Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

НАШИ РОВЕСНИКИ. ОСТАВШИЕСЯ МОЛОДЫМИ 16.03.2021

НАШИ РОВЕСНИКИ. ОСТАВШИЕСЯ МОЛОДЫМИ

Холодная весна 1993-го. Мартовское наступление

И снова, к счастью, наступил март, когда весна радует своим теплом в преддверии чего-то долгожданного и теплого. Не каждый год в истории оставляет такие воспоминания. Март 1993 года в нашей памяти иной, другой, – не радостный предвестник. И таким он остается до сих пор. Прошло уже 28 лет после тех героических и трагических событий. Но именно это не позволяет нам не вспоминать молодых людей, которые могли бы быть нашими современниками. Сегодня.

Окраина Гудауты. Замостянка. Это название района стало именно во время войны таким звучным. Молодые люди объединились в отряд, а название пришло само собой – «Замостянка». Здесь на одной улице проживали соседские мальчишки, которые вместе ходили в школу, на море, на рыбалку. Вместе взрослели. А когда наступил момент Х, взяли в руки оружие. Они были разные. По национальности, по вере, по цвету глаз. Они все очень любили свою Родину. Одинаково. И не потому, что чего-то ждали в ответ. Просто любили и готовы были отдать самое дорогое. С первых дней находясь на передовой, к марту это были настоящие бойцы, прошедшие через многие испытания. Они не строили иллюзий, так как понимали, что на войне как на войне. Но каждый из них очень хотел дойти до Победы, увидеть ее, участвовать лично в освобождении столицы.

Есть военные истории, которые благодаря журналистам, боевым друзьям стали достоверно известными. И каждый из нас за эти годы, прошедшие после Победы, не раз обращался к теме подвига знакомых и незнакомых лично. И каждый раз появляются новые имена, новые истории, о которых мы еще не успели рассказать молодому поколению, тем, кто родился и живет в мирной стране благодаря их подвигу.

Мераб Кове – Герой Абхазии, Руслан Цвейба – орден Леона, Виталий Цвейба – орден Леона, Эфрем Эксузян – медаль «За отвагу». Все эти награды были присвоены уже после, посмертно. Они жили на одной улице, их дома стояли рядом, поэтому они были не просто знакомы, они жили одной семьей. Их семьи знали друг о друге все. И когда началась война, матери ждали своих сыновей, каждая по отдельности и все вместе. И каждая из них не дождалась сына. И сыновей своих самых близких подруг. И это – наша самая большая трагедия и незатихающая боль. Мама Мераба Кове как-то сказала, что ей повезло, у нее есть дочь. Тяжелее тем, кто не дождался своих единственных сыновей. Как родители Эфрема. Эфрем (Лепик) Эксузян. Перед войной у него уже была молодая семья, подрастал сынок. Ефрем был поздним ребенком, родители были уже немолодые, и вся их надежда была связана только с ним. Потому родители попытались ему сказать об этом, но его ответ был не тот, который они хотели услышать. Он тогда сказал слова, которые мог сказать только совершенно взрослый и мудрый мужчина. А смысл его слов в следующем: «А если не будет у нас Родины, то к чему все остальное». Он принял решение быть там, где особенно нужен, рядом со своими друзьями, иначе он не сможет, и разговоров больше на эту тему никто, собственно, не поднимал. После Январского наступления их перебросили в Пицунду, где они отрабатывали учения. Близился март. Еще 13 марта ему удалось приехать домой, к семье, родителям, повидать сына. И тогда он намекнул отцу, что следующая наступательная операция, к которой они готовятся, обязательно будет успешной, и они войдут в столицу – Сухум. Он так этого хотел. А уже 15 марта он форсировал Гумисту.

Тяжелораненый Эфрем не мог сам передвигаться, а помочь ему не было никакой возможности. Он погиб. Потом его однополчане, вспоминая и анализируя этот и многие другие эпизоды Мартовского наступления, отмечали, что его можно было бы спасти, если бы вовремя была оказана медицинская помощь. Увы. Позже Эфрем Эксузян был опознан в братской могиле в районе республиканской больницы. Он покоится на семейном кладбище в селе Агараки. Посмертно Лепик был награжден медалью «За отвагу». Его сын может гордиться таким отцом, как им гордились его родители.

