Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

ВЛАСОВСКАЯ ИСТОРИЯ В АБХАЗИИ 17.08.2020

ВЛАСОВСКАЯ ИСТОРИЯ В АБХАЗИИ

Былое. Великой Победе – 75 лет

Кто он?

Из интернет-источников узнаем, что большая часть сведений о жизни Власова до немецкого плена была получена от его друзей и единомышленников, которые познакомились с ним уже после начала Великой Отечественной войны или во время пребывания в плену, когда Власов стал идейным руководителем Русского освободительного движения.

С 1922 года Власов занимал командные и штабные должности, а также занимался преподаванием.

Осенью 1938 года был направлен в Китай для работы в составе группы военных советников. Награждён Чан Кайши орденом Золотого Дракона, жена Чан Кайши Сун Мэйлин подарила Власову часы. Орден и часы были отобраны властями у Власова по возвращении в СССР.

В январе 1941 года Власов назначен командиром 4-го механизированного корпуса Киевского особого военного округа, а через месяц был награждён орденом Ленина.

После успехов под Москвой Власова в войсках, вслед за Сталиным, называют не иначе как «спаситель Москвы». Власов был назначен командующим 2-й ударной армии, оставаясь по совместительству заместителем командующего Волховского фронта. В ходе операции по выводу из окружения 2-й ударной армии в течение мая – июня 2-я ударная армия под командованием Власова предпринимала отчаянные попытки вырваться из мешка. Действия войск 52-й и 59-й армий Волховского фронта с целью пробиться ей навстречу также были неудачны.

Власов отказался бросить собственных солдат, когда за ним прилетел последний самолёт, чтобы эвакуировать командующего вглубь советской территории. Показания различных свидетелей не дают ответа на вопрос, где же укрывался генерал-лейтенант А. А. Власов следующие три недели – бродил ли в лесу или же существовал некий запасной командный пункт, к которому пробиралась его группа. Раздумывая о своей судьбе, Власов сравнивал себя с генералом А. В. Самсоновым, также командовавшим 2-й армией и тоже попавшим в немецкое окружение. Самсонов застрелился. По словам Власова, его отличало от Самсонова то, что у последнего было нечто, за что он считал достойным отдать свою жизнь. Власов посчитал, что кончать с собой во имя Сталина он не станет.

Власов написал открытое письмо «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом». Кроме того, он подписывал листовки, призывающие свергнуть сталинский режим, которые впоследствии разбрасывались авиацией Люфтваффе на фронтах, а также распространялись в среде военнопленных.

В конце апреля 1945 года испанский диктатор Франко предоставил Власову политическое убежище и послал за ним специальный самолёт, который был готов доставить Власова в Испанию. Власов отказался бросить своих солдат. 12 мая 1945 года американский комендант оккупационной зоны, на территории которой находился Власов, капитан армии США Р. Донахью предлагал тайно вывезти Власова вглубь американской оккупационной зоны, снабдив его продовольственными карточками и документами. Власов в третий раз в своей жизни отказался оставить своих подчинённых. В тот же день, направляясь вглубь американской зоны оккупации в штаб 3-й армии США в Пльзень в Чехословакии, чтобы добиваться политического убежища для солдат и офицеров ВС КОНР, Власов был захвачен военнослужащими 25-го танкового корпуса 13-й армии 1-го Украинского фронта неподалёку от города Пльзень, которые преследовали небольшую колонну Власова по указанию капитана-власовца П.Г. Кучинского, сообщившего им, что именно в ней находился его командующий. По советской версии, Власов был найден на полу джипа завёрнутым в ковёр.

Сначала руководство СССР планировало провести публичный процесс над Власовым и другими руководителями РОА (русской освободительной армии) в Октябрьском зале Дома Союзов, однако, опасаясь изложения подсудимыми на открытом процессе антисоветских взглядов, «которые объективно могут совпадать с настроениями определённой части населения, недовольной советской властью», руководители процесса В. С. Абакумов и В. В. Ульрих обратились 26 апреля 1946 года к Сталину с просьбой «дело предателей заслушать в закрытом судебном заседании без участия сторон», что и было сделано.

Решение о смертном приговоре в отношении Власова и других было принято Политбюро ЦК ВКП(б) 23 июля 1946 года. С 30 по 31 июля 1946 года состоялся закрытый судебный процесс по делу Власова и группы его последователей. Все они были признаны виновными в государственной измене. По приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР они были лишены воинских званий и 1 августа 1946 года повешены, а их имущество было конфисковано. Тела казнённых кремировали в Донском крематории, прах ссыпали в одну из могил невостребованных прахов Донского кладбища, куда в годы советской власти десятилетиями ссыпали прах расстрелянных в Москве «врагов народа».

