Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

25.05.2021

Аналитика

Президенту Российской Федерации В.В. Путину

Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В Володину

ОБРАЩЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

(проект)

Парламент Республики Абхазия высоко ценит шаги, предпринятые Российской Федерацией по защите суверенитета и безопасности Республики Абхазия и в своей деятельности опирается на важнейшие международные договоры в этой сфере: Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между республикой Абхазия и Российской Федерацией от 17 сентября 2008 года, Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве между Республикой Абхазия и Российской Федерацией от 24 ноября 2014 года, Меморандум между Министерством иностранных дел Республики Абхазия и Министерством иностранных дел Российской Федерации по вопросам сотрудничества в международных отношениях от 23 декабря 2008 года, Меморандум между Министерством иностранных дел Республики Абхазия и Министерством иностранных дел Российской Федерации о механизме реализации скоординированной внешней политики от 11 марта 2015 года и ряд других.

Важнейшим приоритетом в сфере стратегического партнерства РФ и РА является реагирование на современные вызовы для национальной безопасности государств – союзников и региона в целом. После Второй Мировой войны международное сообщество сформировало целый ряд международно-правовых норм и стандартов, которые были призваны обеспечивать международный мир и безопасность всех народов вне зависимости от их статуса в международной иерархии. Анализ событий, которые в последнее время происходят в Закавказье и других регионах, позволяет констатировать усиление угроз, прежде всего, для малых государств и малых народов. В этом контексте принципиальным вопросом является квалификация политики Грузии в отношении Абхазии и ее народа в контексте норм международного права. Благодаря Операции по принуждению Грузии к миру в 2008 г. со стороны РФ был предотвращен очередной геноцид в отношении юго-осетинского и абхазского народов, о чем руководители РФ заявили совершенно определенно и публично. Последующее Признание независимости РА и РЮО со стороны РФ создало надежные гарантии безопасности этих малых народов и их государств. Вместе с тем, едва оправившись от военного поражения в 2008 г., Грузия продолжила массированную реваншистскую дезинформационную кампанию одновременно с прежним курсом активной милитаризации на базе сотрудничества с военным блоком НАТО. Тотальное блокирование деятельности Абхазии на международной арене и фальсификация истории грузино-абхазского конфликта привели к тому, что Грузия фактически пытается переформатировать грузино-абхазские войны 1992-2008 гг и грузино-абхазский конфликт в широком смысле в грузино-российский, полностью исключив фактор Абхазии и обвиняя Россию в так называемой «оккупации грузинских территорий». Именно поэтому финальное соглашение Медведева-Саркози по итогам военного поражения (капитуляции) Грузии в ходе Операции по принуждению к миру 2008 г. сегодня представляется ею как всего-навсего Соглашение о прекращении огня, а не окончательные принципы урегулирования, заложившие основу безопасности народов РА и РЮО благодаря решению ключевого вопроса конфликтов – признанию независимого политического статуса РА и РЮО и созданию военно-политических гарантий безопасности. В то же время в рамках переформулирования политико-правовой сути грузино-абхазского конфликта, Грузия пытается уйти от собственной международно-правовой ответственности за совершенные международные преступления перед абхазским народом в течение всего последнего столетия.

В связи с этим в официальную современную доктрину Грузии с недавних пор стал включаться тезис о так называемой «заботе о сохранении идентичности абхазов», а Президент Грузии С. Зурабишвили выступила на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в 2019 г со следующим призывом: «Моим выступлением хочу предупредить весь мир, что в оккупированной Абхазии абхазский язык и абхазская идентичность находятся на грани уничтожения». Президент Грузии подчеркивает, что исчезновение абхазской идентичности, культуры и традиций «станет для человечества невосполнимой утратой». Очевидна попытка переложить собственную вину перед абхазским народом на РФ, добавив при этом и новые грузинские акценты в санкционную политику Запада в отношении России и Абхазии. Ни один грузинский политик никогда не говорил публично об ответственности Грузии за совершенные преступления против абхазского народа, хотя по крайней мере однажды экс-президент Э.Шеварднадзе признал, что ввод войск в 1992 г. в Абхазию был преступлением. Абхазское общество понимает фарисейскую подоплеку этой риторической «трансформации» политического мировоззрения, особенно, на фоне грузинских требований к международному сообществу установить населению Абхазии фактически режим резервации и полной финансово-экономической блокады, при которых ни один народ не сможет не только развиваться, но и физически выживать как социум и государство. При этом на фоне жестких международных санкций в адрес РА осуществляется подготовка Грузии к военному реваншу, что подтверждается ее упорным нежеланием подписывать Соглашение о неприменении силы в рамках Женевского переговорного процесса уже в течение 12 лет, а также Законом об оккупированных территориях (2008 г.) и постоянно звучащими официальными позициями властей о необходимости так называемой «деоккупации» за счет военно-политической поддержки НАТО. Более того, недавнее решение Европейского суда по правам человека о частичном удовлетворении иска Грузии к России о нарушении Европейской конвенции о правах человека в период войны 2008 г. официальные власти Грузии называют «важным рычагом для использования международно-правовых механизмов в деле разрешения конфликтов и восстановления своей территориальной целостности», «новым этапом в борьбе за деоккупацию страны».

В этих условиях общественность и Парламент Абхазии полагают, что деятельность стратегических союзников РА и РФ должна быть активизирована на основе долгосрочной и последовательной концепции сдерживания реваншистских планов Грузии-НАТО по разрушению стратегической стабильности в регионе, а также с учетом общепризнанного в международных взаимоотношениях Принципа Взаимности, подразумевающего симметричный ответ на санкционную агрессивную политику Грузии в отношении Абхазии и РФ. По сути с подачи Грузии Абхазия объявлена виновной стороной в конфликте, чем и аргументируются так называемая международная «политика непризнания», изоляция и санкционные меры в ее адрес. Очевидно, что главной проблемой в этом аспекте является необходимость адекватного реагирования на вопрос ответственности в грузино-абхазском конфликте, а именно - постановка вопроса на международном уровне ответственности именно Грузии за совершенные преступления, без чего невозможно снятие санкций и деизоляция. В контексте общего российско-абхазского подхода к безопасности региона и населяющих его народов представляется важной скоординированная правовая кодификация преступлений против мира и безопасности со стороны Грузии с точки зрения норм международного права, а также регулярное информирование международного сообщества, в особенности, ООН с использованием медийных, экспертных, общественных и политических инструментов влияния на формирование адекватного восприятия феномена современной Грузии как перманентного агрессора и, соответственно, перманентную угрозу региональной стабильности.

