Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

В гостях у Вики Дума 16.03.2021

В гостях у Вики Дума

СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА ИБРАГИМА ЧКАДУА

(газетная версия)

– Ибрагим, Вы известны как фотограф, получивший престижную премию «Золотой глаз», как режиссёр документальных фильмов, как журналист, который вёл передачи на телевидении, сейчас вы снимаете художественные короткометражные фильмы. Первый фильм был «Выбор камня», а в преддверии Нового года на канале «Абаза» был показан ещё один фильм «Первая ёлка». Как родились идеи фильмов?

– У меня много разных интересов и не только тех, что вы перечислили. Это, думаю, не уникальное качество для людей творческих профессий. Я еще собираю карты, на которых указана Абхазия, а также по мере возможности другие коллекции, в частности, о творчестве Фазиля Искандера. Такой разброс интересов во многом продиктован ощущением цейтнота. Я, как многие из моего поколения, не очень-то имел время и возможности для созидания. А что касается фильма «Первая ёлка», то идея пришла совершенно случайно. На просторах интернета появилась информация, что грузинский исследователь нашел в Британской библиотеке фотографию 1900 года, на которой изображены люди около новогодней ёлки. Эта фотография принадлежала семейству Купер и сделана была в Сухуме. Из чего следовало, по утверждению грузинского исследователя, что это первое документальное подтверждение празднования Нового года в Грузии в нынешнем виде. Факт нахождения этой фотографии не мог не порадовать, а вот утверждение историка только в очередной раз покоробило. Умудриться даже в таком факте притянуть политику, не могло не зацепить. А с другой стороны, сразу подумал, что это хорошая основа для сюжета небольшого фильма. Так что от досады ничего не осталось, а наоборот, даже благодарен грузинскому историку за то, что нашел эту фотографию, и за то, что «спровоцировал» ответить на его политические манипуляции языком кино.

Это был мой второй опыт постановки короткометражного кино. Как всегда, мои начинания поддержала компания ЗАО «Аквафон», и я решился снимать. Правда, в подготовительный период я не раз жалел, что взялся за такую сложную задачу. Воссоздавать атмосферу 120-летней давности, оказалось не очень легко. Это и костюмы, и декорации, и реквизит, а самое главное – исторический контекст. Я решил сделать главных героев сотрудниками Индо-Европейского телеграфа, один из линейных узлов которого находился в Сухуме. Изучал историю этой компании, как работал телеграф и многое другое. Моё историческое образование оказалось очень кстати. Подготовительный период занял несколько месяцев, а сами съемки буквально несколько дней. Когда уже был написан сценарий, случилась поездка в Лондон, и я решил добавить современную обложку к фильму и снял лондонские эпизоды со студенткой из Абхазии. Вообще, работа с самого начала «хотела получиться», потому что все способствовало ей. И неожиданной поездкой в Лондон, и особенно членами команды, которая мне помогала. Хотел бы отметить прекрасных художников по костюмам, съемочную группу и, конечно, актеров. Отдельно хотел бы отметить музыкальную часть фильма. Ее создал Анри Гунба, за что я ему очень благодарен.

– Сложно проходили съемки?

