Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
АБХАЗСКИЙ МИР
Вопросы духовно-нравственного развития абхазского общества и государства в современном мире
(Окончание. Начало в № 60.)
Отличительное в идее гостеприимства выражается в том, что для гостей в старину абхазы в своей усадьбе строили специальное помещение – «акъас6ьа» (дом для проживания гостей), здесь же держали специальную гостевую посуду, утварь и постельные принадлежности. В современных абхазских домах до сих пор содержат отдельные гостевые помещения со всеми необходимыми предметами домашнего обихода.
Морально-этическая ценность гостеприимства представляется для абхазов, как и для всех кавказских народов, нерушимой. Через него народ показывает свое отношение к стороннему человеку, проявляя заботу о его благополучии и безопасности.
Специально приехавшего или пришедшего гостя абхазы во все времена воспринимали как «Божью благодать» и считали гостем от Бога и, верили, что он несет с собой Божье благословение.
Еще одна особенность «Абхазского мира», которая равно одинаково касалась и дворян, и анхаюы (усадебников), т.е. все сословия абхазского общества, это исполнение военной повинности. Каждый мужчина должен был в случае необходимости явиться с оружием для защиты общей безопасности и действовать против общих врагов.
Военно-демократические отношения, которые преобладали в абхазском обществе, выработали в характере народа рыцарские черты и особенности морально-этических установок, которые перешли в разряд национально-культурного наследия.
Оружие издревле ценилось у абхазов едва ли не превыше всего. Оно являлось постоянной принадлежностью всякого мужчины и предметом его особой гордости. Считалось недопустимым обезоруживание человека, оставление противнику своего оружия, ибо, согласно общепринятым представлениям, мужчина без оружия – это уже не мужчина.
Каждому абхазу с детского возраста приличествует жить в рамках общепринятых правил «Абхазского мира». Например, он по собственной инициативе и доброй воле может и даже должен незамедлительно принять участие в жизни любого человека (в том числе незнакомца или даже врага), которого постигло несчастье, горе или страдание.
«Абхазский мир» заключен по своей сути в абхазских ценностях, которые совмещают в себе понятия, отражающие право и нравы в частной и в общественной жизни. Так, например, если человек живет по правилам а8суа 7ас, то он не ворует, не крадет, не лжет, и данное им слово, есть слово чести, это печать, которая выше печати казенной, бюрократической. Слово, данное а8суа, тождественно высокой чести и совести; его честное слово создает ему репутацию, которая соизмеряется категорией благородного признания обществом его досточтимой личности.
Л. ХАРЧЛАА, канд.ист.наук, доцент кафедры истории России и зарубежных стран АГУ