Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
СУХУМСКИЙ ДАЛИ
Кто-то из мудрецов заметил: наша беда в том, что мы переживаем жизнь так, будто в ней есть правила. А их нет...
– А действительно ли их нет? И свобода самовыражения превыше догм и канонов, в том числе и христианских?
Такие непростые вопросы одолевали меня после посещения выставки художника Адгура Ампар «Межвременье».
Экспозиция открылась 30 марта в Центральном выставочном зале Союза художников в Сухуме. При первом же погружении в мир полотен художника зритель понимает: в культурном пространстве Абхазии – большое творческое событие. От многих присутствующих гостей, среди которых были и признанные мастера кисти, приходилось слышать: «Ампар – это наш сухумский Сальвадор Дали».
Метафоричность как символ иносказательности, высокий уровень мастерства, внутренний протест всему чуждому в себе, глубокий символизм, индивидуальная напряженная философия, честность и особый творческий нерв – все это позволяет говорить об Адгуре Ампар как о большом художнике.
В жизни мастера живописи было место принятию Таинства Крещения в Лыхненском храме, служение христианской вере иеромонахом. Будучи человеком воцерковленным, Адгур Ампар использовал свое личное право на выбор и решился рассмотреть эволюционный путь развития. Сегодня он всецело отдан творчеству.
Словесные штампы или комплиментарный гламур не могут служить оценкой таланта художника. Слишком сложен, бесконечно противоречив и заманчив внутренний космос Адгура Ампар.
– Из человека верующего и религиозного я стал эволюционистом. И процесс эволюции меня вдохновляет. А сравнение с Дали – для меня даже лестно, – с улыбкой уточняет Адгур. – Что же касается религиозности и эволюционности – это разное толкование мира. Суть человека неизвестна. Предназначение неизвестно. Преображение человека в руках человеческих. На выставке как направление живописи доминирует сюрреализм. В последнее время стал вносить символизм, но в сюрреализме он имеет отдельную область.
Текущий момент художник рассматривает как вызов, на который надо дать ответ.
– Перед Абхазией тоже стоит выбор, и существуют серьезные проблемы, которые надо решать. И никто кроме нас этого не сделает. В своем творчестве я обращаюсь и к социальным темам, которые мне не безразличны. Абхазию ждет новый этап. Я это предчувствую...
Директор ЦВЗ Эльвира Арсалия отметила:
– Адгур Ампар предлагает образы, которые его по-настоящему волнуют. Сакральность межвременья он разделяет со зрителем.
Директор Центра детского творчества Рамин Ратия отметил уникальное свойство полотен художника:
– Работы Адгура Ампар органичны для любого современного пространства. У них отсутствуют привычные нам рамы. Картины стильные, будут отлично смотреться в любом современном офисе. – Это, на мой взгляд, живопись завтрашнего дня, – продолжает Р. Ратия. – У Адгура присутствует сочетание академизма и эстетики оформления. Работы хороши не за счет оформления, а благодаря силе. Для меня Адгур родной человек. Мне посчастливилось учиться у его отца, прекрасного художника Тариела Ампар. В довоенном 1991-м Адгур был моим учеником, а когда он принял сан, то стал моим крестным отцом. Такое вот переплетенье судеб...
Выставка произведений художника Адгура Ампар «Межвременье» продлится до 10 апреля текущего года.
Нина СПАССКАЯ