Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ НЕЗАВИСИМОЙ СТРУКТУРЫ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 17.08.2020

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ НЕЗАВИСИМОЙ СТРУКТУРЫ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Точка зрения

Продолжая тему об образовании, в этой статье я хочу изложить свою точку зрения на модернизацию модели его управления. Правильно организованные взаимодействующие структуры образования – это основные факторы успешного развития и совершенствования этой системы. Отсутствие достаточного внимания к данной проблеме может вызвать дальнейшее ухудшение ситуации в этой сфере и отрицательно отразиться на развитии и укреплении нашего государства.

В современном мире именно качество образования становится ведущим трендом мирового развития. В сфере образования перед государством стоит приоритетная цель: обеспечить высокое качество образования в нашей стране в соответствии с меняющимися запросами и перспективными задачами развития общества и экономики Республики Абхазия. Образование обеспечивает устойчивое экономическое развитие страны не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

В реформировании и модернизации системы образования важное место занимает контроль и оценка качества образования. Это даёт возможность определить, насколько эффективно образование, какие обновления требуются в этой области, от чего следует отказаться. Всё это определяется при помощи периодического мониторинга и оценки качества образования.

Мониторинг качества образования направлен на аналитическое отслеживание процессов, их корректировка, прогнозирование тенденций. Основанием для измерения является соответствие стандартам, учебным программам, а также уровень учебных достижений учащимися определенной суммой знаний и компетенций. Показателями эффективного качества образования являются, прежде всего, интеллектуальная развитость учащихся, т.е. высокий уровень познавательной мотивации и активности; внедрение и использование современных педагогических технологий; сформированность функциональной грамотности у школьников и др. Высокий уровень этих показателей способствует формированию конкурентоспособного человека в современном мире.

В настоящее время многие формы и методы традиционно осуществляемого контроля малоэффективны. Они не дают объективной и полноценной информации о ситуации в системе образования в её звеньях. В условиях отсутствия полноценных данных о системе образования невозможно сформировать стратегию развития. Для решения данной проблемы мы должны знать, в какой системе координат находится наше образование и от чего следует отталкиваться. Ведь если не знаешь куда плыть, то никакой ветер тебе не будет попутным.

Для результативного контроля качества образования необходимо создать новую структуру, которая будет способствовать развитию образования в нашей республике. Данная структура позволит осуществлять контроль за качеством образования на всех уровнях образовательной деятельности с привлечением соответствующих специалистов. Контроль образования и постоянный анализ качества позволят оценивать не только образовательные достижения, но и качество образовательного процесса. Такие мероприятия по оценке проводятся во многих развитых странах. Нам необходимо применить лучший мировой опыт для того, чтобы взаимодействовать и занять достойное место в глобальном образовательном пространстве.

Структуры, контролирующие оценку и качество образования, позволят:

* поддерживать устойчивое развитие образовательной системы;

* создать единую систему диагностики и контроля состояния образования;

* получать объективную информацию о качестве образования, тенденциях его изменений и причинах, влияющих на его уровень;

* определять результативность образовательного процесса, эффективность учебных программ, их соответствие нормам и требованиям стандартов, оценивать реализацию инновационных введений;

* получить объективную информацию о состоянии государственного языка во всех звеньях образования и выявлять способы улучшения ситуации с абхазским языком;

* создать единые критерии качества образования и подходы к его измерению;

* оценить эффективность деятельности учителей;

* оперативно устранять возникающие отклонения на основе сбора и анализа данных при помощи эффективных инструментов регулирования.

Опыт и практика других стран показали, что все вышеперечисленные меры позволяют вывести систему образования страны на качественно новый уровень. Ориентируясь на успешный мировой опыт, необходимо создать свою структуру.

К примеру, в Великобритании государственное управление контрольными функциями в образовании производится Королевской инспекцией и является централизованным. В структуре системы образования Франции Министерство образования осуществляет контроль и оценку качества образования через Инспекторскую службу, но также существует специально созданный орган – Комитет национальной оценки качества. Он является независимым и подотчётен только Президенту. В системе оценки образования Германии существуют два направления: национальные экзамены и исследования, которые проводятся Институтом развития качества образования. В Финляндии существует центр оценки образования – FINEEC.

В России существует Единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая ведёт мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения, оперативно выявляет и решает проблемы системы образования в разрезе предметов, школ, регионов. Организационную инфраструктуру по формированию ЕСОКО обеспечивают также подведомственные Рособрнадзору учреждения. Это Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), который занимается разработкой контрольных измерительных материалов, а также Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО), в функции которого входит координация проведения исследований в области оценки качества образования как на международном, всероссийском, так и на региональном уровнях.

В Казахстане существует Национальная система оценки качества образования (НСОКО), в инфраструктуру НСОКО входят организации:

* Министерство образования и науки;

* Комитет по контролю в сфере образования и науки;

* Национальный центр тестирования;

* Национальный центр образовательной статистики и оценки;

* Национальная Академия образования.

Важно отметить, что опыт работы ряда стран показывает, что децентрализация управления за счёт передачи полномочий с ответственностью вниз продемонстрировала свою неэффективность. Необходимо подчеркнуть, что в результате создания вертикали контроля качества при высших органах управления заработали эффективно все сегменты системы образования.

Все эти страны демонстрируют высокое качество образования – как школьного, так и высшего. Ориентируясь на их опыт, стоит обратить внимание на то, что системы образования стремятся к централизации процессов оценочных процедур. Практикуется сочетание внешней оценки независимыми органами и внутренней оценки образовательного учреждения.

Необходимо отметить, что такого рода структуры поддерживаются, финансируются и контролируются непосредственно руководителями государств. Стержнем в становлении и укреплении нашего государства должно быть образование, ведь это позволит привести к улучшению социально-экономической ситуации в стране. Абхазия должна о себе заявить и продемонстрировать высокий уровень качества образования в таких программах по оценке образовательных достижений учащихся, как PISA**, PIRLS***, TIMSS**** и др. В настоящее время из-за политической ситуации наши учащиеся не могут принимать участие в международных исследованиях, но это дело времени. И не стоит забывать: дорогу осилит идущий.

Ада КВАРЧЕЛИЯ, преподаватель Абхазского госуниверситета, методист Министерства просвещения и языковой политики РА


Возврат к списку