Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Достойный сын своего народа 14.03.2011

Достойный сын своего народа

Проходят годы, все дальше отдаляя нас от времени, которое осталось в летописи теперь уже несуществующей совет-ской страны. Но мы не можем не помнить о людях, всей своей жизнью писавших страницы этой самой истории. Я хочу рассказать о Владимире Дмитриевиче Тания, которому в марте этого года исполнился бы 81 год. К сожалению, он не реализовал многих своих планов. Но прожил достаточно насыщенную жизнь и оставил после себя добрую память. Не обо всех людях, в разные годы занимавших высокие партийные посты, сохранились хорошие воспоминания. Правда, бытует мнение, что плохое стирается из памяти, остается лишь хорошее. Но это не так. И то, и другое помнят. Запомнили Владимира Дмитриевича не только как первого секретаря Гудаутского райкома партии, но и как верного и надежного друга и соратника.

Чтобы портрет этого видного общественного деятеля получился полным, необходимо обратиться к его биографии.

Владимир Тания родился 16 марта 1930 г. в Сухуме в семье служащих. Счастливое детство закончилось быстро. 30-е годы ХХ века были отмечены страшными репрессиями. Его отец Дмитрий Тания был арестован в 1938 году. Одной матери Володи поставить на ноги троих детей, оставаясь в Сухуме, было крайне сложно. Семья вынуждена была переехать в село Дурипш, где жили близкие родственники. Дети пошли учиться в среднюю школу, а мама стала работать в колхозе. Окончив школу, Владимир Тания поступил в Бакинское мореходное училище. Мечтал бороздить морские просторы, повидать дальние страны. Однако всю свою дальнейшую жизнь посвятил работе с людьми и на земле. Из-за графы в паспорте о репрессированном отце ему пришлось оставить учебу в Баку. Он поступил в Сухумский педагогический институт. Начал трудовой путь в 1954 г. учителем русского языка и литературы в дурипшской средней школе. И уже спустя год его как активного и инициативного комсомольца рекомендовали кандидатом в члены КПСС. Через год назначили директором лыхненской средней школы. Вскоре начался карьерный рост по комсомольской и партийной линии. Три года В. Тания возглавлял Гудаутский райком комсомола. На следующие пять лет В. Тания был избран председателем исполкома Гудаутского райсовета депутатов трудящихся. Здесь хочу провести грустную параллель: именно с этого поста в 1938 году был репрессирован отец Владимира, которого в том же году расстреляли. Прошло непростых для семьи 24 года, и сын занял место отца, продолжив его дело. К этому времени Дмитрий Тания был полностью реабилитирован.

С 1967-го по 1973 год Владимир Тания являлся первым секретарем Гудаутского райкома партии. Именно в эти годы к нему пришли любовь жителей района и авторитет, которые он заслужил своей работой, посвящая ей всего себя.

Как вспоминают его сверстники, соратники, другие люди, еще до начала каждого рабочего дня В.Тания выезжал в села. Рано утром его можно было встретить на чайной плантации или животноводческой ферме. Эту практику потом применяли в своей деятельности многие его последователи. Куда не доезжал транспорт, он приходил пешком. Его чаще видели в простой одежде и высоких сапогах, чем в галстуке. И это не было пиаром, как принято говорить сейчас. Так он работал, общаясь с людьми там, где они жили и трудились. Он умел разговаривать с ними, выслушивать их, прислушаться к советам старших. Умение слушать не только себя пригодилось бы многим и сегодня. Наверное, и ошибок совершалось бы меньше. Видя такой пример В. Тания, подтягивались и председатели колхозов, и агрономы, и бригадиры.

Иван Владимирович Шамба, который сейчас руководит Гудаутским РК Компартии Абхазии, работал в одно время с Владимиром Дмитриевичем. Тем ценнее для нас его воспоминания:

– Мне посчастливилось видеть в деле многих секретарей райкома партии. И могу сказать, что с Владимиром Дмитриевичем работать было в удовольствие. Он как будто жил на работе и для нее. В те годы я возглавлял райотдел образования. Все наши вопросы он выслушивал и ни один не оставлял без ответа. Кстати, именно в те годы были построены наши лучшие школы – бамборская и ачандарская, комфортные детские сады. А сколько было проложено сельских дорог, проведено линий электропередач, водопроводных сетей! Он преданно служил своему народу. Потому память о нем и жива, хотя его давно нет с нами. Было у него много положительных человеческих качеств. Я скажу об одном – он никогда не принимал быстрых решений, особенно если это касалось ответственного работника. Он давал возможность человеку проявить себя, давал ему шанс. Не держал зла даже на тех, кто писал жалобы, анонимки.

