Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

11.08.2020

На соискание Государственной премии Республики Абхазия по науке имени Г.А.Дзидзария

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ВАЛЕРИЯ БИГУАА «РИТУАЛЬНЫЙ МИР ТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИИ АБХАЗОВ»

(Москва: МАКС Пресс, 2018, 301 стр. Научный редактор доктор исторических наук, член-корр. АНА Ю. Д. Анчабадзе)

(Окончание. Начало в № 78)

В первом разделе представлена структура абхазского пантеона. В первой главе раздела описывается большой пантеон, включающий главных богов. Поскольку абхазская космогония весьма мало изучена, приводимые автором данные о космогонических воззрениях абхазов, в значительной степени основанные на его личных полевых исследованиях, чрезвычайно интересны. Традиционная картина мира абхазами представлялась как имеющая троичную структуру: верх («голова», т. е. небо), середину («сердце», центр, земля) и низ («хвост», или низ, подземье). Само небо представлялось как состоящее из семи частей, на седьмой, высшей части которого, называемой арщ, восседал верховный бог Анцъа – создатель всего сущего, учредитель, хранитель мирового порядка и его судья. Рассказывая о воззрениях, касающихся функций Верховного бога, его облика и характера, автор отмечает, что Верховный бог имеет личных помощников – «распорядителей» (ашаюы9 и «оформителей» (ача8аюы9. Кроме того, по представлениям абхазов, у каждого человека имеется личный «ангел-хранитель» (Анцъахъы9, называемый частью или долей главного бога.

Во второй главе анализируются малые пантеоны богов – небесные, земные и подземные боги, а также т. н. «доли богов». Верховный бог окружен целым сонмом мифологических персонажей, которых автор вместе с главным богом насчитывает семь. Отдельное место в пантеоне занимает женское божество Анан. Автор находит в этом пантеоне аналог семейно-родственных отношений – семь братьев и их единственная сестра.

Автор обстоятельно рассматривает персонажи, входящие в круг небесных богов, – божество грозы Афы, божество облака А8с0ща, божество радуги Ацъайъа, божество ветра А8шаща, божество солнца Амра, божество луны Амза и др. К кругу земных богов автор относит богиню земли Анан, бога охоты Ажвейпшаа, божество гор Ашьханцъахъы, божество леса Абнанцъахъы, божество скотоводства Аи0ар, богиню урожая Џаџа, божество домашнего очага и родства Ажьащара и др. Наконец, к пантеону подземных богов автором относятся божество подземья А7ащ, божество смерти А8сцъаща, черти аюыс0аа и другие мифологические персонажи.

В третьей главе автор прослеживает исторические корни и параллели абхазским божествам в других, в частности, древневосточных (хаттской, хеттской, шумерской) традициях. Интересны приводимые им лингвистические, этимологические наблюдения, например, касаемые возможного происхождения слова анцъа «бог» и других религиозных терминов. Раздел второй посвящен обрядовой практике, с подробным описанием таких основных культов, как культ плодородия (Хъажъкыра9, Пасха (Амша8ы9, культ Верховного бога Анцъаду (Анцъащъа / Хыхь ийоу9, культ Великой матери (Нанщъа9 и т. д.

Говоря об относительной хронологической древности тех или иных культов по отношению к другим, автор выделяет более древние культы, как например охотничьи, за которыми следуют солярные культы, связанные с почитанием главного светила. По мысли автора, корни земледельческих и скотоводческих культов относятся к эпохе «неолитической революции», а, возможно, и к более ранним временам, тогда как лунный культ мог возникнуть в эпоху возникновения производящего хозяйства.

Опираясь на богатый полевой материал, автор дает фактически первое в научной литературе подробное описание культа Ацуныщъара – моления богу за погодное благополучие. К этому культу приближен и ритуал вызывания дождя Дзиуоу. Не менее детально описан и широко отмечаемый и поныне ритуал Нанщъа, связанный с культом Великой матери, которому в христианской традиции соответствует поминовение Успения Богородицы. Автор касается вопроса соотношения традиционного и христианского влияния на данный культ, а также связанный с ним обряд моления дереву. Интересны и приводимые им типологические параллели ритуалу Нанщъа в различных архаичных традициях, в том числе ближневосточных.

Детальному разбору подвергаются и другие значимые традиционные культы – :ьирса (Рождество), Ажьырныщъа (культ кузни) и связанный с ним культ бога кузни Шьашъы, скотоводческие культы Жъабран, Аи0ар и др. Интересно описание функций жреца – знаковой фигуры в процессе отправления культа. Автор описывает, в частности, торжественный обряд посвящения в жрецы.

Уже сами названия ряда праздников – Пасха, Рождество, Успение Богородицы, свидетельствуют о значительной степени религиозного синкретизма, слияния ряда традиционных культов с христианскими.

Сквозь всю книгу красной нитью проходит идея автора о теснейшей и неразрывной связи религиозной традиции абхазов с традиционным этикетом Апсуара, особенно с его нормативной сферой. Автор отмечает, что после обретения Абхазией независимости обрядовая культура получила новый импульс, и интерес к ней не только не затухает, но и расширяется. Вновь усиливается и почитание религиозной силы Аныхи (святилища).

Вывод автора – что традиционная религия абхазов не только не уступает свои позиции, но, как он отмечает, «являясь духовным феноменом, на фундаменте которого развилась абхазская традиционная культура, гармонирует с современным ритмом бытия, реанимирует забытые временем культовые практики, набирает свежий воздух и открывает в себе второе дыхание».

Монография Валерия Левардовича Бигуаа «Ритуальный мир традиционной религии абхазов» представляет собой фундаментальное исследование традиционной религиозной системы абхазского народа. Обобщая накопленные в науке знания об обрядовой культуре абхазов, автор вводит в научный оборот большой объем нового, в том числе и собранного им самим материала, что позволило ему представить читателю целостную картину духовной жизни абхазского народа как в прошлом, так и на современном этапе развития общества. Монография Валерия Левардовича Бигуаа заслуживает самой высокой оценки, и, следовательно, выдвижения на Государственную премию имени Г. А. Дзидзария.

Вячеслав ЧИРИКБА, доктор филологических наук, профессор, академик АНА, заслуженный деятель науки Республики Абхазия

***

Также на данную монографию рецензию написал главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра Российской Академии наук, доктор исторических наук, профессор из г.Махачкалы (Дагестан) Р.Сефербеков.


Возврат к списку