В связи с вышеизложенным в числе приоритетных шагов скоординированной политики Парламент РА обращается с предложением к России как к гаранту безопасности РА признать факт системного геноцида абхазского народа со стороны Грузии в качестве главной причины грузино-абхазского конфликта как в его военных стадиях, так и в мирной фазе в течение последнего столетия. Геноцид абхазского народа существенно отличается от многих общеизвестных и признанных международным сообществом геноцидов, как правило, совершавшихся в периоды вооруженных конфликтов, ибо в абхазском случае это был непрерывный целенаправленный геноцид в течение целого столетия с момента военной оккупации Абхазии Грузинской Демократической Республикой (1918 г.-1921 гг.), правопреемницей которой является современная Грузия. Неопровержимые факты позволяют оценить политику Грузии как целенаправленный, непрерывный геноцид в мирные и военные периоды с 1918 г.по сей день в отношении, прежде всего, автохтонного государствообразующего абхазского народа с целью его физического уничтожения и ассимиляции, а также ликвидации абхазской государственности и отчуждения исторической абхазской территории, т.е. как комплекс последовательных мероприятий систематического характера – системный геноцид. Именно Россия впервые на международном уровне обратила внимание на факт геноцида абхазского и югоосетинского народов, мотивируя свое решение о проведении Операции по принуждению к миру Грузии и последующее признание независимости РА и РЮО в 2008 г. В своем недавнем публичном выступлении Президент России В.В.Путин вновь напомнил Грузии основные вехи истории Абхазии и Южной Осетии и квалифицировал политику Грузии как геноцид: «Абхазия развивалась таким образом: когда разваливалась Российская империя после Первой мировой войны, то Грузия предприняла попытки поглощения Абхазии, образовалось независимое грузинское государство, и при помощи германских войск в 1918 году Грузия Абхазию оккупировала. Вели себя оккупанты очень жёстко… По сути говоря, это именно то, что сегодня называется геноцидом… Наши, кстати говоря, правозащитники никогда не обращают на это внимания. Это даже странно. Но по указанию Сталина НКВД во главе с Берией предпринял очень жёсткие меры в отношении абхазов, даже не хочу сейчас воспроизводить, с целью поглощения Грузией этой территории и абхазского народа».

Опасение того, что объективная правда истории грузино-абхазского конфликта будет представлена на международных площадках объясняет столь агрессивную грузинскую политику блокирования контактов Абхазии с внешним миром не только на уровне официоза, но и на уровне простых граждан, общественных активистов, представителей научной и предпринимательской среды, культуры, спорта, детских коллективов и т.д. Жесткие санкции и дипломатический шантаж многих стран в качестве инструмента «политики непризнания» РА, при поддержке США, ЕС и ОБСЕ, несмотря на фарисейские тезисы Грузии о предоставлении ею неких льгот в рамках неприемлемых для абхазов программ реинтеграции в состав Грузии - таких, как «Вовлечение путем сотрудничества», «Шаг к лучшему будущему», фактически на данном этапе означают продолжение геноцида абхазского народа мирными средствами. Речь идет не только о нарушении права на передвижение, но прежде всего о нарушении фундаментального права на РАЗВИТИЕ как таковое, когда происходит «предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее», что является квалифицирующим признаком Геноцида как международного преступления (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, статья 2, пункт с, 1948г. ).

В этом контексте показательно, что санкции США Куба рассматривает как геноцид и добилась определенной поддержки со стороны ООН в этом вопросе, обозначив также размер компенсации ущерба за санкции: «В своем ответе правительство Кубы напомнило о том, что в соответствии с многочисленными резолюциями Комиссии по правам человека и Генеральной Ассамблеи, а также политическими декларациями, принятыми на международных саммитах и конференциях, применение экономических односторонних принудительных мер противоречит Уставу Организации Объединенных Наций и нормам международного права. Правительство указало, что применение односторонних принудительных мер, использующихся в качестве средства политического и экономического принуждения, является посягательством на независимость, суверенитет и право народов на самоопределение, а также на полномасштабное осуществление всех прав человека. Основной жертвой становится население стран, в отношении которых применяются такие меры, в частности, наиболее уязвимые группы общества, такие, как дети, женщины, престарелые и инвалиды…Правительство указало, что односторонние принудительные меры являются ключевым инструментом политики агрессии и враждебности, проводящейся Соединенными Штатами Америки в отношении Кубы на протяжении более 45 лет - политики, которую правительство квалифицирует в качестве акта геноцида на основании статьи 2 с) Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, а также как акт войны и международное преступление».

В Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.) отмечается: «признавая, что на протяжении всей истории геноцид приносил большие потери человечеству, и будучи убежденными, что для избавления человечества от этого отвратительного бедствия необходимо международное сотрудничество», «Договаривающиеся стороны подтверждают, что геноцид независимо от того, совершается ли он в мирное или военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права и против которого они обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение» (статья 1).

В статье 2 подчеркивается, что «под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую».

В статье 3 определяется, что «Наказуемы следующие деяния:

а) геноцид;

b) заговор с целью совершения геноцида;

с) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида;

d) покушение на совершение геноцида;

е) соучастие в геноциде».

Пункты Конвенции ООН о Геноциде (1948 г.) очевидным образом характеризуют непрерывную последовательную политику Грузии в отношении абхазского народа в течение последнего столетия с 1918 г., что отмечается и в правовых актах РА:

• Постановление Верховного Совета Абхазской АССР «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии» (25.08.1990 г.)

• Постановление Президиума Верховного Совета РА «О вооруженной агрессии войск госсовета Грузии против Абхазии» (15.09.1992 г.)

• Постановление Президиума Верховного Совета РА «О геноциде абхазского народа» (15.09.1992 г.)

• Постановление Парламента РА « Об осуждении геноцида и других репрессивных мер против абхазского народа и представителей других народов Абхазии властями Грузинской Демократической Республики и Советской Грузии и преодолении их последствий» (15.10. 1997 г.)

• Постановление Парламента РА «Об осуждении геноцида, этнической чистки и других преступлений, совершенных военно-политическими властями Грузии против населения Абхазии в период грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. (15.10.1997 г.).

