых морских судах моряки под руководством Л.Катиба, Р.Нанба, Ю.Айба совершали поистине подвиги, перехватывая корабли противника в море, обстреливая его береговые объекты, проводя в сложных условиях высадку морского десанта.

И.Чедия и Т.Лакербая установили контейнеры неуправляемых реактивных снарядов на автомобили «ГАЗ-66». Была создана маневренная артиллерийская батарея НУРС, которая под командованием Т.Лакербая выходила на передний край и наносила огневое поражение противнику, постоянно меняя позиции.

Особую роль в изготовлении вооружения сыграли находившиеся в изоляции предприятия г. Ткуарчала. В первые же дни войны здесь был создан оборонно-промышленный комплекс во главе с В.Харчилава.

Уже 15 августа Т.Адлейба, В.Коба, Ю.Чачхалия выпустили первые ручные гранаты и приступили к разработке минометов и мин к ним. В последующем, используя газовые баллоны, наполненные аммоналом, изготавливали мины для подрыва мостов. Также было налажено производство стрелкового оружия.

Для функционирования заводов «Заря», «Аргонавт» и Центральных механических мастерских, на которых производилось оружие, нужна была электроэнергия. И группа под руководством З.Аргуния в составе В.Харчилава, Х.Джинджолия, В.Харчилава, М.Харчилава разработала и запустила минигидроэлектростанцию. Электричеством были обеспечены не только заводы, но и больницы, штабы.

Всю войну заводы в Ткуарчале восстанавливали поврежденную в боях технику и вооружение, производили стрелковое оружие.

А.Зантария и А.Камкия изготовили специальные установки для неуправляемых реактивных снарядов, вооружив ими боевые машины пехоты и успешно использовали эту боевую технику.

На Восточном фронте катастрофически не хватало дизельного топлива как для боевой, так и для транспортной техники. Часть восполнялась трансформаторным маслом, однако этого было мало. И здесь пригодились знания по химии, полученные специалистами в вузах. Из масляничной эмульсии, которая используется для лечения цитрусовых деревьев, путем перегонки получали дизельное топливо, которое использовалось на всех видах дизельной техники.

Для нанесения ударов в глубине обороны противника практически не было самолетов. Но еще до войны П.Лещук закупил для республики первые мотодельтапланы. Передал их руководителю в аэроклуб Ю.Торгашеву. Также безвозмездно передал два автомобиля «ЗИЛ-130», один автоприцеп, радиостанции, большое количество запасных частей. Этим самым была создана база для подготовки летчиков. Молодые сухумчане А.Авидзба, В.Гизизуллин, Ю.Какалия, О.Сирадзе получили в этом аэроклубе первые знания и навыки, которые успешно применяли в ходе войны.

С началом войны группа под руководством П.Лещука в составе А.Авидзба и О.Сирадзе выехала в Тушино, где на законных основаниях было закуплено три мотодельтаплана. В короткие сроки их переоборудовали под легкие бомбардировщики. На месте второго пилота И.Гургулия изготовил приспособление для крепления авиационной бомбы. Днище дельтаплана покрыли титановыми листами с целью защиты летчика от стрелкового оружия. Установили средства радиосвязи. Ю.Ардзинба в селе Лыхны подготовил аэродром.

Уже в сентябре О.Чанба и О.Сирадзе нанесли с мотодельтапланов бомбовый удар по Сухумскому аэропорту. Следующий бомбовый удар О.Сирадзе нанес по противнику в районе Гагры. Нанесение таких ударов, забрасывание противника с воздуха гранатами, газовыми баллонами, заполненными тротилом, ведение воздушной разведки – эти сложные казалось бы, невыполнимые задачи, с большим риском для жизни выполняли пилоты мотодельтапланов. Основные удары наносились ночью, что явилось важным фактором подрыва морального духа противника.

Спортивные самолеты Як-52 под руководством О.Чанба были переоборудованы в самолеты-штурмовики. Неуправляемыми реактивными снарядами летчики наносили эффективные удары по живой силе и технике противника.

Крупнокалиберные снайперские винтовки, подвижные средства противовоздушной обороны и многое другое было сделано руками талантливого народа.

Знания, полученные в высших и средних технических учебных заведениях, ум, находчивость и, главное, воля к победе позволили в короткие сроки наладить военную промышленность республики, что явилось одним из решающих факторов в разгроме противника.

И после войны не только инженеры-механики, изобретатели, но и народные умельцы стремились своим творческим трудом повысить уровень боевой готовности войск. Так, В.Юрьев на гусеничную базу установил 57-мм автоматические пушки. Таким образом была создана батарея самоходно-артиллерийских установок, которая на первых же тактических учениях показала отличные результаты.

Летчики совершенствовали мастерство и намного повысили огневую мощь боевых самолетов. Значительно усилилась и огневая мощь катеров, которые из патрульных переоборудовались в боевые.

Стремление повысить боеспособность армии, быть в постоянной боевой готовности – задача, которую выполняют не только штабы, командиры, солдаты, но и люди технического творчества. Они справились с этим в годы войны и в настоящее время прикладывают максимум усилий для укрепления военной безопасности государства.

М. КИШМАРИЯ, министр обороны РА, доктор военных наук, академик Всемирной академии наук комплексной безопасности, генерал армии


Возврат к списку