Сарсания Даур Зоурканович родом из села Гуп Очамчырского района. Незадолго до войны начал работать в Гудауте. И планы у него были совершенно мирные, земные. Он встретил девушку, которую полюбил и обручился с ней. Но их будущей свадьбе и счастливой жизни не суждено было свершиться. Их свадьба была назначена на субботу, а в пятницу началась война. Вместе со своими друзьями и названным братом Димой Авидзба (командир взвода 3-го батальона), Даур ушел защищать Родину. С первых дней, не раздумывая, отложив личное на другое время, которого, как оказалось, у него не было. Даур был человеком сильным и смелым. Когда в Южной Осетии обстановка накалилась и собирался отряд добровольцев, среди них был и Даур Сарсания, который посчитал своим долгом помочь братьям в трудную для них минуту. Даур воевал на Гумистинском фронте, а его семья, родители, братья оставались в Очамчырском районе. Эта мысль не покидала его, и, конечно, он старался при возможности передать письмо своим родным, сказать, что у него все хорошо и они обязательно встретятся.

Март 1993 года. Получив серьезное ранение, Даур до последнего патрона отстреливался. Когда закончились патроны и у него не было сил идти, он дополз до Гумисты. Теряя силы, он вновь преодолел реку, и уже на нашей стороне потерял сознание. Его удалось довезти до госпиталя, хирурги боролись за его жизнь, но он, к сожалению, не выжил. Последней просьбой, с которой он обратился к матери своего друга Димы Авидзба, был кусочек черного хлеба, но он не дождался. Он был похоронен вначале в Бамборе, в семье своего боевого друга. Уже после окончания войны родители перезахоронили Даура на родовом кладбище в селе Гуп. Средняя школа родного села носит имя своего выпускника, Героя Абхазии, Даура Сарсания. Он многое не успел, но сделал самое главное – защитил свою землю от врага, ценой собственной жизни, ценой собственного счастья. Того самого, которого так и не дождалась его невеста, продолжающая хранить в своем сердце верную память о нем.

В семье Виктора Халваш было шестеро сыновей. Так случилось, что один из братьев, Резо, воспитывался в доме матери в селе Лыхны. У бабушки и дедушки в семье Ладария прошло его детство и юность. Здесь он создал семью, у них успел появиться на свет ребенок. А потом была война. Накануне Мартовской наступательной операции, Резо приехал к отцу, Виктору Халваш. Он уже знал, что скоро будет еще одна операция, и знал, что будет участвовать в ней. Резо, неторопливо разговаривая со своим отцом, начал издалека. И подвел разговор к тому, что всякое может случиться на войне. И если он погибнет, попросил похоронить его на родовом кладбище семьи Халваш. Та военная операция стала для него последней. Когда поступил приказ возвращаться на свои позиции, Резо узнал, что двое его однополчан ранены и сами не смогут вновь форсировать Гумисту. Несмотря на непрерывный огонь, он все же добрался до них, но был тоже смертельно ранен.

Медленно подходил санитарный поезд к Гудауте, а вокруг уже стояли десятки людей в напряженном ожидании. Нет, не в ожидании, а в надежде на чудо. Среди них был и Виктор Халваш. Он оказался совсем близко у открытого вагона. И первое, что он услышал из списка, который зачитывали, было имя его сына. Резо Халваш. Посмертно он был награжден медалью «За отвагу» и похоронен на родовом кладбище. Пятеро братьев Резо, прошли весь боевой путь и встретили долгожданную Победу.

В летописи Отечественной войны народа Абхазии есть страницы, которые хочется перевернуть. К таким событиям относят и Мартовскую наступательную операцию, которая омыта слезами матерей и вдов. Но мы знаем и другие формулировки: не было неудачных наступательных операций, каждая из них приближала то последнее сентябрьское, которое и стало Победным. Принеся на алтарь победы колоссальные жертвы, наш народ вышел победителем в страшной войне.

Марина ГАБРИЯ, собкор газеты «Республика Абхазия» по Гудаутскому району

P.S. Имя каждого воина, отдавшего свою жизнь за свободу и независимость, можно найти в музее Отечественной войны народа Абхазии им.С.Дбар в Гудауте. Однако полная информация о подвигах не хранятся в открытом доступе. Но у меня всегда есть возможность получить любую интересующую меня информацию от главного хранителя фондов музея Гугуцы Джикирба. Отдельное спасибо за бесценные сведения, которыми она делится с нами.


Возврат к списку