Как отмечают эксперты, важнейшим критерием Геноцида как тяжелейшего преступления против человечности является наличие осознанного намерения или умысла, причем, не только на собственно физическое уничтожение определенной группы. Автор термина «геноцид» Р.Лемкин подчеркивал, что «в целом геноцид необязательно означает моментальное уничтожение нации…Он скорее предполагает координационный план действий, направленный на разрушение основ существования национальных групп. Составные части такого плана – уничтожение политических и общественных институтов, культуры, языка, национального самосознания, религии». Интересны и реальные судебные прецеденты, где именно фактор умысла или намерения имел решающие значение при квалификации преступления как геноцид. К примеру, в 1999 году Хорватия подала в Международный суд ООН иск против Сербии по обвинению в нарушении Конвенции ООН о геноциде. Сербия ответила встречным иском только в 2010 г. В окончательном решении Суда отмечалось, что “взаимные обвинения Сербии и Хорватии в геноциде в ходе конфликта начала 90-х годов не нашли подтверждения в Международном суде ООН. Суд признал, что акты, попадающие под определение геноцида совершались югославской армией или сербскими силами в отношении хорватов, как и хорватской армией в отношении сербов в ходе операции “Буря”, но объемы преступлений не были такими, чтобы дать основания утверждать о намерении совершить геноцид. “Суд считает, что даже вместе взятые и интерпретируемые в современном политическом и военном контексте выдержки из Брионского соглашения, процитированные Сербией, как и остальные части документа, не устанавливают существования конкретных намерений, характеризуемых как геноцид».

Еще в советский период в Обращении национальной интеллигенции к центральным властям СССР - Абхазском письме «шестидесяти» (1988 г.) отмечался процесс «насильственного сокращения численности абхазского населения» двумя методами со стороны Грузии: физическим уничтожением и национальной ассимиляцией, что обозначалось термином международного права - «геноцид». Подчеркивалась практика давления на граждан с целью изменения национальности «абхаз» на «грузин», к примеру, в отношении абхазов Галского района. Кроме того, другим способом сокращения числа лиц абхазской национальности было искажение официальных данных переписей разных лет со стороны органов государственной статистики Грузинской ССР. Как отмечается также в вышеупомянутых Постановлениях Парламента РА ( 1990, 1992, 1997 гг.), в разные временные периоды как в условиях мирной жизни, так и в условиях военных агрессий в отношении абхазского народа и государства осуществлялась непрерывная целенаправленная последовательная политика, которая по своим очевидным признакам соответствует определению системный геноцид, исключающий фактор военной или иной случайности и непредсказуемости. Это был непрерывный системный геноцид в течение целого столетия, и именно эта политика Грузии привела грузино-абхазское противостояние к крайней форме радикализации и предопределила невозможность совместного сосуществования абхазов и грузин в рамках единого государства, что отражали и протестные требования абхазов о выходе из состава Грузинской ССР еще в советское время. В этом контексте в ряду многих убедительных доказательств приведем лишь некоторые из них, в том числе с учетом абсолютной правовой безосновательности претензий Грузии на распространение своей юрисдикции на Абхазию.

Международно-правовая база суверенитета Республики Абхазия полностью соответствует современным международным стандартам и была сформирована еще до грузино-абхазской войны 1992-1993 гг., когда Грузия вышла из всех договоров советского периода, тем самым в одностороннем порядке разорвав и правовые взаимоотношения с Абхазией, возникшие между ними именно в рамках СССР. Кроме того, на Референдуме 1991 г. Абхазия высказалась за сохранение СССР, а Грузия, как известно, бойкотировала его и 31 марта 1991 г. провела собственный Референдум о восстановлении независимости Демократической Республики Грузия периода 1918-1921 гг., в котором Абхазия не принимала участия. Принятый на его основе Акт о восстановлении независимости Демократической Республики Грузия (9 апреля 1991 г.) означал, что Грузия сама после выхода из состава СССР окончательно разорвала государственно-правовые отношения с Абхазией, возникшие именно в рамках СССР. По действующей Конституции Грузии (1995 г., Ст.2) территория грузинского государства определена по состоянию на 21 декабря 1991 г., т.е. на момент, когда Абхазия уже не находилась в составе Грузии.

С распадом СССР Абхазия восстановила в соответствии с принципом Континуитета свою историческую государственность, что не позволяет рассматривать случай Абхазии как сецессию (отделение от материнского государства) - в отличие, к примеру, от Косово и многих других стран, ныне членов ООН. Как отмечал основатель современного абхазского государства В. Ардзинба, «понятие сепаратизм не может быть никак применено к Абхазии, потому что она не какая-то часть Грузии, которая отделилась от нее, а самостоятельное, суверенное государство. Абхазия существовала на протяжении столетий. Но в период Советской власти была насильственно присоединена к Грузии». Таким образом, ввод грузинских войск на территорию Абхазии в 1992 г. после распада СССР означал агрессию и оккупацию Абхазии как самостоятельного государства, находившегося на тот момент уже вне пределов юрисдикции новой независимой Грузии. После военной победы над агрессором в Конституции Абхазии (1994 г.) был определен статус РА как демократического правового государства, субъекта международного права. На основании результатов Референдума, в котором участвовало большинство довоенных жителей Абхазии, в 1999 г. был принят Акт о государственной независимости РА с указанием факта восстановления 1200-летней исторической традиции абхазской государственности со времен Абхазского Царства YIII в.

Операция по принуждению к миру грузинского агрессора в 2008 г. и последующее признание независимости РА со стороны РФ и ряда членов ООН с политико-правовой точки зрения решило ключевой вопрос вооруженного конфликта – вопрос восстановления политического статуса РА как независимого государства и легитимировало Континуитет Абхазии в контексте обеих теорий международного права о признании государств - конститутивной и декларативной. Таким образом, и на международном уровне в отношении Абхазии был зафиксирован принцип Континуитета государства, т.е. «непрерывность его существования как субъекта международного права даже в случае временного его исчезновения как социального организма» , в частности, в периоды ограничения суверенитета, аннексии или оккупации.

