Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
ЧЕЛОВЕК, УЧИТЕЛЬ, УЧЕНЫЙ
Зурабу Анчабадзе – 100 лет
(Окончание. Начало в №№ 65, 66, 67)
Чрезвычайно любопытно, каков был внутренний поворот, внутренняя перестройка этих ученых, которые в своей профессиональной деятельности шагнули к историко-антропологической методологии и размышляли об истинной истории Абхазии и ценностях абхазского общежития.
Безусловно, причины таких «поворотов» весьма высоки и, может быть, для нас непостижимы.
Выработка абхазскими учеными своего видения истории, воплощение его в книгах и статьях происходило вовсе не в хрустальном замке «чистой науки», скорее, наоборот – в постоянной борьбе с окружающими социальными условиями, советской бюрократией, власть имущими, недругами, с консерватизмом мышления коллег. В теоретическом плане это была, прежде всего, борьба против позитивистского «наукообразия» истории и против идеологизированной истории ортодоксального марксистско-ленинского толка.
Как известно, «бои за историю» тесно переплетаются с тем, что можно обозначить как «бои за память», ибо существует важнейшая задача – сохранение памяти о прошлом страны и ее народа, о том, что пришлось испытать и претерпеть и передать эту память новым поколениям. И в этом важнейшая роль отводится историкам.
Неверен тезис, что «незаменимых людей нет». Незаменимые — всегда были и всегда есть! Каждый человек – личность и по-своему неповторим, но именно на «незаменимых» держался и будет держаться мир. Зураба Вианоровича Анчабадзе, Георгия Алексеевича Дзидзария, Шалву Денисовича Инал-Ипа заменить невозможно!
Старые сухумчане вспоминают, что Зураб Вианорович до конца своих дней, независимо от национальной принадлежности и социального статуса, был необычайно предан своим друзьям детства и юности. Общение с ними продолжилось всю его жизнь. Для него все были одинаково ценны и значимы.
Среди множества отличительных черт Зураба Вианоровича было и то, что он учил нас ни в науке, ни в жизни не поклоняться мундирам, а действовать по совести и рассудку. Сам он являлся таковым, и, может быть, на его примере особенно остро ощущается нехватка подобных людей в нашем сегодняшнем непростом мире.
В памяти многих Зураб Вианорович остается яркой личностью, одаренной натурой, крупным ученым-историком, талантливым педагогом, достойным глубокого почтения и уважения гражданином своей страны и родной земли. Он не только любил родную Абхазию, свой народ и свой Сухум, он им служил как преданный сын.
О З.В. Анчабадзе говорили, что он был исключительно многосторонним человеком – страстным ученым, дерзким полемистом, азартным спорщиком, заядлым курильщиком и неугомонным поклонником прекрасного пола.
В абхазский мир врасти невозможно, в нем нужно родиться и генетически ему принадлежать. И по моему глубокому убеждению, Зураб Вианорович был одним из тех абхазов, который по рождению и служению всецело принадлежал своему народу.
Л. ХАРЧЛАА, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и зарубежных стран