***

Руководство СССР не простило предательства генералу Власову и его армии. После 9 Мая 1945 года соответствующие органы стали выявлять всех власовцев, которые перешли на сторону германского рейха. Надо отдать должное тем офицерам и солдатам, которые не захотели служить под командованием генерала Власова, когда он предложил личному составу перейти под знамена со свастикой. Тех, кто заявил свою открытую позицию в борьбе с фашизмом, Власов для устрашения расстрелял. Другие совершили побеги. Но подавляющее большинство пошло служить Гитлеру.

Когда силовые органы «достали» власовцев, их как пленных начали распределять на хозяйственные работы в определенные районы СССР.

В 1949 году до 10 тысяч человек, а может, и более, привезли в Очамчыру. Был построен огромный лагерь на полях вокруг этого города, где сейчас проходят Меркулская, Ткуарчалская, Галская дороги. Охрану осуществляли подготовленные специальные войска НКВД СССР.

Отношение к власовцам у всех было как к предателям своей страны и народа. Соответственным был и паек. Зато работы было много – с раннего утра, а на отдых шли, как стемнеет. Шаг влево, шаг вправо от запланированного маршрута карался расстрелом.

Пленные власовцы имели задание – построить дорогу от р.Келасур в Сухуме до г.Зугдиди. А через р.Ингур проложить мост. Сегодня на этом мосту висит табличка с надписью, что его построили военные инженеры НКВД. Политический момент того времени не мог допустить, что такое сооружение возводили предатели Советского Союза.

Надо отметить, что служба охраны для пленных создавала «очень тяжелые условия работы». Вскоре сами пленные, а это огромная масса людей, решили совершить побег. План был простой – держаться всем вместе, пробираться до г.Поти (Грузия), захватить корабли и уйти в Турцию. Для его осуществления необходимо было оружие. Где взять? На охраняемую территорию лагеря к пленным мог заходить только начальник по политической части НКВД. Естественно, он имел табельное оружие. В один день его во дворе окружили, убили и изъяли пистолет. Все пленные власовцы были «стреляными воробьями» и обладали соответствующими навыками и умением.

На НКВДешный пистолет они давно изготовили из подручных средств самодельный глушитель. Собранно, уверенно, быстро, четко по-военному специальная группа этим единственным оружием «сняла» всех часовых на вышке и далее уничтожила физической силой оставшихся по всему периметру охраняемой зоны.

Завладев большим количеством боеприпасов, оружием из оружейного парка охраны лагеря, масса пленных вырвалась на волю.

Передвигаясь быстрым шагом, а где и на грузовых машинах, не вступая в перестрелки, не отдыхая (видя такую массу необычных военных, все прятались в укрытие) они довольно быстро дошли до своего конечного пункта.

Для бежавших стало полной неожиданностью, когда на их пути возникли значительные вооруженные силы советских солдат. Пленные повернули назад. Но там стояла такая же значительная сила, да еще с пушками и минометами. Оставался один путь – или броситься в море и плыть неизвестно куда или бежать вглубь, в лесные места. Побежали туда, где можно хоть как-то укрыться, но там оказалось болото.

Кто-то из власовцев, осознав всю пагубность сложившейся ситуации, стал сдаваться. Но они не знали, что те, кто разрабатывал эту спецоперацию, дали команду: «Пленных не брать».

Все бежавшие власовцы были уничтожены оружием, пушками, минометами, самим болотом.

Газеты тех лет коротко писали, что при попытке побега власовцы – предатели Родины были полностью уничтожены.

***

В те же послевоенные годы в Абхазию привезли пленных, но уже немцев. Их лагерь располагался в районе нынешнего села Псырцхи на выезде со стороны Нового Афона. Немцы занимались строительством железной дороги от с.Нижней Эшеры до г.Гудауты. Также они строили Гумистинский мост, Сухумскую филармонию, перекладную дорогу в с.Верхней Эшере и знаменитый Тещин язык.

К немецким пленным было более щадящее отношение. Побеги они не совершали, к местному населению относились хорошо. Многим местным жителям даже помогали строить заборы и делать мебель. Один такой стол и стулья сохранились у моих знакомых до сих пор.

Как рассказывали наши пожилые граждане, пленные немцы были тихие, несчастные, и многие крестьяне жалели их и приносили им продукты. Немцы всегда этому были рады, особенно, когда в корзинке находили домашнюю водку. Потом всех пленных отпустили по домам. Место, где они содержались, перестроили во всесоюзный пионерский лагерь.

Вот что рассказал сын одного из работников НКВД Абхазии:

В 1984 году, находясь на городском мероприятии, которое проходило в Сухумской филармонии, я обратил внимание, что к дверям здания подошли два пожилых немца-туриста со своими женами и попросили разрешения сфотографироваться на фоне здания. На вопрос: «зачем это им надо?», ответили, что они его строили. А один из них сказал: «Эти ступени клал я».

Вот такие послевоенные истории были в Абхазии, которая внесла существенную лепту в Победу в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Юрий КУРАСКУА


Возврат к списку