Действительно, Абхазия периодически подвергалась нашествиям, оккупациям и ограничениям своего суверенитета со стороны различных внешних акторов. После распада Российской империи и недолгого периода независимости, признанной в 1921 г. и Грузией, абхазская государственность вновь была урезана уже при советской диктатуре этнических грузин Сталина и Берия в 1931 г., когда ее статус был вопреки воле народа понижен до автономии в составе Грузии, что вызвало многодневный протестный Народный сход в с. Дурипш. При этом следует отметить, что под Договором об образовании СССР в 1922 г. поставил подпись и полномочный представитель ССР Абхазии Н.Акиртава, поскольку Абхазия являлась одной из республик в составе ЗСФСР, учредивших СССР. Тем ощутимее для народа было насильственное понижение государственного статуса Абхазии в 1931 г. до автономии в составе Грузии, что по своей политико-правовой сути являлось аннексией.

Национально-освободительная борьба абхазского народа не прекращалась весь период грузинской автономии, несмотря на политические репрессии, которые в условиях Абхазии носили этнически мотивированный антиабхазский характер. Как в годы первой оккупации со стороны Грузинской Демократической Республики (1918-1921 гг.), так и в еще более жестокой форме в годы сталинско-бериевского террора 30-40-х гг. были уничтожены практически полностью все абхазское политическое руководство, крестьянство, народные лидеры, интеллигенция.

В 1919 г. Генерал Добровольческой Армии Деникин следующим образом описывал грузинскую оккупацию 1918-1921 гг.: «Абхазский народ составляет главную часть населения Сухумского округа, лежащего на берегу Черного моря между реками Бзыбь и Ингур.Он был вынужден просить помощи у грузин против большевиков. Воспользовавшись этим, грузины ввели в Сухумский округ свои войска, поставили свою администрацию и, сообразно обычным своим приемам, начали вмешиваться во внутренние дела и повели самое беспощадное гонение против выдающихся влиятельных политических деятелей абхазского народа. 15-18 августа 1918 г. грузины силой разогнали Абхазский Народный Совет и произвели многочисленные аресты почетных стариков.В новый Совет были допущены только грузинские подданные и были исключены все абхазцы, армяне, русские и другие, не пожелавшие признать себя подданными Грузии. Эти меры вызвали крайнее озлобление населения против грузин и вызвали резкую оппозицию в Совете. 9-22 сентября Совет был вторично разогнан, и самые уважаемые деятели были арестованы и отправлены в Тифлис в Метехскую тюрьму.Эти события обострили отношение абхазцев к грузинам до крайней степени. Этот крайне свободолюбивый, самолюбивый и воинственный народ никогда не простит оскорблений и притеснений, причиненных ему грузинами, и никогда не примирится с грузинским владычеством… Поэтому абхазские представители просят меня, во-первых, приостановить выборы в Совет под влиянием грузинских властей и, во-вторых, предложить союзному командованию решение о немедленном выводе грузинских войск из Абхазии, дабы избавить абхазский народ от насилий, могущих вызвать кровавую смуту и дать ему возможность приступить к мирной работе. Доводя до вашего сведения такую просьбу официальных представителей абхазского народа, со своей стороны добавлю следующее:1. Ненависть абхазцев к грузинам так сильна, что всякое совместное жительство этих двух народов невозможно, и все равно путем кровавой борьбы абхазцы добьются своей свободы, а потому всякое препятствие в удалении грузин из пределов Сухумского округа только ухудшит дело и вынудит к вмешательству посторонней вооруженной силы для восстановления порядка…».

В 1921 г. британский исследователь К. Беховер в книге « В деникинской России» оценивал Грузию «как классический пример империалистической малой национальности и по отношению к захватам территорий вне своих пределов, и по отношению к бюрократической тирании внутри государства…шовинизм его превосходит всякие пределы». Через 70 лет такую же оценку Грузии как малой империи дал и выдающийся советский ученый, правозащитник А.Сахаров.Это позиционирование Грузии, очевидно, было связано с особым привилегированным статусом Грузии в составе СССР вследствие грузинской этнической принадлежности советских диктаторов Сталина и Берия, покровительствовавших имперским планам Грузии в ущерб соседним народам. Остаточное постбериевское прогрузинское лобби в России и «заслуги» Шеварднадзе перед Западом в развале СССР также способствовали не только абсолютной безнаказанности Грузии за совершенные военные агрессии и геноцид абхазского народа начала 90-х, но и международной поддержке преступной политики Грузии против соседних малых народов, понесших огромные людские потери.

Комиссия экспертов ООН, созданная во исполнение Резолюции 780 (1992 г.) Совета Безопасности в своем заключительном докладе по Бывшей Югославии отмечала, что для осуществления геноцида совсем необязательно уничтожать полностью всю группу, однако «если объектом убийства является по существу все руководство группы, то это может приравниваться к геноциду. Такое руководство может включать в себя политических и административных руководителей, религиозных деятелей, ученых и представителей интеллигенции, крупных предпринимателей и других - и их совокупность может быть убедительным свидетельством геноцида, независимо от того, сколько людей было реально убито» (S) 1994 (674, пункт 94).

По данным Ассоциации памяти жертв политических репрессий в Абхазии, до семи тысяч человек были репрессированы в Абхазии в 30-40-е годы XX века (По переписи 1939 г. численность абхазов составляла 56,2 тыс. чел.) – для небольшого народа это был огромный демографический и политический урон . Как отмечает известный абхазский историк С.Лакоба, на основе трехлетнего изучения и анализа архивных статистических материалов Большого террора в Грузинской ССР «немецкие исследователи пришли к выводу, что в 1937-1938 гг. грузинские власти, помимо указаний из Москвы, проводили и свою собственную линию в репрессивной политике. Задается также вопрос об этнической, расистской компоненте; не усматриваются ли в этом терроре возможные черты геноцида? В пользу такого подхода говорит,например, особенно высокий показатель жителей Абхазии, подвергшихся террору, и "среди них именно абхазы репрессировались в большом количестве". В Постановлении Парламента РА «Об осуждении геноцида и других репрессивных мер против абхазского народа и представителей других народов Абхазии властями Грузинской Демократической Республики и Советской Грузии и преодолении их последствий» (15.10. 1997) отмечается: «…3. Признать актами геноцида абхазов тягчайшие преступления против человечности, совершенные властями Грузинской ССР в 30-40 гг. в Абхазии – уничтожение политического руководства Абхазии, национальной интеллигенции, передового крестьянства, перевод абхазского алфавита на грузинскую графику, закрытие абхазских школ, прекращение радиовещания на абхазском языке, переименование географических названий, фальсификацию истории, искусственное изменение демографической ситуации в Абхазии…5. Признать проявлением национально-освободительной борьбы абхазского народа против колониального режима Советской Грузии массовые народные выступления в Абхазии в 1931,1956, 1964,1967,1978,1989 годах».

