Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
КАДРЫ ЦАРЯ ПЕТРА
Великий реформатор решил проблему управления государством
Петру Великому и его сподвижникам пришлось создать новую систему государственной службы, которая отвечала бы требованиям современности.
Реформа государственного управления в России являлась составной частью петровских преобразований, которые касались всех аспектов жизни общества. Петр I видел необходимость всесторонней модернизации Российского государства, а в качестве примера для подражания им были выбраны западноевропейские державы. В научной среде нет единого мнения относительно личного участия царя-императора во всех проводимых реформах, а также их революционности – есть мнение, что петровские изменения укладывались в логику процессов, которые начались в России еще в XVII веке, после воцарения династии Романовых. Но очевидным является тот факт, что в петровский период Россия стала совершенно другой страной – как по государственному устройству, так и по укладу жизни всех слоев общества.
Значительную роль в становлении Петра как реформатора сыграло его Великое посольство в Западную Европу. Кроме того, преобразования приостановила Северная война, которая требовала мобилизации всего государственного аппарата. Таким образом, на первых порах изменения были бессистемными и хаотичными. Лишь когда стало очевидно, что победа в войне – дело решенное, реформы стали более осмысленными.
В монархическом Русском царстве все держалось на царе – поэтому, когда он по каким-либо причинам не мог править, за него это делала группа особо приближенных к монарху бояр. То же самое происходило и в то время, когда царем всея Руси был Петр Алексеевич – во время своих отлучек он перекладывал свои обязанности на так называемую Ближнюю канцелярию, которая состояла из 15 человек и постепенно сменяла малоэффективную Боярскую думу.
В 1711 году Петр собрался в Прутский поход, и для замены монарха был создан Правительствующий Сенат, поначалу состоявший из девяти человек. Первоначально его задача выглядела следующим образом: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны».
Начиная с 1714 года местом постоянного пребывания Сената стал Санкт-Петербург, хотя часть сенаторов сопровождала Петра во время его визитов в Москву. Решения в Сенате принимались коллегиально, на каждого сенатора была возложена персональная ответственность.
В каком-то смысле его можно считать прообразом современного Совета Федерации, поскольку каждая губерния делегировала по два комиссара для сношений с Сенатом. Комиссарам вменялось в обязанность принимать указы и следить за их исполнением, исполнять отдельные поручения Сената на местах и доносить до него всю необходимую информацию об обстановке в губерниях.
Тем не менее, поскольку в петровской России не было разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, сформулировать конкретные задачи Сената не получалось – достаточно сказать, что он выполнял все самые разнообразные поручения царя. Подобный функциональный универсализм позволил переложить на Сенат все полномочия приказной системы – таким образом, отпала необходимость в приказах, что открыло дорогу к формированию отраслевой системы государственного управления, состоящей из коллегий.
Главным нововведением можно считать закрепление разгрома местничества – отныне положение служилого человека в обществе определялось не его происхождением, а его чином, который надо было заслужить усердной службой на благо Отечества. Многие традиционные для Руси чины вроде бояр и окольничих были фактически ликвидированы – их больше никому не жаловали, хоть официально и не отменяли.
Примечательно, что изначально Петр сильно выделял военных, а поэтому не хотел, чтобы «гражданские» могли получить чины первого класса, но после совещаний с приближенными все же приравнял чин канцлера к первому классу.
B течение следующих двух столетий вплоть до отмены в 1917 году «Табеля о рангах» существенно реформировался. Если раньше чины были синонимом должности, то потом они стали лишь добавочными титулами. Петровский «Табель о рангах» насчитывал 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись, и в конце XVIII века некоторые исчезли.
В современной России также существуют классные чины. Их присваивают работникам юстиции и прокуратуры, а также на должностях федеральной государственной гражданской службы.