Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ ИЗ НАРОДА 26.02.2020

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ ИЗ НАРОДА

К 90-летию посещения М.Горьким Абхазии

Творческая биография великого пролетарского писателя Алексея Максимовича Горького тесно связана с Кавказом. Свое отношение, свои искренние чувства к Кавказу и кавказским народам М.Горький выразил в своей статье «О кавказских событиях» (1905 г.), в которой он писал: «Я так горячо люблю эту прекрасную страну – олицетворение грандиозной красоты и силы, ее горы, окрыленные снегами, долины и ущелья, полные веселого шума быстрых и певучих рек и ее красивых, гордых детей».

Эта любовь писателя была тем искренней, что начало его творческого пути связано с Кавказом, в частности с грузинской столицей Тифлис, где в 1892 г. в газете «Кавказ» он опубликовал свой первый рассказ «Макар Чудра». Немало впечатлений М. Горький получил и от Абхазии, где он неоднократно бывал. Именно здесь, на берегу р.Кодор, в 1892 голодном году, еще никому неизвестный Алексей Пешков, будучи рабочим строительства шоссейной дороги, оказал помощь женщине, которой пришлось рожать в кустах в необычайно тяжелых условиях.

В Абхазии Горький бывал не три раза, как до недавнего времени казалось, а четыре раза – в 1892,1900,1903 и 1929 годах, хотя о факте совместного посещения Абхазии Чеховым и Горьким в 1900 г. мы имеем пока лишь косвенные доказательства, требующие дополнительных материалов. Два великолепных рассказа («Калинин» и «Рождение Человека») великого пролетарского писателя являются плодом первого его посещения Абхазии. В 1891 г. после долгих странствий по югу России Алексей Пешков с грузином, случайно встретившимся в Одессе, прототипом его литературного героя Шакро Птадзе (рассказ «Мой спутник»), решил отправиться в Тифлис. Пройдя Северный Кавказ и Военно-Грузинскую дорогу, после четырехмесячного голодного и холодного скитания, в ноябре 1891 г. Горький пришел в Тифлис. А летом 1892 г., оставив работу в железнодорожных мастерских, побывал в Абхазии. Он посетил Новоафонский монастырь, работал у монахов. Его впечатления о посещении Нового Афона легли в основу рассказа «Калинин».

Рассказ Горького «Рождение Человека» был написан им после пребывания автора в Абхазии в том же 1892 году.

В Сухуме Алексей Пешков нанялся рабочим строительства шоссейной дороги Новороссийск – Сухум. Но, не поладив здесь с сухумским инженером, который грабил беззащитных рабочих, через неделю он берегом направился в сторону г. Очамчиры. В пути он остановился в старинном абхазском селе Адзюбжа. Здесь и произошел случай, который был описан в рассказе «Рождение Человека». Это произведение поистине стало восторженным гимном человеку на земле.

Алексей Максимович близко к сердцу принимал людское горе. При каждом возможном случае, несмотря ни на какие препятствия и опасности, он мужественно бросался на помощь людям. Правда, его протесты против жестокости часто заканчивались тем, что били его не только «блюстители» порядка, но и голодные люди, доведенные до отчаяния. Например, в Сухуме он ругался с начальством из-за харчей. В селе Кондыбино его избили, когда он бросился на помощь к жестоко избиваемой женщине (рассказ «Вывод»). И вот на этот раз в селе Адзюбжа Алексею Пешкову пришлось стать акушером в то время, когда он сам еле держался на ногах. Пытаясь остановить мужчин, оставивших свою попутчицу, у которой начались родовые схватки, он крикнул им: «Скоты вы этакие! Может, здесь Шекспир родится!». В ответ Алексей Пешков был избит. «Мучительно жалко ее, – пишет Горький, – и кажется, что ее слезы брызнули в мои глаза, и я кричу... И вот на руках у меня человек.. .». Рассказ пронизан лирическим духом бытия. Автору было бесконечно дорого это произведение тем, что в нем отразилась предельная правда о том, как он содействовал рождению человека неизвестной судьбы, поиски которого писатель продолжал всю жизнь.

Позже, когда он бывал в Абхазии, по свидетельству очевидцев, не проходил мимо тех мест, которые напоминали ему годы юности. Так, в 1903 г. писатель, находясь в пути из Кутаиса в Сухум, остановил экипаж на берегу р. Кодор и показал жене место, где он принял у женщины ребенка.

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что идейным противником Горького в этот период был реакционный литератор М. П. Арцыбашев, который утверждал, что лучше детям совсем не рождаться на свет, чем рождаться «на жизнь несчастную и бесцельную». Именно на эти чудовищные заявления человеконенавистников отвечал великий писатель-гуманист своим ярким жизнеутверждающим произведением, в основе которого лежит реальный эпизод, имевший место в Абхазии. В своем рассказе Горький показал, что величайший акт рождения человека – это всегда праздник, заслуживающий всевозможного прославления, если даже он происходит в таких нечеловеческих муках и условиях, при которых вынуждена была родить голодная крестьянка на берегу Кодора в Абхазии.

Таким образом великому пролетарскому писателю приходилось в сложнейших условиях отстаивать право человека жить на земле. Ведя непримиримую борьбу против всякого рода мизантропов, проповедовавших преступную идею о бессмысленности жизни, писатель в ответ мрачным и антиобщественным сочинениям предлагал читателям свои оптимистические, глубоко волнующие произведения, в которых немаловажную роль сыграл и красочный пейзаж Абхазии. Этот «безумно красочный уголок земли», как Горький называл Абхазию, помог ему наиболее полно воплотить замысел автора «Рождения Человека», в котором он вдохновенно воскликнул: «Превосходная должность – быть на земле человеком!».

Кто бы что ни говорил, Максима Горького глубоко волновала судьба человека, что и отразилось в его творчестве. Жизнь и творчество Алексея Максимовича – это неувядаемый подвиг.

А. ПАПАСКИР, доктор исторических наук, профессор АГУ


Возврат к списку