В абхазском сценарии большого сталинско-бериевского террора в дополнение к массовым физическим репрессиям и репрессиям против национальной идентичности абхазов осуществлялось массовое переселение грузин из внутренних районов Грузии и назначение на руководящие должности преимущественно лиц грузинской (мегрельской) национальности, что также подтверждает этническую мотивированность политического террора в Абхазии.

После смерти Сталина и Берия в Постановлении Президиума ЦК КПСС от 10.06.1956 г. «Об ошибках и недостатках в работе ЦК КП Грузии»четко констатировалось, что «в Абхазии, Южной Осетии…умышленно проводилась линия на ликвидацию национальной культуры местного абхазского, армянского и осетинского населения, осуществлялась его насильственная ассимиляция» . Позднее, на фоне продолжавшихся регулярных (практически каждое десятилетие с 1931 г.) абхазских протестов факт национальной дискриминации признавал в 1978 г и Э.А. Шеварднадзе, будучи первым секретарем ЦК КП Грузии: «Прямо надо сказать, что в прошлом, в известном вам периоде, в отношении абхазского народа проводилась политика, которую практически следует характеризовать как шовинистическую… такие акции как закрытие школ на родном языке, притеснение национальных институтов… так просто не предаются забвению». Тем не менее в этом же 1978 году в центральной грузинской прессе вновь сообщалось, что на основании Постановления Правительства ГССР «Основные положения схемы районной планировки Абхазской АССР» в 1980 г. в различные районы Абхазии должны были переселить еще 60 тыс. человек, к 1990 г. – 160 тыс., а к 2000 г. – 250 тыс. грузин». В общей сложности в дополнение к уже имевшемуся искусственно созданному этнодемографическому дисбалансу в пользу грузинского этноса в Абхазию планировалось переселить еще 470 тыс. грузин, что вполне вписывалось в общую дискриминационно-ассимиляторскую политику по отношению к коренному государствообразующему абхазскому народу.

Этнодемографическая экспансия под разными предлогами из регионов Грузии в Абхазию являлась мощным фактором политики ассимиляции/грузинизации абхазов. Сама идея колонизации путем заселения опустевших после вынужденного массового переселения абхазов в результате Кавказской войны охватила умы грузинской элиты еще в конце 19 в., о чем свидетельствует, в частности, программная работа Я.Гогебашвили «Кем заселить Абхазию?» (1887 г.): «единственно разумное и целесообразное средство к успешной колонизации Абхазии заключается в осуществлении предлагаемой нами мысли, т.е. предоставлении права малоземельным и безземельным мингрельским крестьянам занять территорию, покинутую абхазами». Эти идеи получили широкое распространение среди грузинской элиты того времени , к примеру, Г.Церетели также пишет: «Вот мы…прибрали новые земли, утвердились в этих странах, значит необходимо, чтобы в этих новых странах мы создали колонии…Однако для заселения этих мест годятся лишь выходцы из Грузии…начиная с Сочинского порта вдоль берега моря в Абхазии и на участке Батум-Коббулети лучше поселить жителей Имеретии и Мегрелии...Расширимся, пока еще имеем время, пока еще не понаехали чужие племена и не поселились на пустующих местах нашего Кавказа».

Грузинская программа колонизации довольно скоро начала реализовываться на практике, однако широкий размах приобрела уже в период абхазской автономии в составе Грузии, что убедительно показывают и данные переписей: в 1886 г. абхазы составляли 85,8 %, грузины - 5,8 % , а в 1989 г. грузины составляли уже 45,7%, доля же абхазов сократилась до 17,8 %. Показательно, что после 1926 г. мегрелы и сваны перестали фиксироваться в переписях как отдельные этнические группы в Грузии. В постсоветский период при принятии в Совет Европы в 1999 г. Грузия взяла на себя обязательство подписать и ратифицировать Европейскую Хартию региональных языков или языков меньшинств (1992 г.) в течение года после вступления, однако до настоящего времени Хартия ею не ратифицирована. Некоторые региональные языки (мегрельский, лазский, сванский) не признаются в Грузии языками, а считаются диалектами грузинского, вследствие чего диалекты государственного языка не имеют права на защиту в рамках Хартии. Для сравнения: в Абхазии среди всех государственных школ помимо абхазских функционируют и государственные национальные школы всех основных проживающих в РА этнических групп: армянские, русские и грузинские.

Как отмечалось в правовых актах советского и постсоветского периодов, «…в нарушение существовавших законов у абхазских сел отбирались земельные участки, куда и заселяли не по своей воле привезенных из разных регионов Грузии крестьян…География и структура расселения грузинских колхозных специальных поселений в районах проживания преимущественно с абхазским населением (Очамчырский, Гудаутский и Гагрский районы), в частности, высокая степень компактности, мононациональность, расположение их между и внутри абхазских сел, вдоль магистральных путей и т.д., при мирном развитии событий имели этноэрозирующую функцию, а в случае оказания сопротивления со стороны абхазов ассимиляционным действиям грузин – военно-стратегическую».

В пользу грузинских переселенцев в 40-е гг. совершались депортации многихэтнических групп : немцы, турки, греки, лазы, татары были высланы из Абхазии в Среднюю Азию и другие отдаленные районы, и практически во всех случаях их дома безвозмездно передавались грузинам, а территории соседних высланных северокавказских народов включались в Грузинскую ССР. В частности, горные районы бывшей Кабардино-Балкарской АССР, граничившие с Грузией, были переданы ей и заселены сванами и рачинцами. Рост территорий Грузинской ССР в советское время за счет чужих земель был внушительным: «в 1922 г. Грузии была передана Юго-Осетинская АО, площадь которой равна 3,9 тыс.кв.км, в 1931 г. –Абхазская АССР – 8,6.тыс.кв км, в 40-е годы – еще 6,7 тыс.кв.км территорий депортированных народов Северного Кавказа. Таким образом, площадь Грузинской ССР за какие-то 30 лет, по воле Сталинского режима, выросла на 19,2 тыс.кв.км, т.е. от 57,2. тыс.кв.км до 76,4 тыс.кв. км. После разоблачения культа личности Сталина и реабилитации народов Северного Кавказа земли, переданные Грузии, были возвращены законным хозяевам. А большинство грузинского населения, заселенное там, было возвращено не в саму Грузию, откуда и было в свое время переселено, а в Абхазию».

