Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Граница: время тачек уйдет в прошлое 16.11.2011

Граница: время тачек уйдет в прошлое

Читатель просит разъяснить

Как известно, в конце сентября с.г. Федеральная таможенная служба Российской Федерации известила о своем решении ввести с 1 октября с.г. ограничения на перемещение гражданами через границу по реке Псоу товаров на несамоходных транспортных средствах – тачках. Правда, позднее в результате переговоров абхазских таможенников с российскими коллегами была достигнута договоренность о разрешении использования тачек на период цитрусового сезона и вплоть до ввода в эксплуатацию нового автомобильного пропускного пункта «Адлер».

Но как же быть гражданам после того, как на пути тачек все же «вспыхнет красный свет»? – интересуются наши читатели. И приводят в качестве примера конкретные возможные ситуации: «Скажем, купил я холодильник, мешок сахара или зерна. На чем же их перетаскивать? Не нанимать же для этого автомашину».

За разъяснениями я обратился к председателю Государственного таможенного комитета РА С.Таркил, который дал обстоятельные ответы на поставленные вопросы.

– Любая граница со временем обустраивается и принимает надлежащий вид, – говорит Саид Николаевич. – Рубеж по реке Псоу – не исключение, тем более с учетом того, что Абхазия стала признанным государством. Между тем после войны 1992-93 годов на протяжении долгого времени в силу сложившихся обстоятельств на границе использовались тачки. Кстати, в последние годы таким извозом в основном занимаются гастарбайтеры из Северного Кавказа и даже из Якутии.

Что касается вопроса об использовании тачек, разъясняет С.Таркил, то речь идет о перевозке коммерческих партий грузов. Как сейчас происходит – граждане вывозят в Россию в крупных объемах мандарины, хурму, фейхоа и прочие сельхозпродукты, а обратно завозят в большом количестве продукты, бытовую технику, мебель. И чтобы придать товару некоммерческий вид, его дробят на партии, делая несколько тачечных рейсов за день. И если спросить тачечников, для кого они везут грузы, они ответят: «Для себя». Делается это владельцами грузов с целью избежать полагающихся таможенных сборов. В результате в течение суток в целом перемещается от двух до трех фур таких беспошлинных товаров. То есть налицо уклонение от налогов и платежей.

Согласно правилам, все коммерческие товары должны проходить через грузовой район, где оформляются соответствующие документы. Для этого надо нанять автотранспорт или же использовать собственный. Кстати, российская сторона сочла возможным перейти на облегченный вариант – для перевозки товара на своей машине достаточно предъявить техпаспорт.

Подчеркиваю важный момент: любой груз должен декларироваться на границе. Таково требование пограничных служб России, Казахстана и Белоруссии, входящих в единый таможенный союз. И на границах этих стран проявляется единый подход ко всем пропускным пунктам, в том числе и на КПП «Псоу». Представители любой из названных стран могут предъявить претензии российской стороне: если, дескать, вы позволяете тачечный провоз на абхазской границе, то почему бы не пойти на такие же послабления на других ваших рубежах?

Даже если мы, например, пропустим 300 килограммов цитрусовых, продолжает С.Таркил, то на российской таможне у их хозяина возникнут проблемы, то есть с грузом придется возвращаться назад, но при этом мы не станем возвращать оплаченные таможенные сборы. Поэтому мы информируем население о новых правилах через СМИ, а также расклеиваем соответствующие памятки.

Начался цитрусовый сезон, и, конечно, большая часть собранных плодов будет уходить за Псоу. И хочу, пользуясь случаем, довести до граждан через вашу газету следующее: цитрусовый груз весом от 50 килограммов уже является коммерческой партией, за которую надо вносить таможенный сбор. Попытки хитрить, дробя груз, нетрудно выявить: таможенникам с обеих сторон не может не броситься в глаза одна и та же тачка, одни и те же перевозчики. Выход таков: загружать весь товар в автомобильный прицеп трактора, и последовавшая затем процедура будет соответствовать установленным требованиям.

Вы спрашиваете, как быть пересекающему границу в ту или другую сторону гражданину, далекому от коммерческих дел? Скажем, у него два чемодана или тяжелые сумки, и он в силу своего возраста или состояния здоровья не может осилить лично эту поклажу. В таких вот случаях и можно нанять тачку, но с нею следует пройти через грузовой участок границы. Это же касается любого лица, если он действительно приобрел для себя один холодильник, или телевизор, или мешок муки, сахара и прочего.

* * *

Введение новшеств на российско-абхазской границе по реке Псоу связано также с реконструкцией мостов и пропускных пунктов РФ. Как заявлено российской стороной, «мы вынуждены констатировать, что пересечение транспорта и пассажиров через существующие переходы негативно отразилось на пропускной способности как российского, так и абхазского пунктов пропуска. Одним из факторов, существенно осложняющих пересечение границы гражданами обеих стран и в первую очередь туристами, приезжающими на отдых в Абхазию, является продолжающаяся практика перемещения товаров через границу на тачках».

Но пока, как уже сказано выше, разрешение на тачечный извоз остается в силе. Однако уже с 1 января 2012 года, когда войдут в строй новые мосты и пропускные пункты на российской стороне границы, запретительные меры на этот счет будут соблюдаться неукоснительно. И об этом следует помнить всем нашим гражданам.

Публикацию подготовил Юрий КУРАСКУА


Возврат к списку