Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

НАРОДНЫЙ ОРАТОР 11.02.2020

НАРОДНЫЙ ОРАТОР

Лица в нашей истории

Ебжноу Сит Езигович – крестьянин из с. Джирхуа Гудаутского района – киаразовец, известный оратор, один из видных руководителей Дурипшского антиколхозного крестьянского схода (18-26 февраля 1931 г.). В 1917-1921 гг. он активно участвовал в киаразовском освободительном движении. Н. А. Лакоба говорил: «С. Ебжноу с оружием в руках боролся вместе с нами за советскую власть. Потом, после установления советской власти, мы забыли его».

Организаторские способности и ораторское искусство Сита Ебжноу ярко проявились в дни Дурипшского схода. 18 февраля, в первый день схода, выступили Сит Ебжноу, Осман Бутба и Мустафа Смыр. Тогда же крестьянские ораторы выдвинули основные требования, заявив: не нужны нам колхозы, отменить скотозаготовку, прекратить контрактацию посевов, удалить из сел комсомольцев – разлагателей быта и традиций, вести наблюдение за партийцами и комсомольцами, отбирать у них билеты и предложить присоединиться к сходу. В последующие дни ими были отработаны требования и отношение к власти. На предпоследнем сходе, состоявшемся за день до встречи с руководством республики, присутствовал редактор газеты «Апсны Капш» Мушни Хашба. И он следующим образом передает обстановку на сходе, где с речью выступил С. Ебжноу: «Посредине большой поляны перед зданием сельсовета стоял стол. Рыжий мужчина, стоя на столе, громогласно говорил речь. Он блестяще владел абхазским языком, ораторским искусством. Народ слушал, навострив уши и глаза, с сильным желанием не упустить ничего, слушал, слушал... Речь была построена по пунктам крестьянских требований. Обозревая вокруг обширную аудиторию, оратор после изложения каждого положения своей речи обращался к слушателям словами: «Не так ли?».

– Нам предлагают колхозы, – продолжает оратор, – говорят, что колхозы обеспечат нас без особого труда; мы все будем сидеть, а за нас трактор будет пахать и сеять, обрабатывать все наши нивы. Но тракторам нужны обширные поля. Как известно, в нашем районе нет больших, обширных полей. Чтобы их создать, мы должны убрать межи наших усадебных участков и перепахать могилы наших отцов и матерей... не так ли?

– Да, дад, так есть, так! Как ты сказал, так есть! – хором поддержали участники собрания.

– Это не подходит к нашему апсуара! Поэтому мы не хотим то, что называют колхозами... Так же вы говорите? – спросил оратор, обращаясь к народу.

– Так точно, дад, так точно! – подтвердили возгласами крестьяне с мест.

В таком духе рассматривались все пункты крестьянских требований. Так проходила апробация речи оратора, которую он должен был произнести на сходе на следующий день.

Оратор гремел на всю площадь своим сладким голосом, чистым абхазским языком, образными выражениями, красиво жестикулируя руками, и нежными, удивительно гибкими движениями всем корпусом, внимательно обозревая всю публику, ни на миг не упуская контакта с народом, и, часто обращаясь к нему с вопросом: «Не так ли вы говорите?», и каждый раз получая в ответ единодушное подтверждение народа: «Так есть, дад, так есть!», «Иди так как идешь, хорошо идешь!».

26 февраля 1931 г. в с. Дурипше состоялся девятый, последний сход. Собралось до 4 тыс. человек со всех сел Бзыбской Абхазии. Присутствовали председатель ЦИК Абхазии Н. Лакоба, члены правительства Абхазии, первый секретарь ЦК КП(б) Грузии С.Мамулия, пред. ГПУ Закавказья Л.Берия. По поручению схода основным докладчиком выступил Сит Ебжноу. Он изложил главные требования крестьян: мы против деления крестьян на кулаков, середняков, бедняков. Когда боролись за власть, нас так не делили. Коллективизация для нас губительна, ибо колхозы уничтожают традиционный уклад и обычаи нашей народности. Контрактация табака, винограда и других сельхозкультур в таком виде как она проводится – абсолютно неприемлема для крестьян. Отбирают скот, нас же самих заставляют гнать его в город и там встречают с музыкой, возлагая на нас же фураж. Комсомольцы предоставлены самим себе, они безобразничают, делая все, что угодно. Держат крестьян под террором. Духовенство преследуется, нет возможности пригласить мулу на похороны. Печально, что женщины наши в ночное время ходят на учебу в школу ликбеза, бросая своих грудных детей. Непосещение занятий означает, что надо уплатить штраф от 100 до 300 руб. Оратор просит правительство избавить крестьянство от всех этих мероприятий. Оратор произвел большое впечатление на всех. Другие выступления крестьян развили и конкретизировали положения речи Сита Ебжноу.

События в Дурипше получили широкий резонанс. На сход реагировала и Москва. Он послужил для партийных и советских органов большим уроком. В результате коллективизация в Абхазии получила ряд особенностей: была растянута во времени; шире были использованы простейшие формы кооперации; не проводился лозунг ликвидации кулачества на базе сплошной коллективизации с применением репрессивных мер.

В конце октября – начале ноября 1937 г. в Сухуме состоялся судебный процесс по так называемому делу «О контрреволюционной, диверсионно-вредительской, террористическо-повстанческой, шпионской организации в Абхазии». По этому делу Сит Ебжноу вместе с В. Ладария, М. Чалмаз, В. Лакоба, К. Инал-ипа, Д. Джергения, С. Туркия, П. Сейсян, А. Энгелов были репрессированы.


Возврат к списку