Как пишут абхазские исследователи, «к 1944 году…под началом Берия и Гагуа все было подготовлено к депортации абхазов. Однако этому не суждено было случиться. По этому поводу иногда можно слышать, что якобы Сталин «спас абхазов от выселения» потому что, дескать, он хотел их ассимилировать. Действительно, Сталин и Берия хотели ассимилировать многие народы, в том числе и наших братьев-адыгов. Но в 1944 году абхазов спасла не «какая-то случайность» или сталинская теория «ассимиляции», а убедительный героизм сынов и дочерей абхазского народа на фронтах Великой Отечественной войны. 0б этом хорошо были осведомлены члены Политбюро ЦК ВКП(б) и ГКО, решавшие судьбы многих народов, в том числе абхазского. С первых дней войны на борьбу с германским фашизмом встал и малочисленный абхазский народ, который после сталинско-бериевской «мясорубки» насчитывался в пределах 58 тысяч человек. В военкоматы стали поступать заявления абхазских юношей с просьбой отправить их на фронт. Порою и 16—17-летние патриоты завышали свой возраст с этой целью… В общей сложности с 1941 по 1945 годы на фронтах находилось свыше 15,5 тысячи абхазов, что составляло свыше 28 проц. от общего числа народа. При этом героически погибли 5,5 тысячи абхазов. Такая высокая процентность мобилизации абхазов стала возможна по следующим причинам. Во-первых, с начала войны грузинские власти спускали самую высокую по Грузии военно-мобилизационную разнарядку на абхазов. Во-вторых, на абхазов не распространялся малоизвестный приказ Сталина об ограничении мобилизации для некоторых народов в связи с их малочисленностью … Вместе с тем с повестки не сходил вопрос о депортации абхазов. Второй раз этот вопpoc стоял в 1949 г.». Эти планы по депортации абхазов вслед за греками и турками подтверждал историк С.Лакоба еще в 1990 г., т.е. еще до распада СССР и грузино-абхазской войны, отмечавший сопровождавшую намерение депортации пропагандистскую кампанию: «…не случайно именно в этот период, в 1949-1951 гг. были опубликованы отдельные главы грузинского литературоведа П.Ингороква, вошедшие затем в его книгу «Георгий Мерчуле – грузинский писатель Х в., где он выдвинул тезис о том, что абасги-абхазы античности и средневековья не являлись предками современного абхазского народа, а были картвельским ( грузинским) племенем».

В сталинский и постсталинский периоды, даже несмотря на разоблачение культа личности и реабилитацию депортированных народов, политика Грузии в отношении абхазов продолжала носить крайне дискриминационный ассимиляторский характер, который еще до распада СССР национальная элита в известных Абхазских письмах протеста в союзный центр характеризовала как шовинистическую, а позднее и как культурный геноцид. Важнейшую роль стала играть собственно идеологическая и информационная война против абхазов, когда стали появляться многочисленные грузинские концепции пришлости/неавтохтонности абхазов на своей земле, осуществлялось прямое давление на абхазских ученых и историков с целью запретить объективные исследования и выводы, откровенная политика национальной ассимиляции через массовое переселение грузин.

Параллельно шла идеологическая пропаганда среди грузинских переселенцев в контексте неавтохтонности абхазов и исключительности грузинской нации. Все это в результате привело к высокому уровню межэтнической конфронтации, который, как правило, не затрагивал в мирной стадии собственно социально-бытовые взаимоотношения, однако подспудно формировал серьезный конфликтогенный потенциал и этнический стереотип «образа врага» в национальном сознании абхазов и грузин, открыто проявившийся еще до выхода Грузии из СССР. В этот период в грузинской интеллектуальной среде вполне нормально воспринимались и публиковались в официальной прессе, к примеру, в Уставе Демографического Фонда Грузии следующие «научные» сентенции: «Для сбалансированного размножения отдельных наций, проживающих в Грузии, необходимо придерживаться предельного уровня их простого воспроизводства (предельный уровень – двое детей). Желающим расширенного воспроизводства предоставить право выехать на постоянное место жительства за пределы республики». Этот подход, опубликованный в государственных СМИ - газете «Коммунист» также полностью подпадает под признаки геноцида в Конвенции ООН о геноциде (1948 г.) - пункт d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы. Крайне агрессивная шовинистическая риторика и политика Грузии привели к таким вопиющим преступлениям чиновников, как, к примеру, «умерщвление новорожденных абхазов мужского пола в Гудаутском районе главврачом грузинской национальности Схулухия, который в 50-е гг. был осужден за это преступление».

В 1989 г. в Открытом письме Общества святого Ильи Чавчавадзе, национально-демократической партии и грузинской Хельсинской группы к грузинам Северо-Западной Грузии (Абхазской АССР), одним из руководителей которого был будущий первый президент постсоветской Грузии З.Гамсахурдия, открыто высказывались угрозы: «если хотят стать абхазами, то пусть называют себя грузинами и разговаривают на грузинском языке. В связи с этим надо отторгнуть от нынешней Абхазии Гальский, Гулрыпшский, Гагрский, Сухумский и часть Очамчирского района, г. Сухуми, а в Гудаутском и Очамчирском районах создать округа для апсуйцев, своего рода резервации».

Шовинистическая пропаганда, созданный в течение десятилетий этнодемографической экспансии количественный перевес в пользу грузинского этноса, полученное по Ташкентскому соглашению (1992 г.) вооружение бывшего СССР, приглашение полукриминальной грузинской властью на правление страной известного на Западе и в РФ политика, эксминистра Иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе, вступление Грузии в ООН в старых советских границах и в целом общее соотношение сил – все эти факторы позволяли Грузии рассчитывать, что практически безоружное население Абхазии быстро потерпит поражение в ходе запланированной военной агрессии 1992 г. Как отмечается в официальном расследовании Генеральной прокуратуры РА по фактам массовых убийств, геноцида и других тяжких преступлений в период оккупации Абхазии Грузией в 1992-1993 гг., серьезно пострадало не только абхазское, но и все негрузинское население Абхазии, а этническая чистка привела к изгнанию из оккупированных грузинами территорий не только абхазов, но и греков, армян, русских, евреев и др. Так, 15 августа 1993 г. из г. Сухум было депортировано 1200 греков, причем, как правило, от вынужденно уезжавших людей требовали выписку с места жительства и письменное обязательство о том, что они больше не вернутся в Абхазию. При этом преступления против мирных граждан носили особо тяжкий и жестокий характер, применялось оружие массового поражения, запрещенное Женевскими Конвенциями ООН 1949 г.

