Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

04.11.2011

Опрос разрушает мифы

Если послушать т.н. беженцев...

Международная неправительственная организация «Ресурсы примирения» и сеть общественных организаций беженцев в Грузии провели опрос, затронувший вопросы об отношении беженцев из Абхазии к конфликтам, возможности их урегулирования, возвращения к местам их исхода после войны 1992-93 гг. и правовые аспекты их нынешнего положения. Опросом было охвачено порядка тысячи человек, в основном в местах компактного проживания беженцев в Тбилиси, Зугдиди, Кутаиси… Причем вопросы были составлены специалистами таким образом, что респондентам трудно было отвечать на них неискренне.

Результаты исследования, о которых сообщила недавно тбилисская газета «Абхазский меридиан», рушат, по ее признанию, мифы, широко утвердившиеся в грузинском обществе. «Интересы этих людей, – пишет названное издание, – часто становятся предметом спекуляций власти, оппозиционных политических сил, тех или иных общественных или политических группировок».

Думается, нашим читателям небезынтересно будет узнать, что же думают беженцы по поводу названных проблем. Итак, о чем же они говорят…

Опрос показал, что, несмотря на широко принятую и многократно озвученную точку зрения, беженцы в своем большинстве чувствуют себя в грузинском обществе сравнительно комфортно. И слава Богу, добавим мы, что им хорошо на своей родине, откуда их прадедов и дедов переселяли – зачастую насильно – в Абхазию.

Характерно и то, что на вопрос о возможном возвращении примерно 80 проц. респондентов ответили, что возвращение в их собственные дома для них окажется либо невозможным, либо связанным с очень большими трудностями. Примерно половина опрошенных утверждает, что их дома разрушены. Порядка 35 проц. предполагают, что в их домах живут другие люди, и у них возникнут проблемы с ними. При этом примерно 62 проц. опрошенных не имеют никаких документов, подтверждающих их собственность в Абхазии.

Абсолютное большинство общавшихся с организаторами исследования (93 проц.) очень интересуются нынешней жизнью в Абхазии, но только 7 проц. хорошо знают о происходящем в нашей стране. Хотя, согласно опросу, примерно четверть беженцев побывала за эти годы в Абхазии. Причем среди бывших галцев число посетивших места своего прежнего проживания достигает 64 проц. Многие хотели бы иметь возможность регулярно наведываться в наши края – для того, чтобы, как они говорят, навещать родственников и друзей, бывать на свадьбах и похоронах, на могилах родных людей.

И вот еще какие показательные настроения. 85 проц. опрошенных готовы рассмотреть вопрос возвращения в Абхазию в случае, если там будет восстановлена территориальная целостность Грузии, и только 9 проц. респондентов не волнует вопрос о расыпространении грузинской юрисдикции в прежних границах. Но при этом 14 проц. анкетируемых уверены, что такой юрисдикции уже не будет никогда. Хотя больше половины т.н. беженцев считают, что после войны 2008 года шансов вернуть Абхазию у Грузии стало меньше.

Характерно, что столько же – 14 проц. – не скрывают, что принимали участие в боевых действиях на грузинской стороне, а примерно 40 проц. признают, что на этой же стороне воевали члены их семей и родственники. Авторы исследования логично полагают, что в случае, если возвращение такой категории граждан в Абхазию станет все же возможным, велика будет вероятность того, что у них возникнут серьезные проблемы.

И, наконец, о нынешнем состоянии конфликтных отношений между двумя странами. 59 проц. убеждены, что этот конфликт не может быть разрешен силовыми методами, и выступают за подписание договора о неприменении силы. Однако четверть опрошенных ( а это, согласитесь, немало) являются все же сторонниками военного решения проблемы. Жизнь таковых, как видим, ничему не научила.

Тем не менее, большинство готовы приветствовать меры, которые предпримут Тбилиси и Сухум для поиска путей к миру.

Для чего проводятся подобные исследования? На этот счет та же газета «Абхазский меридиан» дает следующий комментарий: «Наши представления о проблемах беженцев чаще опираются на предположения и стереотипы, чем на факты. В некоторых случаях дискуссии о них больше напоминают политические заявления, чем прагматичный поиск решения наболевших вопросов. Материалы исследования дают сравнительно адекватное представление о том, как беженцы сами смотрят на те или иные вопросы. Их взгляды, выявленные в ходе исследования, в конечном итоге имеют значение с точки зрения ведения квалифицированных дебатов по вопросу о том, каким образом и на какой основе должен быть достигнут долгосрочный и устойчивый мир».

Нам в Абхазии, думается, также нелишне знать умонастроения т.н.беженцев, хотя бы для того, чтобы противодействовать бесконечным спекуляциям грузинской власти на этой теме.


Возврат к списку