Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Искусство 30.01.2020

Искусство

ОТ СОФОКЛА ДО СЭЛИНДЖЕРА

В РУСДРАМе им Ф. А. Искандера не количество переходит в качество, а качество обеспечивает количество проданных билетов

Театральные сезоны в Русском государственном театре драмы имени Фазиля Абдуловича Искандера сменяют друг друга, одаривая преданных зрителей потрясающими эмоциями и незабываемыми впечатлениями.

Прошедший 38-й сезон по оценке как зрителей, так и требовательного генерального директора Ираклия Хинтба, был уникальным.

– Сезон можно назвать уникальным во всех смыслах: и по количеству сыгранных спектаклей, и с точки зрения творчества. Мы раздвинули свои творческие возможности и показали, что, наверное, некоторое время назад казалось невозможным, недостижимым для нас, – такими словами генеральный директор РУСДРАМа Ираклий Хинтба открыл пресс-конференцию по итогам 38-го сезона. – Помню, как меня все убеждали (вне театра!), что в Абхазии невозможно существовать театру с постоянным репертуаром. Но, как показывает жизнь, очень даже возможно. В прошлом сезоне – за девять с половиной месяцев – мы дали 109 собственных репертуарных спектаклей. Это беспрецедентный показатель в театральной истории Абхазии. Даже в советское время такого не было.

Ираклий Хинтба отметил, что все это стало возможным благодаря всему коллективу – и актерам, и техническим подразделениям театра, демонстрирующим высокую слаженность, профессионализм и ответственное отношение к делу.

– Особенно важно, что такими словами о нас говорят приглашенные режиссеры, которые работают с нами, и коллективы, побывавшие у нас на гастролях. Так и говорят, что с такой командой можно не бояться за сроки, за качество и… за все остальное, – заметил И. Хинтба и напомнил, что открыт был 38-й сезон спектаклем по пьесе К. Гольдони «Кьоджинские перепалки». Фактически на сцене РУСДРАМа был восстановлен дипломный спектакль абхазского «Щукинского» курса. Студенческие «Кьоджинские перепалки», которые абхазский зритель встречал овациями, в процессе работы, после того, как в спектакле появились новые актеры-русдрамовцы, стал еще богаче, еще искрометнее. Этот спектакль в ноябре 2019 года стал участником Театрального фестиваля в Элисте.

И это был триумф. В зале ни на минуту не смолкал смех, смех до рыданий, и, как потом признались актеры, даже на родной сцене они не испытывали такого куража, такого вдохновения, как в Элисте при поддержке зрителей.

– Мы были смущены, мы были потрясены! – делились они впечатлениями. – Директор фестиваля несколько раз подчеркивал, что такого зала, такой реакции зрителей не было ни в истории театра, ни в истории Фестиваля.

И такое признание, вне всякого сомнения, дорогого стоит.

А в июле русдрамовцам выпала возможность продемонстрировать еще одну премьеру – причем премьеру уж действительно уникальную! – постановку «Хаджи-Мурат» по одноименной повести Льва Николаевича Толстого (режиссер Адгур Кове в содружестве с художником-постановщиком Баталом Джапуа) в поместье Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне на очень престижном Фестивале Толстой-open.

Отзывы критиков – потрясающие. А сам факт, что играли среди деревьев, рядом с усадьбой великого Толстого, свидетельствовал о многом.

Гендиректор РУСДРАМа напомнил, что помимо спектаклей театр организует спецпроекты и гастроли. Достижением прошлого сезона он назвал открытие арт-фойе, которое сразу завоевало популярность как «интересное и привлекательное место», где уже в течении небольшого срока было проведено более 15 мероприятий.

– Всего в 38 сезоне театр провел 137 мероприятий. В 37-м у нас состоялось 130. За три сезона театр сыграл 322 репертуарных спектакля. 320 из них я видел от начала и до конца, и при этом сохранил психическое здоровье, – пошутил Ираклий Хинтба. – Всего за этот период на сцене РУСДРАМа состоялось 383 мероприятия. Все они прошли при переполненном зале. Для 60 тысячного города – это фантастика.

Незабываемым событием сезона Ираклий Хинтба назвал режиссерскую лабораторию Союза театральных деятелей России, по результатам работы которой в репертуаре театра появились два спектакля. Алексей Размахов поставил по пьесе Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», а Артем Устинов – спектакль «Электра», в основу которого был положен текст трагедии Софокла.

Ираклий Хинтба сообщил, что в труппе появился еще один актер, Саид Лазба. Тем не менее театр испытывает дефицит актеров, а штаты для них не предусмотрены, и ситуацию надо в этом отношении менять. При существующем штате деятельность театра на должном уровне поддерживать очень сложно, актеры театра проявляют огромную самоотверженность, работая в очень напряженном ритме.

– Этот вопрос для нас очень важный. Будем обращаться помочь с его решением.

Гендиректор также сообщил, что актеры начали активнее сниматься в кино. Он сказал, что он обеими руками «за», если это не мешает работе театра.

– Это замечательно, и я этому способствую всеми силами. Продюсеры начали к нам приходить и смотреть наши спектакли, – сказал Ираклий Хинтба.

(Окончание в следующем номере)

Юлия СОЛОВЬЕВА


Возврат к списку