Степень вовлеченности местного грузинского населения была весьма высокой, что хорошо показывают полученные после победы абхазских вооруженных сил грузинские военные архивы– практически во всех оккупированных районах создавались батальоны из местных грузин. Более того, оставшиеся в период оккупации абхазы подвергались пыткам, убийствам, сожжениям, причем часто по подсказке или требованию своих соседей-грузин.

Грузинская военно-политическая элита не скрывала своих намерений геноцида: к примеру, командующий грузинской армией полковник Каркарашвили в самом начале войны заявил о намерении уничтожить все 97 тыс. абхазов, после чего глава Грузии Э.Шеварднадзе назвал его «грузинским рыцарем», присвоил ему звание генерала и должность министра обороны. Государственный министр Грузии по Абхазии Г. Хайндрава также публично подтвердил, что абхазов «только 80 000…и мы можем легко и полностью уничтожить генетический фонд этого народа, убив 15000 их молодых людей. И мы вполне способны осуществить это».

Тот факт, что вне военной необходимости в самом начале войны 22 октября 1992 г. грузинскими гвардейцами публично в полдень были сожжены Государственный Архив Абхазии и единственный в мире Центр Абхазоведения – Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д.Гулиа, лишний раз подчеркивает намерение уничтожить конкретную национальную группу с ее идентичностью и исторической памятью. 14 декабря 1992 г. над селом Лата грузинскими военными был сбит вертолет, совершавший гуманитарный рейс из осажденного города Ткуарчал. На данном вертолете находились мирные граждане, дети, беременные женщины, пожилые люди. Жертвами этого чудовищного преступления - Латской трагедии стали 87 человек, среди которых были 35 детей и 8 беременных женщин, однако эти преступления не получили даже простого жеста международного сочувствия, не говоря уже о должной международной оценке.

Хотя негрузинское население подвергалось репрессиям в период войны, однако с учетом всего массива историко-политической фактологии можно уверенно утверждать, что именно в отношении абхазского автохтонного народа действия Грузии носили комплексный долговременный последовательный характер с целью его умышленного уничтожения. Это отражено в правовых актах РА, подтверждающих системный характер политики геноцида со стороны Грузии с 1918 г. и весь период автономии. Постановления Парламента РА от 1992 и 1997 гг. квалифицировали действия военно-политических властей Грузии в период грузино-абхазского межгосударственного конфликта 1992-1993 гг. как этническую чистку и геноцид, совершаемые с намерением полного уничтожения абхазов как самостоятельного этноса. Кроме того, в Постановлении Парламента отмечалось, что «в документах штаба 24-й бригады грузинских вооруженных сил, захваченных бойцами абхазской армии в качестве трофея, обнаружен план нанесения 26 декабря 1992 г. массированного ядерного удара по 34 целям, включая населенные пункты Восточной Абхазии». Правительственные комиссии в 1995 г. определили собственно экономический ущерб, нанесенный Грузией, в 11,3 млрд. долларов США. Однако блокируя доступ Абхазии к представлению своей позиции в ООН и других международных организациях, Грузия продолжает фальсифицировать историю грузино-абхазского конфликта и обвинять абхазскую сторону в этнических чистках, геноциде и нарушениях прав человека. Как отмечалось в докладе Миссии ООН по определению фактов (ноябрь 1993 г.), большая часть грузинского населения покинула Абхазию до прихода абхазских войск, что исключает грузинские обвинения Абхазии в этнических чистках грузинского населения.

После военной победы РА в 1993 г. международное сообщество и страны СНГ объявили Абхазии жестокую блокаду. Кроме того, ускоренное возвращение беженцев без необходимой процедуры верификации на предмет их участия в войне, а также деятельность грузинских спецслужб привели к активной диверсионно-террористической деятельности в Галском районе. Вооруженные агрессии и военные провокации осуществлялись в 1994, 1995, 1998, 2001 гг., но были купированы абхазскими военными, однако в 2006 г. грузинские вооруженные силы в нарушение договоренностей совершили оккупацию Кодорского ущелья. В ходе подключения Абхазии к Операции по принуждению к миру Грузии со стороны РФ в 2008 г. Кодорское ущелье было освобождено абхазскими вооруженными силами.

Показательно, что в 2010 г. Шеварднадзе отмечал: «Главной нашей ошибкой и преступлением было то, что тогдашний министр обороны Китовани не должен был входить в Сухуми». Однако Шеварднадзе не стал отрицать, что именно он дал согласие на ввод войск и вооруженную агрессию против мирных граждан Абхазии, тем самым по сути признав и свою собственную ответственность за это международное преступление. Показательны в этом контексте и некоторые международные оценки, в частности, экс-посла США в Грузии об исторической вине Грузии перед абхазами: «У абхазов и осетин была причина, чувствовать себя в Грузии меньшинством. В процессе, когда Грузия пытается сделать себя привлекательной для этих регионов экономически и политически, ей наверное придется переоценить, признать и извиниться за прошлые ошибки».

Современное международное право в числе тяжких международных преступлений определяет следующие преступления:

• тяжкое нарушение международных обязательств, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира и безопасности ( агрессия);

• тяжкое нарушение международного обязательства в целях обеспечения права народов на самоопределение, в т.ч. насильственное сохранение колониального господства;

• тяжкое нарушение международного обязательства в целях защиты человеческой личности (геноцид, рабство, апартеид) и др.

Указанные тяжкие международные преступления были совершены Грузией против Абхазии и ее народа:

1. колонизация и национальная ассимиляция ( с конца 19 в. до 1992 г.);

2. вооруженная агрессия ( 1918 г., 1992 г., 1998 г., 2001 г., 2006 г.);

3. военная оккупация ( 1918-1921 гг., 1992-1993 гг., 2006-2008 гг.) и аннексия ( 1931 г.);

4. противодействие праву народа на самоопределение (с 1918 г. по настоящее время);

5. государственный терроризм ( 1994 – 2008 гг.);

6. системный геноцид автохтонного абхазского народа как в форме прямого физического уничтожения ( 1918-1921 гг., 30-40-е гг. 20 века, 1992 -2008 гг.), так и другими способами в мирное время – с 1931 г. по настоящее время.

