Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

УОЛТЕР ЛИНИ ПРИДУМАЛ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МЕЛАНЕЗИИ НОВУЮ ИДЕОЛОГИЮ 23.01.2020

УОЛТЕР ЛИНИ ПРИДУМАЛ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МЕЛАНЕЗИИ НОВУЮ ИДЕОЛОГИЮ

Лица в политике дальних стран

Если на земле есть рай, то, вероятно, это государства Меланезии. Уже одно перечисление – Соломоновы острова, Фиджи, Вануату – звучит, как музыка, создающая пляжное настроение. Хотя именно здесь, на островах Вануату, священник Уолтер Лини полвека назад создал партию и идеологию, которая изменила судьбу архипелага…

Острова Меланезии – место, где на сотни километров тянутся шёлковые ленты песков, леса и коралловые лагуны с изумрудной водой. Кому и зачем здесь воевать?

И в основном колонизация этого пространства происходила довольно мирно. Да и жители Вануату, о котором пойдёт речь, с лёгкой руки Джеймса Кука названного Новыми Гебридами, хоть и оказывали сопротивление миссионерам, но не слишком рьяно. И даже «заклятые» друзья Англия и Франция, практически одновременно захватившие эти земли, не стали выяснять отношения между собой, а заключили примирительный союз. В 1887 году вступила в силу конвенция Великобритании и Франции о совместном управлении островами Новые Гебриды. Позднее, в 1906 году, это образование трансформировалось в кондоминиум Великобритании и Франции. Этот сентиментальный этап длился почти до начала 1970 годов, когда на острове появились политические «смутьяны». И первым из них был, конечно же, англиканский священник Уолтер Лини.

Любознательный уроженец острова Пентекост учился в миссионерской школе, потом отправился на учёбу в Новую Зеландию, где был рукоположен в священники англиканской церкви. Это произошло в 1970 году, а уже через год молодой священник вернулся в Порт-Вила и организовал Культурную ассоциацию Новых Гебрид. Затем её переименовали в Национальную партию Новых Гебрид и в 1974 году в Партию Вануату (переводится как «Партия нашей земли»). Своей целью она объявила обретение государственной независимости и формирование собственного правительства.

Лини бросился в политику, как в омут с головой. Нет, к началу 1970-х годов он уже имел чёткие представления о том, чего хочет, и даже разработал основы учения, впоследствии получившего наименование ни много ни мало «меланезийский социализм».

В 1975 партия приняла участие в выборах и получила более 60% голосов избирателей.

В 1979 году детище Лини выиграло очередные выборы – представители Вануату заняли 26 мест из 32. Её лидер Уолтер Лини стал главным министром совета министров кондоминиума. На Вануату началась новая жизнь.

К концу 1970-х годов прежние хозяева архипелага понимали, что им скоро придётся уйти. Поэтому обретение независимости для Вануату прошло без лишних проблем. Никто друг в друга не стрелял, не арестовывал и не высылал из страны.

30 июля 1980 года на архипелаге провозгласили независимость. Первым премьер-министром стал, разумеется, Уолтер Лини.

У независимого государства имелось множество проблем – экономическая отсталость, безграмотность, межэтнические дрязги. К тому же, невзирая на мирный характер передачи власти, французы «пакостили»: на островах появились партизанские отряды, снабжённые американским оружием.

Но Уолтер Лини ни минуты не колебался с выбором. Он резко дистанцировался от Англии и Франции и направил республику Вануауту на сближение с неприсоединившимися странами.

Однако, невзирая на то, что Вануату относила себя к соцлагерю, сближаться с флагманом социализма Лини не стал. Богатым финансовым вливаниям он предпочёл свободное плавание.

Уолтер Лини приспособил это учение под нужды своей страны. Критикам он неоднократно объяснял, что это учение является квинтэссенцией духа меланезийского общества. Ведь местные племена всегда коллективно владели землёй и жили, исповедуя принципы взаимопомощи и солидарности. Эти принципы были положены в основу экономического развития Вануату и нашли полную поддержку у местного населения.

Правда, местный социализм в основном строился на французские деньги, поскольку Франция, невзирая на натянутые отношения с правительством архипелага, надеялась удержать Вануату в орбите своего влияния. Да и создатель нового учения, наделённый духовным саном, тоже был не ангелом во плоти. Лини крайне болезненно воспринимал критику местных СМИ и постоянно воевал с ними. А критиковать было за что.

К концу 80-х годов ХХ века его экономический курс так и не принёс заметных изменений. Народ, как и прежде, жил в бедности, выделяемые гранты уходили неизвестно на что, никаких прорывных проектов не предвиделось – творец меланезийского социализма не смог построить на островах даже нормальных дорог. Зато с высоких трибун лилась патока обещаний и заверений, липовых цифр и громких лозунгов. Под гром обещаний большинство министерских портфелей находилось в руках премьер-министра, который якшался с сомнительными вьетнамскими и американскими бизнесменами, изгнанными из страны. В 1991 году конфронтация между Лини и его оппонентами достигла пика. Кончилось это тем, что Уолтера исключили из партии и уволили с поста премьер-министра. В ответ Лини создал Национальную объединённую партию и вновь пошёл во власть.

Но что бы ни говорили, Уолтер Лини сегодня является «отцом нации». И даже день его смерти отмечается на государственном уровне.


Возврат к списку