Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

16.11.2011

Крестьяне – люди земли. Как они живут в Ажаре

Село Омаришара Гулрыпшского района – крайняя точка на карте Абхазии. Дальше – горы, а за перевалом – Северный Кавказ. По карте до курорта Домбай рукой подать, только вот любая дорога в горах – это уже восхождение. Но горы не помеха для главы Администрации села Ажары Сергея Джонуа. Он с увлечением рассказывает о своих «владениях» – селах, что в верховье Кодорского ущелья. Мой рассказ – о людях, которые остались жить в этой горной местности, о простых крестьянах, имеющих лишь клочок земли.

…По ухабистому серпантину дороги, которая убегала все выше и выше в горы, мы, наконец, добрались на «иномарочном вездеходе» Сергея Джонуа до Ажары. Перед нами – панорама высокогорного пастбища, облака, словно живые, цепляются за перевал и летят дальше, торопясь и натыкаясь друг на друга. А внизу – пасторальная картина высокогорного разнотравья лугов, никогда, верно, не знавших плуга…

– Остались и в селе островки, которые сохранила сама природа, – говорит С. Джонуа, восхищенно всматриваясь в даль. Сейчас в 17 населенных пунктах, подведомственных Ажарской Администрации, проживают 145 человек, и все они преклонного возраста. Но мы должны стараться сохранить для своих детей и внуков это достояние – высокоурожайную землю, леса, реки, пруды. Не только сохранить, но и приумножить то, что было создано нашими предками в течение столетий.

В словах этого патриотически настроенного, вдумчивого руководителя я уловила нотки боли и беспокойства за свою многострадальную землю и за тех, кто на ней работает. И жаль, что его трудолюбие и стремление делать все на совесть не всегда увенчивается успехом. Переживает он за людей, которые оказались здесь в положении «свой среди чужих, чужой среди своих». Дело в том, что населяют эту территорию и грузины, и абхазцы. Например, семья Гусара Арджения, женщины Кварчия, Киут, Ашуба, которые не поменяли своих фамилий. Всего 65 крестьянских хозяйств, которые выращивают кукурузу, овощи, фрукты, орехи, имеют птицу, скот. Иногда сотрудники Международного Комитета Красного Креста привозят сюда гуманитарную помощь. Чтобы хоть как-то облегчить труд крестьян, в этом году С. Джонуа организовал доставку из районной МТС трактора, на котором вспахали 15 гектаров. Солярку и работу оплатил МККК.

– Эти люди у нас остались в подвешенном состоянии, – сетует глава Ажарской Администрации. – Они не имеют абхазских паспортов. Выехать без документов на Сухумский рынок не могут, на руках – лишь справки о том, что многие из них являются грузинскими беженцами. Они постоянно просят меня посодействовать в получении хоть какого-нибудь документа, удостоверяющего их личности как граждан Абхазии. Этот вопрос не раз поднимался перед руководством страны. Сергей Васильевич Багапш в свое время принял решение выдать им карточки, по которым они смогут передвигаться по территории Абхазии. Но в силу различных обстоятельств вопрос этот так и не решен. В то же время хочу подчеркнуть, что с 2008 года, как я пришел сюда, в этой зоне не зафиксирован ни один факт провокаций или преступлений.

Сергею Джонуа приходится организовывать рейсы автобусов, которые возят сельчан до Ингура и обратно. Но и здесь возникают большие трудности, так как по местной дороге не каждый водитель автобуса проедет. Постоянные обвалы, ремонтные работы мешают передвижению транспорта.

– Мы создали свою ремонтную бригаду из 8 человек, – продолжает С. Джонуа, – восстановили своими силами 2 бульдозера и 2 экскаватора. Расчищаем снег, восстанавливаем энергоснабжение. Стараемся содержать дорогу в надлежащем состоянии, ведь она имеет и важное стратегическое значение. В нашей Администрации работают 12 человек. Мы напрямую подчиняемся правительству республики, которое финансирует нас. За каждую копейку мы в ответе. В этом году нам выделили 8 миллионов рублей, и все ушло на ремонтные работы. А людям ничем помочь не можем, особенно старикам, которые работать физически уже не в состоянии.

Больно смотреть на пустые подворья, заросшие лесом поля, огороды, виноградники. А ведь немногие оставшиеся здесь жители знают точно: только земля их может прокормить. Мне довелось пообщаться с абхазской семьей Гусара Арджения. Как это ни парадоксально, но и у них тоже нет ни паспорта, ни гражданства. Ему 84 года, проживает он здесь с 12 лет. Без документов живут и его сын Зураб, и 19-летний внук Хабуг. Трудятся они день и ночь на своих приусадебных участках, разводят скот. И не жалуются ни на что.

Интересным собеседником оказался Гусар Арджения. Несмотря на возраст, он еще крепок. Говорит медленно, обдумывая каждое слово. Не суетливый, с патриархальными навыками, работяга. Много переживший, немало повидавший, размышляющий о буднях и перспективах.

– Крестьянствование – это самое настоящее народное ремесло – теперь исчезает, – горько говорит он. – Крестьяне – это люди земли (старик даже палец поднял вверх, когда произносил эти слова). А сейчас хотя многие пашут и сеют, но земля мало беспокоит их. Не болеют они за землю. А я люблю ее, я не бросил родительский дом, откуда мы все уходим в жизнь. Я свое прожил, а вот у моих детей и внуков жизнь, похоже, украли…

В словах старика звучала боль. Ведь то традиционное наследие, которое он передавал своим детям от часа к часу, от года к году, как бы потеряло смысл. Сейчас они просто выживают…

Незавидное положение и у семьи Нодара Апросидзе. Он работает сторожем в Администрации села и в больнице выполняет различные поручения. Его хозяйство напоминает небольшую фазенду. Огород, сад, пасека, скотный двор создают впечатление, что хозяин старается объять необъятное, чтобы прокормить свою семью.

– Помогают сотрудники Красного Креста, – пожимает плечами Нодар. – Но в основном надеюсь на себя – работаю на земле, имею скот. Излишки иногда вывозим на галский рынок. Спасибо нашему Сергею Джонуа, если б не он, и туда нам дорога была бы заказана.

Для семьи Годердзи Гурчиани большим подспорьем является трактор, на котором он работает. Дополнительный заработок пополняет небольшой бюджет его семьи – он с женой воспитывает племянника.

– На что жаловаться, бывает и хуже, – улыбается Годердзи. – Главное – мы живем, и в своем доме. Земля благодатная, не пропадем…

Что ж, каждый человек счастлив по-своему.

По возвращении в Сухум мне не терпелось задать вопрос начальнику Управления паспортно-визовой службы МВД РА Л. Когониа по поводу легализации ажарских жителей.

– Эту ситуацию я комментировать отказываюсь, – отрезал Л. Когониа.

Не знаю, доживет ли абхазский крестьянин Гусар Арджения до решения этой проблемы...

Русудан БАРГАНДЖИЯ

P.S. Когда материал готовился к печати, в редакцию позвонил глава Администрации села Ажары С. Джонуа и сообщил, что руководством республики решено абхазцам, имеющим свидетельства о рождении, полученные в Абхазии, выдать паспорта, а лицам грузинской национальности, которые официально откажутся от грузинского гражданства,– документы, удостоверяющие их личности как граждан Абхазии. Эти документы позволят им не только передвигаться по территории Абхазии, но и пользоваться всеми правами граждан РА.


Возврат к списку