Юлия Захаровна Папба, которой в свое время довелось стать первой из числа женщин секретарем райкома партии, считает: ей повезло в жизни, так как она работала с прекрасными людьми, оставившими яркий след не только в ее биографии, но и в судьбе нашей страны. Юлия Папба, вспоминая тех, у кого она училась мудрости жизни, набиралась опыта, с большим уважением отмечает Владимира Тания. Для нее он являлся настоящим старшим другом, у которого она всегда могла найти поддержку и мудрый совет в решении сложного вопроса:

– Я начинала свою деятельность в Гудаутском райкоме комсомола при Валерьяне Османовиче Кобахия, прекрасном человеке, которого я вспоминаю с искренним уважением, – делится Юлия Папба. – Вскоре первым секретарем райкома партии назначили Владимира Дмитриевича Тания. Это был человек новой для того времени формации. Сейчас бы о нем, наверное, сказали – трудоголик. Его отличительной чертой можно назвать умение слушать собеседника. Как руководитель он был достаточно строгим, но когда было нужно, он отстаивал и защищал интересы подчиненных. О том, каким патриотом своей страны был он, особо не нужно говорить. Для нынешнего поколения, живущего в свободной, демократической стране, возможно, и представить трудно, каково было секретарю райкома партии выражать интересы своего народа. Его выступления отличались эмоциональностью, когда речь шла о насущных проблемах, которые абхазское общество поднимало. А вопросы эти не снимались никогда. Тания, будучи ответственным партийным работником, не стоял в стороне, а был в гуще значимых событий. И это характеризует его как достойного сына своего народа. Я всегда была уверена, что в его лице у меня есть друг, который не подведет ни при каких обстоятельствах. Многому мы учились у него, перенимали его опыт общения с людьми, принятия решений.

Ражден Датович Агрба, директор Чернореченского форелевого хозяйства, близкий друг Владимира Тания, говорит:

– Мы были знакомы с Владимиром Дмитриевичем с самого детства, учились в одной школе. Можно было уже тогда предположить, что у него большое будущее. В нем явно прослеживались качества лидера и организатора. Потом жизнь нас разъединила. Я уехал учиться, в 1961 году дипломированным специалистом приехал в Гудауту и начал работать в Чернореченском форелевом хозяйстве. Вскоре меня перевели на работу в райком партии, вначале инструктором, затем заведующим отделом пропаганды и агитации. И только в 1969 году я вернулся на свою работу – директором хозяйства, которым руковожу до сих пор. Говоря о Тания, хочу сказать, что мне повезло в жизни, так как я работал и дружил настоящей мужской дружбой с этим замечательным человеком. Он относился к той плеяде сыновей Абхазии, которые не просто занимали номенклатурные должности, а посвятили себя служению интересам народа. Владимир Дмитриевич был высокообразованным человеком, обладал ораторским талантом. Он мог выступать при любой аудитории несколько часов, причем не читать доклад, а использовать лишь тезисы. О работоспособности Владимира Тания хорошо знают многие. Своей работе он посвящал столько времени, сколько было нужно. И результаты были очевидны. С ним работать было одновременно и легко, и сложно. Легко, потому что всегда можно было спросить у него, а сложно, потому что нужно было и самому совершенствоваться. Он настолько хорошо был осведомлен, как и чем живет село, что на аппаратных совещаниях председатели колхозов не могли найти какие-то отговорки. Все прекрасно знали, что Владимир Дмитриевич сам приезжал в села, чтобы удостовериться, как подрезали чай, сколько собрали табака и т.д. Принципиальный и строгий в работе, он был мягким и ласковым дома, особенно к детям. Я могу отнести себя к его друзьям. Мы много времени проводили вместе, могли спорить по разным вопросам. Он отстаивал свою точку зрения, но умел признавать свои ошибки, что очень важно для руководителя и просто человека. Не могу не сказать о главном качестве Владимира Дмитриевича. Это – его большая любовь к Абхазии, своему народу. Именно таких как он, называют патриотами своей страны. Дай Бог, чтобы такие личности, беззаветно служащие своему народу, образованные, несущие в себе кодекс чести абхазов, всегда были в Абхазии.

Но жизнь состоит, к счастью, не только из рабочих будней. Владимир Дмитриевич, отдавая свое время работе, был уверен, что дома у него все хорошо. Он сполна доверял своей супруге Галине Игнатьевне Арджения и в части воспитания детей, и в других вопросах быта. Галина Игнатьевна вспоминает, как взрослея, дети становились все ближе к отцу. А для нее было непременным дождаться его с работы, накрыть стол. Он предпочитал абхазскую кухню, и дома его всегда ждали любимые блюда. Скольких гостей района и республики встретила гостеприимная хозяйка, перечислить невозможно.

Заслуги известного партийного и общественного деятеля Абхазии В. Тания отмечены орденом «Знак Почета», юбилейной ленинской медалью, почетными грамотами. Но ярче правительственных наград – благодарная память его коллег, друзей, народа. Коммунисты Абхазии внесли предложение об увековечении памяти своего товарища по партии и по жизни – назвать одну из улиц Гудауты его именем. Такое решение было бы правильным и справедливым.


Возврат к списку