– Сложности сопровождают любую работу, а тем более творческую, но это нормально. Много людей знакомых и малознакомых как только узнавали, что нужно их содействие, сразу и безоговорочно помогали нашему проекту. Это очень вдохновляет и заряжает дополнительной ответственностью. Главная же сложность была в том, что натурных съемок было немного, и это вынужденная мера. В нашем городе почти не осталось мест начала 20 века в аутентичном виде. У нас много стилистических архитектурных слоев в городе, но, к сожалению, они сильно пострадали во время войны и не меньше после нее. То что у нас творится в архитектуре и вообще в среде обитания вызывает только сожаление и негодование. А в остальном мне было важно, чтобы весь процесс создания фильма был сделан руками наших специалистов. И еще, чтобы не затихло кинопроизводство. Пару лет тому назад было снято в рамках одного проекта несколько короткометражных фильмов по мотивам произведений М.Лакрба разными режиссерами. И получилось неплохо, и сколько новых имен мы сразу узнали. Но на этом тема съемок постановочных фильмов заглохла. Я не знаю, как логично это можно объяснить. Производство кинопродукции давно стало неотъемлемым признаком всех национальных государств, а кроме всего прочего и инструментом продвижения своей культуры и даже политики, не говоря уже о том, что это прибыльное производство на определенном уровне. А в нашем случае, это могло стать локомотивом информированности мира об Абхазии, тем более в нынешнем режиме многолетних санкций против нас. Цена вопроса съемок короткометражного фильма не очень большая, но она есть, и эта цена неподъемна для начинающих кинематографистов, поэтому мало что снимается у нас. Мне самому пришлось дофинансировать этот фильм собственными средствами. В свое время я достаточно серьезно изучал историю кино и могу утверждать, что все самые знаменитые кинодержавы начинали с государственной поддержки своих киношкол и всяческим протекционизмом в этой сфере.

– А чем надо вдохновляться перед съемками?

– Я вдохновляюсь тем, что могу свои идеи и фантазии реализовать в книгах, фильмах, фотографиях, коллекциях. Это и личные амбиции, но и еще больше хочу показать, что наши совместные амбиции на существование суверенного государства были оправданы в сфере культуры. А вообще это надо доказывать прежде всего самим себе – продуманной политикой, эффективной экономикой, уровнем образования, спорта и культуры. Наша матрица государственности не может существовать только Победой в войне, ее надо заполнить еще победами в мирной жизни. Боюсь, что мои слова выглядят несколько пафосно, но хочу добавить, что мой пафос не идет ни в какое сравнение с теми вызовами, которые перед нами стоят.

– Люди воспринимают фильмы в основном как продукт для досуга. Вы с профессиональной точки зрения, каким образом воспринимаете кино? И каким должен быть идеальный зритель?

– Идеальный зритель – я сам. Надо уметь трезво оценивать прежде всего то, что создаешь ты сам. Это моя вторая постановочная короткометражка, и в ней тоже не все гладко и технически, и творчески, но… дорогу осилит идущий, и я собираюсь продолжить свои киноэксперименты. Мы обладаем огромным потенциалом во всех смыслах. Помните, еще Чехов писал, что в Абхазии «из каждого кустика… глядят тысячи сюжетов». У нас есть специалисты почти во всех сферах кинопроизводства, техника становится более доступной по цене и ее освоению. Осталось только проявить государственное мышление и прагматизм.

– Что бы вы могли посоветовать режиссеру, собирающемуся снять свой первый короткометражный фильм?

– Советую много читать, смотреть, потом фантазировать, думать, затем сесть и это все описать, а потом попробовать снять. Хоть на телефон, хоть на старую камеру, а еще лучше – участвовать в конкурсах и фестивалях, которые могут открыть для вас мир кино. Надо быть смелее в своих замыслах, но это все должно быть подкреплено знаниями и желанием узнавать что-то новое каждый день.

– Что в мировой культуре вам особенно интересно? Какие произведения классиков или современных писателей и режиссёров повлияли на ваше мировоззрение?

– Если хочешь заняться кино или другим видом творчества, надо изучать базовые науки, историю предмета и основы ремесла. Мир становится все более конкурентным и без прикладывания усилий ничего само по себе не произойдет. Это надо усвоить нам всем, это должно стать национальной идеей. Как писал мой любимый мудрец Фазиль Искандер: «Пахарь подымает землю к небу на десять – пятнадцать сантиметров. Надо быть всем нам пахарями. Только пахарь спасется. То есть быть пахарями в своей области». В этом и вижу смысл того, что делаю.

Вика ДУМАА


Возврат к списку