Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

09.11.2011

Последний этап деятельности парламентского созыва. Как выполнялись депутатские полномочия?

Интервью со Спикером Народного Собрания Н. Ашуба

В марте будущего года в Абхазии предстоит провести очередные выборы – в Народное Собрание – Парламент РА. О том, как работали народные избранники в эти прошедшие годы, наша газета попросила рассказать Спикера Нугзара Ашуба.

– Подходит к концу срок полномочий депутатов четвертого созыва Парламента. Как оцениваете проделанную работу? Какие, на ваш взгляд, важные и запомнившиеся законы приняты Парламентом и какие еще такие же важные законы вам предстоит принять за оставшееся время?

– Видимо, один я не смогу подвести итог всей нашей деятельности, это надо делать всем парламентариям вместе. Я могу сказать только свое мнение. Как и во все созывы в постсоветский период, нынешние депутаты – люди ответственные, грамотные, патриотичные, люди, которые что-то хотели сделать для своей страны, своего народа, избирателей, поэтому и баллотировались. Мне трудно сказать, доволен ли каждый сам собою, но на период их депутатства пришлось много трудного, сложного и интересного, что влияло на работу Парламента, каждого из нас. Самые яркие – это события 2008 года. После были президентские выборы – это тоже большое событие для любой страны вообще и для нас, парламентариев. К великому сожалению, пришлось прощаться затем с нашим другом, Президентом Сергеем Васильевичем Багапш, а перед этим мы попрощались с другим великим сыном нашей страны, нашего народа – Первым Президентом Владиславом Григорьевичем Ардзинба. Провели и нынешние выборы Президента.

За этот период депутатства наше общество вышло на новый этап своего развития. Если раньше мы «прикрывались» как бы за ширмой непризнанной страны, то в стране признанной уже и требования другие, и ответственность другая, и качество нашей законотворческой работы – тоже. Мы взяли на себя обязательство соответствовать тем нормам, которыми пользуются во всем мире. И мы приняли ряд серьезнейших, наиболее крупных законодательных актов. Это несколько кодексов, в том числе первая и вторая части Гражданского кодекса, Гражданско-процессуального кодекса, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. В Уголовный кодекс мы уже даже внесли изменения, и жизнь подсказывает, что нужно и дальше что-то пересмотреть в нем. На нынешний созыв также пришлось принятие Закона «О Государственном языке», и Парламент, в соответствии с его статьями, заговорил, если и не полностью, на абхазском языке. По крайней мере, есть пример для других ведомств нашей страны. Мы будем и дальше развивать работу в этом направлении – само заседание сессии ведем уже на абхазском языке, но обсуждение многих документов проходит пока на русском.

Конечно, и все остальные несколько сот законов, которые мы в целом приняли, очень важные. Они связаны и с экономикой, и социальной сферой и т.д.

В работе Парламента этого созыва есть и другой интересный момент: мы впервые начали проводить ратификацию международных договоров, подписанных в первую очередь с Российской Федерацией. Раньше этого не делали, так как не были признаны, ратифицировать было нечего. Так что мы приобрели и такой опыт, создав предварительно специальный закон о международных договорах, ведь и здесь есть «свои правила игры».

Было много еще чего интересного, но о том, как выполнял свои полномочия Парламент нынешнего созыва, мы расскажем, как делается это традиционно, на специальном итоговом заседании сессии. Кстати, к этому периоду можно отнести и то, что мы создали свой печатный орган «Алагала», который периодически, раз в два месяца, выходит. Мы все в нем напечатаем, и избиратели, граждане страны будут иметь возможность ознакомиться со всей нашей деятельностью.

– Я собиралась вам задать, кстати, этот вопрос. Отказавшись от республиканской газеты «Республика Абхазия», Парламент стал издавать журнал. Но насколько, по вашему мнению, он при тираже 200 экземпляров удовлетворил читательский спрос на информацию из Народного Собрания?

– Нас устраивает этот журнал. Мы стараемся в нем отражать жизнь Парламента в деталях, а что касается тиража, то мы не пошли на его распространение через продажу. Мы совершенно бесплатно раздаем его всем чиновникам высшего звена, министерствам и ведомствам, администрациям городов и районов, а также библиотекам, и при желании любой может посетить их и ознакомиться с материалами, которые в журнале публикуются. Кроме этого, мы какое-то количество оставляем здесь, в библиотеке Парламента, и если у кого-то есть интерес, может получить журнал бесплатно.

– Недавно я была по газетным делам в одной из силовых структур, и здесь выразили претензии к тому, что нет закона о религии, без которого разваливаются судебные дела, связанные с деятельностью иеговистов. Вы сможете принять или взять его в работу за оставшееся время?

– Мы давно говорили о нем. Это непростой закон. И уважаемые представители спецслужб зря ждут. Если закон и будет, то он не будет выносить санкции против тех, кто занимается определенной деятельностью в запрещенных религиозных сектах. Для этого существует Уголовный кодекс, соответствующие статьи которого можно использовать. Потому что все, что не разрешено, должно пресекаться. Что касается закона, конечно, он нужен. Мы строим правовое государство, и у общества должны быть правила в любом направлении и в любом виде деятельности. Но хочу сказать, что и силовые структуры, и другие организации, в том числе общественные, могли бы через тех, кто обладает правом законодательной инициативы, через депутатов или президента, представить проект закона. Есть давно отработанные механизмы. Но у нас считается, что это должен делать кто-то, а они, кому это нужно, – ничего. Если такой закон интересует определенное ведомство, оно давно могло найти путь, по крайней мере его сотрудники пришли бы и спросили, как это надо сделать. Мы бы сказали, более того – подключились бы.

