Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ НАУКЕ 11.05.2021

ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ НАУКЕ

(К 80-летию Юрия Николаевича Воронова)

Одним из виднейших исследователей истории как Кавказа, так и Абхазии является Юрий Николаевич Воронов. Большую часть своей жизни он отдал исследованию древней, средневековой и новейшей истории своей горячо любимой родины – Апсны.

Юрий Николаевич родился 8 мая 1941 г. в селе Цебельде (Цабал, Республика Абхазия) в родовом имении Вороновых – усадьбе «Ясочка». Ещё в школьные годы Ю.Н. Воронов основательно познакомился с Цебельдинским краем. Надо сказать, что это место уникальное – это был перекресток различных культур. Здесь проживали абхазы: апсилы, мисимиане, на этой территории бывали римляне, византийцы и другие народы. Уже тогда Юре, переходившему в 10-й класс, известный археолог Л.Н. Соловьёв (в будущем его наставник) предложил заняться археологией. Юрий Николаевич пишет: «Я замялся, мне как-то не приходило в голову, что мои наблюдения над канавками и размывами вокруг дома, начавшиеся ещё в 1945 году, с момента первых раскопок, проведённых здесь И.А. Гзелишвили, могут вылиться в серьёзную профессию». В 1965 г. Ю.Н. Воронов окончил Ленинградский университет (учился он на Восточном факультете). Вернувшись в Абхазию, через некоторое время он становится сотрудником отдела археологии Абхазского института языка, литературы и истории. Уже в 1969 г. вышла первая монография учёного «Археологическая карта Абхазии» – солидный труд с 49 таблицами.

Юрий Николаевич был по-настоящему учёный с большой буквы, который стремился донести свои знания всем людям. Он одновременно жил и прошлым, которое скрупулезно изучал, и сегодняшним днем, и будущим, легко переносясь из одного века в другой. Он абсолютно не способен был действовать вопреки истине, научным фактам. Его жизнь в археологии была счастливой, но отнюдь не легкой или безоблачной, во многом из-за его представлений о порядочности и бескомпромиссности. Он принимал только то, в чем был полностью убежден, и до щепетильности был честен в оценке фактов.

Это был человек широкого спектра. Но именно Цебельда, где он родился и вырос, археологическое богатство этого места определили его основную сферу научной деятельности. Можно сказать, что Цебельда породила его, а он, в свою очередь, цебельдинскую экспедицию, ставшую поворотным моментом в жизни Юрия Николаевича.

Её целью было изучить археологические памятники древнеабхазского населения – апсилов. Под руководством Ю.Н. Воронова в 1977 г. экспедиция начала свою работу в самом сердце исторической Апсилии – у крепости Цибилиум (Цебельда, Цабал). До 1986 г. она не прекращала свою работу. За 10 лет цебельдинской экспедицией было раскопано 500 могил и выявлено более 80 тысяч разнообразных изделий.

Работы Ю.Н. Воронова и прежде всего его раскопки и описания Цебельдинской культуры в значительной степени способствовали адекватному воссозданию основных контуров истории Абхазии того времени в изучении её средневекового периода, когда сведения источников не находили убедительного подкрепления в археологическом материале. Изучая Цебельду, Юрий Николаевич постоянно обращался к свидетельствам византийских историков, пытаясь, и у него это получалось, через сопоставление археологических данных и скупых летописных строк подойти к решению важнейших вопросов в истории Абхазии, а вместе с ней и всего Восточного Причерноморья.

Основные итоги цебельдинских исследований Ю.Н. Вороновым были подведены в специальных монографиях, чаще в соавторстве с Олегом Хухутовичем Бгажба – коллегой и другом, с которым он вместе работал в археологических экспедициях. Сегодня О.Х. Бгажба – доктор исторических наук, профессор. Они прекрасно понимали и дополняли друг друга, и их дружеский и творческий тандем дал блестящие исследовательские результаты, нашедшие отражение в многочисленных, тщательно подготовленных публикациях.