Таким образом, можно констатировать, что Абхазия восстановила суверенитет и юрисдикцию над всей своей исторической территорией в полном соответствии с нормами международного права, реализуя право народов на самоопределение, право на самооборону, право на принуждение к миру агрессора (Глава VII Устава ООН ), право на развитие (Декларация ООН «О праве на развитие»,1986), право на самоопределение коренных народов (Декларация ООН о правах коренных народов, 2007), право на антиколониальную борьбу за независимость (Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам, 1960), право на защиту от геноцида со стороны международного сообщества (Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, 1948). Как отмечается в международных документах, в частности, в Резолюции ООН ( 1952 г., 637/VII) «право народов и наций на самоопределение является предпосылкой для пользования всеми основными правами человека», нарушение этого фундаментального права со стороны Грузии означало и нарушение всех основных прав человека, включая тяжкие международные преступления. Поскольку во всех Конституциях советского и постсоветского периодов Абхазия выступала как государство (1925 г., 1927 г., 1935 г., 1937 г., 1978 г., 1994 г.) , то она должна была действовать в рамках так называемой Концепции ООН по защите, т.е. реализовать собственную « ответственность государства по защите населения», о которой говорится в пунктах 138 и 139 Итогового документа Всемирного саммита ООН 2005 года - обязанность защищать «свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности»… в тех случаях, когда государство «явно оказывается не в состоянии» защитить свое население от указанных четырех преступлений и нарушений, международное сообщество готово предпринять коллективные действия «своевременным и решительным образом», через Совет Безопасности и в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций». Эта обязанность абхазского государства по защите своего населения от военной агрессии и геноцида была реализована в ходе оборонительной справедливой Отечественной войны народа Абхазии против Грузии. В 2008 г. Операция по принуждению к миру Грузии также была мотивирована «обязанностью по защите населения от геноцида и военных преступлений» со стороны России, поскольку большинство населения Южной Осетии и Абхазии имели помимо национального второе гражданство РФ.

Многие государства выработали в своих национальных законодательствах меры по предотвращению и наказанию за преступление геноцида, равно, как и меры по криминализации (уголовной ответственности) отрицания, оправдания или умаления результатов геноцида как международного преступления. В частности, такие меры существуют в европейских странах и в РФ в отношении холокоста – геноцида евреев во период Второй Мировой войны. Кроме того, в РФ официально признан и геноцид армянского народа со стороны Османской Империи (1915 г.). Как отмечалось выше, в 2019 г. Президент РФ В.Путин в комментариях СМИ по поводу Южной Осетии и Абхазии вновь после 2008 г. повторил правовую оценку политики Грузии в отношении абхазского народа как геноцид и более того, выразил удивление, что правозащитники не уделяют данному вопросу должного внимания.

Однако международное сообщество по отношению к абхазскому народу вопреки общепризнанным нормам в вопросе предотвращения и наказания за преступление геноцида поддерживает международного преступника - Грузию, продолжающую политику системного геноцида в отношении малого автохтонного государствообразующего абхазского народа, что чревато его полным исчезновением как этноса. Более того, истощенный системным геноцидом абхазский народ, как и все население Абхазии, подвергается жестким международным санкциям, в частности, таким, как принятые решения США о санкциях в отношении всех стран, сотрудничающих или оказывающих реабилитационную поддержку Абхазии. Эти меры тотального международного давления и изоляции абхазского народа ограничивают возможности не только развития, но и его физического выживания, что отражается в критических демографических показателях и по своей сути также направлены на депопуляцию автохтонного государствообразующего абхазского народа. Указанные международные политико-экономические санкционные меры фактически предполагают «предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее», а также «меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы», что является квалифицирующими признаками Геноцида как международного преступления (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, 1948г., cтатья 2 , пункты с, d ).

Между тем общепризнанным фактом должно стать понимание того, что именно вековой, непрерывный и все еще продолжающийся системный Геноцид автохтонного государствообразующего абхазского народа со стороны Грузии являлся причиной и политико-правовой сутью грузино-абхазского конфликта. В соответствии с современными трендами международного права и практики его применения такие преступления, как военная агрессия, оккупация, колонизация, массовые грубые нарушения прав человека, дискриминация по этническому признаку, национальная ассимиляция и геноцид являются теми чрезвычайными обстоятельствами, при которых международное сообщество признает право дискриминируемого народа на самоопределение в форме независимого государства, тем более, что в абхазском случае речь идет не о сецессии, а о восстановлении исторической государственности после периода длительной колонизации и системного геноцида государствообразующего народа. Международная практика в отношении государств, совершивших тяжкие международные преступления состоит, как правило, в том, что на них не распространяется принцип равноправной стороны в отношениях или переговорах, но действует принцип принуждения к тем или иным решениям, соответствующим тяжести совершенного ими преступления. Этот подход, очевидно, должен действовать и в отношении Грузии как государства, совершившего тяжкие международные преступления.

В соответствии с Конвенцией ООН «О неприменимости срока давности в отношении военных преступлений и преступлений против человечества» (1968 г.) Парламент Республики Абхазия обращается к Российской Федерации как к гаранту безопасности малых народов и государств, включая и ее стратегического партнера Республику Абхазия, в интересах защиты норм международного права, региональной безопасности и долгосрочного мира с просьбой официально признать:

1. Системный Геноцид государствообразующего автохтонного абхазского народа со стороны Грузии в период 1918 - 2021 гг.

2. Необходимость постановки на международном уровне, включая Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности ООН, вопроса о Системном Геноциде автохтонного абхазского народа со стороны Грузии и международном признании обоснованности национально-освободительной антиколониальной борьбы абхазского народа против Грузии с целью восстановления своей исторической государственности.

3. Необходимость привлечения Грузии к международно-правовой ответственности за совершенные преступления против человечества – неоднократные вооруженные агрессии и вековой Системный Геноцид абхазского народа.

4. Необходимость компенсации ущерба Республике Абхазия со стороны Грузии и ее международных покровителей за весь столетний период Системного Геноцида и многократных вооруженных агрессий.

Лейла ТАНИЯ, автор проекта-обращения


Возврат к списку