Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

21.11.2011

Избавить людей от беды на дорогах

Непрекращающиеся аварии, приводящие нередко к гибели граждан, и безнаказанность водителей, которые превышают скорость, ставит перед новым руководством республики необходимость добиться, наконец, чтобы соответствующие службы навели порядок на дорогах Абхазии.

Что мы имеем в настоящее время? В Абхазии функционируют примерно десять стационарных постов ГАИ, куда привлечены более 150 сотрудников: инспекторов, старших инспекторов, начальников разных уровней. Если сравнить, как работает дорожная полиция в других государствах, где нет стационарных постов, можно заметить, что там дорожная полиция почти не видна и появляется только в момент нарушения. А у нас сотрудники ГАИ стоят на постах или периодически проводят рейды и «суетятся» у всех на виду, создавая видимость активной работы, и постоянно, нередко бесцельно, останавливают автомобили для проверки документов, на что тратится большая часть их рабочего времени и что беспричинно нервирует водителей. Тогда как основная задача сотрудников ГАИ – пресекать многочисленные нарушения правил дорожного движения (ПДД).

Ведь сложилась поистине угрожающая ситуация на дорогах, приводящая к многочисленным человеческим жертвам. В частности, в одной аварии погибли пятеро молодых людей, через небольшой промежуток времени в другой аварии лишились жизни двое и многие получили ранения и травмы. Полгода назад погибли от наезда автомобиля четверо граждан России, работавших на строительстве железной дороги в Абхазии. Факт этот обсуждался в СМИ, получил широкий общественный резонанс, однако решение суда не стало достоянием общественности, что лишило граждан обеих стран возможности узнать, кто виновен и какое он (или она) понесли наказание за содеянное. Эту ситуацию вполне можно было предотвратить оперативными и эффективными действиями инспекторов ГАИ, уполномоченных останавливать нарушителей ПДД, не доводя дело до аварии. Первостепенную роль в профилактике автоаварий должна играть личная ответственность каждого сотрудника ГАИ за ситуацию на участке его оперативного обслуживания, вплоть до его наказания. Но фактически за происшествия с тяжкими последствиями сотрудники ГАИ, вовремя не предотвратившие их, не наказываются. Безнаказанность их порождает уверенность во вседозволенности. Многим трудно понять, что дисциплина и справедливость должны торжествовать – иначе наступит анархия.

Что необходимо сделать? По моему мнению, по сути ГАИ – это в некоторой степени аварийная служба, которая должна быть подразделением Управления по чрезвычайным ситуациям РА. Работники этой службы должны оперативно выезжать на дорожно-транспортные происшествия (ДТП), досконально изучать любую аварию, определять причины и условия ее совершения. А по каждому смертельному исходу проводить предварительное следствие, а также служебное расследование в отношении должностных лиц, ответственных за безопасность на данном участке дороги. Приговор суда также должен быть достоянием общественности через СМИ в целях профилактики подобных происшествий.

Мной неоднократно обращалось внимание общественности (через СМИ), руководства республики, в частности Президента РА (в 2005 г.), Премьер-министра (в 2006 г.) на сложную дорожную ситуацию в стране, предлагались пути решения данной проблемы. Ответы на мои обращения были получены, однако проблема на обсуждение фактически не выносилась. Я предложил МВД создать условия для функционирования на территории Абхазии современной системы предотвращения ДТП путем внедрения автоматических электронных фотороботов-радаров, принцип действия которых основан на контроле транспортного потока на дороге, с использованием цифровой фотокамеры, которая «щелкает» нарушителя, захватывая в кадр государственный номерной знак и самого водителя. Снимок автоматически передается в информационный центр, где фиксируется не только личность водителя, но и дата, время, место, скорость дорожного проступка. Система автоматически отправляет распечатку с информацией о нарушении и сумме штрафа нарушителю, а также в ГАИ и СМИ. Такая система могла бы эффективно работать в условиях Абхазии и способствовать повышению ответственности, если исключить человеческий фактор из всех звеньев в процессе обработки информации. Однако мое предложение не было направлено ни на обсуждение, ни в соответствующую службу для разработки законопроекта, который послужил бы юридической основой для внедрения вышеуказанной системы.

Учитывая изложенное, считаю необходимым обратиться через СМИ в Общественную палату РА с целью вынесения на ее обсуждение вопроса о целесообразности внедрения современной системы предотвращения ДТП – автоматических электронных фотороботов-радаров. Мы предлагаем законодательному органу республики принять нормативно-правовой акт, позволяющий налагать административные штрафы на основе прямых данных фотороботов-радаров, а также внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях РА, вводящие дифференцированную шкалу ответственности за различный порог превышения скорости (например, за превышение скорости до 10 км/ч – 100 рублей, за превышение от 10 до 20 км/ч – 1000 рублей, от 20 до 30 км/ч – 2000 рублей и так далее).

В случае решения о целесообразности внедрения данной системы потребуется разработать законопроект, регламентирующий правовые основы внедрения современной системы предотвращения ДТП – автоматических электронных фотороботов-радаров, о которых говорилось выше.

Но уже сейчас есть возможность рассмотреть вопрос об улучшении дорожной ситуации вокруг Центрального рынка г. Сухума, где необходимо создать комфортные условия для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта путем малозатратных и действенных преобразований. В частности, на протяжении трех кварталов (один квартал до рынка, квартал вдоль рынка, один квартал после рынка) выделить отдельную полосу для движения общественного транспорта, отделив ее сеточным ограждением от остальной проезжей части. Соответственно, троллейбусы №№ 1, 3, 4 не будут поворачивать на улицу Имама Шамиля, а проедут прямо, высаживая пассажиров у здания рынка.


Возврат к списку