– Год тому назад депутаты приняли закон о Контрольной палате, однако палата не только не работает, но и не сформирована. Почему?

– Те события, которые произошли, – смерть Президента, новые президентские выборы, смена руководства, – все это отодвинуло вопрос назад. А руководство Контрольной палаты формируется не только Парламентом, это совместная работа Президента и Парламента – кандидатуры представляет Президент, а мы утверждаем. В бюджете этого года даже были предусмотрены до 5 миллионов рублей на содержание Контрольной палаты. Но мы не сидим сложа руки, у нас отработано большое количество материалов для ее функционирования. Думаю, до конца года определимся и с руководителем, и более конкретно начнем формировать этот орган. В соответствии с нашими договоренностями, 7 ноября в Абхазию приезжает большая группа представителей Счетной палаты Российской Федерации, и по той же схеме, что и в прошлом году, будем заниматься контролем использования тех российских средств, которые направлены к нам для оказания помощи нашей республике. Я надеюсь, будет меньше выявлено нарушений.

– У вас в Парламенте состоялась встреча депутатов с новым Президентом Александром Анкваб за закрытыми дверями. Речь, как мы знаем, шла о сотрудничестве исполнительной и законодательной ветвей власти. Что существенно изменится в стиле вашей работы после этой встречи?

– А знаете – ничего. Потому что у нас с президентами всегда были деловые отношения. Тем более с Александром Золотинсковичем, с которым сотрудничали, когда он был Премьер-министром, Вице-президентом. Эти контакты продолжатся. Я скажу, почему мы встречу с ним провели за закрытыми дверями. Перед телевизионными объективами мало кто (в том числе и депутаты) любит быть откровенным, открытым, а кто-то начинает «играть» на камеру. И чтобы такого не происходило, мы решили провести семейный разговор, и он состоялся. Мы условились, что будем все вопросы обсуждать открыто и решать их, не перетягивая при этом на себя одеяло, мол, мы – законодатели, вы – исполнители и т.д. У нас одна задача, и все три власти: законодательная, исполнительная, судебная – должны служить своему народу. Об этом и говорили. И о том, как, какими путями взаимодействовать. Говорили о том, что Парламент критически должен оценивать исполнительную ветвь власти, а она, исполнительная ветвь власти, должна заниматься своими функциями. Говорили вполне откровенно и дружелюбно.

– Я несколько раз писала о неподобающей дисциплине некоторых депутатов на заседаниях сессий. До меня дошло, что и вы их призывали после этого к дисциплине, пожурили. Депутаты сделали выводы?

– Мне неэтично сейчас говорить, пожурил я их или нет. Я просто по-товарищески могу сказать своему коллеге-депутату «пхашьароуп», но это я делаю очень редко. Если даже личность депутата меня чем-то не устраивает, я всегда думаю о том, что его избрало какое-то количество наших граждан, а к ним я отношусь с уважением – как и к их избранникам. А то, как ведет себя каждый человек, зависит от воспитания. Мы здесь не орган, где кого-то воспитывают, а где принимают законы.

– Вы около месяца были главой нашего государства, хотя и с приставкой и.о. Каково вам было находиться в ипостаси Президента?

– Было время непростое. На президентские выборы шли люди, которые руководили нашей страной. Поляризация общества оказалась достаточно напряженной, накаленной. Но общими усилиями, совместно с моими коллегами, с исполняющим обязанности Премьер-министра Кубрава, с нашими соответствующими службами (большую роль я уделял работе Совета Безопасности) и, конечно, с помощью самих кандидатов в президенты удалось спокойно провести выборы. Утром 27 августа мы проснулись в мирной, нормальной стране без противостояний. Это говорит о том, что мы неплохо организовали всю работу, за что благодарю всех, кто активно, болея душой, принимал в этом участие. Я не хочу выделять свою особую роль, это была командная работа. И мы эту работу сделали.

А первым лицом государства быть не столько приятно, сколько ответственно. Я никогда в жизни не примерялся к этому креслу, каждый должен заниматься своим делом. А тем, кто на себя такую ответственную ношу взваливает, хочу пожелать успехов. Избранный наш Президент Александр Анкваб эту ношу на себя взял, и задачей своей и всех наших граждан считаю – поддержать его в его благих намерениях, чтобы они могли воплотиться в жизнь и улучшить благосостояние нашего народа. Для этого я готов 24 часа в сутки работать.

– Возвратимся к предстоящим в марте будущего года парламентским выборам. Сколько процентов, приблизительно, действующих депутатов будет баллотироваться вновь?

– Практика показывает, что около 25 – 30 процентов из депутатов предыдущего созыва из раза в раз остаются в новом Парламенте. Это нормально, потому что должна быть преемственность. При этом, конечно, должен быть и свежий, молодой приток депутатов, у которых есть идеи и желания. Молодой – это в возрасте до 40 лет. Но прийти в Парламент, чтобы только покрасоваться – не дело. Самое главное – прийти с чем-то и попытаться это здесь реализовать. Было бы неплохо, если политические партии на выборах поддержали образованных, уже опытных молодых людей, которых в Абхазии немало.

– А Вы сами, Нугзар Нуриевич, будете вновь идти в депутаты?

– Я не решил. Скорей всего – нет.

Интервью брала Заира ЦВИЖБА


Возврат к списку