Одно из направлений исследовательских интересов Ю.Н. Воронова было связано с изучением механизмов древних коммуникаций, в частности функционирования транскавказских путей и перевалов, связывавших северную и южную части региона.

Ю.Н. Воронов вел работы не только в Абхазии. Ряд весьма плодотворных раскопочных сезонов он провел на сопредельной территории Краснодарского края, в частности в районе Сочи, оставив у коллег добрые впечатления о себе.

Будучи по природе человеком доброжелательным и тактичным, Юрий Николаевич становился непримиримым, когда дело касалось его научных взглядов и морально-этических воззрений. Он служил Науке. В нём жил дух борца! У него было обостренное чувство настоящего, и он мгновенно и точно реагировал на любую фальшь, декорацию, неправду. Он придерживался постулата: «Путь к Истине тоже должен быть истинным...».

Важным итогом всей его научной работы стала защита докторской диссертации «Восточное Причерноморье в железном веке (VIII в. до н. э. – VIII в. н. э.)». Защита длилась семь часов. Конференц-зал Института археологии в Москве был переполнен. Несмотря на то что из Грузии прибыли его оппоненты с намерением специально сорвать защиту диссертации, они неожиданно для себя своими выкриками и вызывающим поведением «достигли» прямо противоположного результата – Юрий Николаевич единогласно защитил докторскую диссертацию, оказался на высоте.

Конечно, деятельность блестящего ученого нравилась далеко не всем. С приходом к власти в Грузии З. Гамсахурдиа травля Ю. Н. Воронова ещё более усилилась: «В грузинских газетах, по телевидению, на радио и в прочих изданиях насаждался образ «лжеученого», «фашиста», «русского оккупанта» Юрия Воронова.

Последние годы жизни Юрия Николаевича неразрывно связаны с общественно-политическими событиями, которые происходили вокруг горячо любимой им Абхазии. Апогеем этих событий стала Отечественная война народа Абхазии (1992–1993 гг.). Еще до войны в 1991 г. Ю. Н. Воронов был избран депутатом Верховного Совета Абхазии, работал в комиссии по правам человека и межнациональным отношениям. Он совмещает работу в Парламенте с общественной деятельностью, является членом-корреспондентом Международной Славянской академии наук и сопредседателем Конгресса русских общин Абхазии. Работая много и увлеченно на политическом поприще, он продолжает и научную работу – Юрий Николаевич становится профессором Абхазского государственного университета и директором Цебельдинского историко-архитектурного заповедника. Одна за другой следуют научные командировки во Францию, Италию, Англию.

По окончании войны 30 сентября 1993 г. Ю. Н. Воронов был назначен вице-премьером Правительства Республики Абхазия. В неимоверно тяжелых условиях послевоенной разрухи он работал для консолидации всего населения республики, преодоления последствий войны, много говорил и писал о том, что после победы в войне следует пройти не менее сложное «испытание миром». Он был полон надежд и планов.

11 сентября 1995 года Юрий Николаевич был зверски убит на пороге своей квартиры.

К великому сожалению, нет более Юрия Николаевича с нами, но мы его помним и неизменно будем с большой благодарностью вспоминать всё, что он сделал для Абхазии как ученый, как политик и гражданин.

Каждый год в день его рождения и в день гибели общественность, руководители Абхазского государства, друзья, коллеги Юрия Николаевича, студенты, ученики приходят к могиле во дворе Абхазского государственного музея, чтобы почтить его память. Именем Ю. Н. Воронова названы улица в центре Сухума – столицы Республики Абхазия, аудитория в Абхазском государственном университете, Научно-культурный центр, Сухумская средняя школа № 3.

Это и есть та подлинная народная любовь к дорогому Юрию Николаевичу Воронову. Она навсегда останется в наших сердцах.

А.И ДЖОПУА, В.А. НЮШКОВ


Возврат к списку