Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

«АМШЕН» – ПРАЗДНИК НЕ ТОЛЬКО АРМЯН 20.11.2019

«АМШЕН» – ПРАЗДНИК НЕ ТОЛЬКО АРМЯН

Национальные традиции

Этот теплый и ласковый осенний день выжидали специально – для него даже сдвинули прежде намеченную дату проведения праздника, когда выяснилось, что дождя в это время будет не избежать. И вот целый вновь назначенный день наше южное солнышко щедро освещало большую поляну и прибывавших на неё людей – прибывавших на праздник урожая «Амшен» в селе Яштхуа Сухумского района. «Амшен» проводится четвертый раз и стал набирать обороты, занимая престижное место рядом с «Лыхнаштой» и «Мыкуаштой». Если у последних двух праздников урожая есть постоянный адрес «приписки» и связаны они с историческими местами, то у «Амшена» нет локального места. Первые два проводились в Гулрыпшском районе, третий, прошлогодний, в – Гагрском, нынешний – под боком Сухума, а следующий, как объявили ныне в конце праздника, пройдет также в Гагрском районе, в селе Алахадзыхе.

Я на «Амшене» второй раз, и очень жалею, что не смогла побывать на двух первых. Я полюбила этот праздник. Я вообще люблю праздники, когда собирается твой народ и беспечно гуляет. (Это же не митинги какие-нибудь протестные…). Я люблю быть в среде народной, частицей которой сама являюсь, люблю впитывать дух и настрой массы, общаться, обниматься, улыбаться, слушать приветствия и здравицы, слушать песни, видеть танцы и игры. Это все родное, это все мое. «Амшен» – праздник вроде армянский, но он тоже мой, потому что я люблю армян, потому что я с детства росла с ними рядом, моими (и моих родителей) лучшими соседями были армяне. Да и так многое нас связывает в духовном и историческом плане. Не хочу уходить (и уводить читателей) от праздничного настроения, но как объяснить то, что большая часть абхазского народа, вынужденно покинувшая родные земли, оказалась в Турции, а амшенские армяне вынуждены были бежать из Турции и заселять опустевшие после махаджирства абхазов земли, и сейчас мы живем здесь, в Абхазии, вместе. Это судьба?! Вместе мы защищали три десятка лет назад эти земли от грузинских захватчиков и вместе проливали кровь, отдавали за возможность здесь жить свободно жизни молодых. Кстати, как рассказывал на празднике «Амшен» руководитель республиканской армянской общины, Герой Абхазии Галуст Трапизонян, в период наступления на Сухум именно здесь, в доме рядом, что в 50 метрах от этой средней школы №2, в просторном дворе которой проходил нынешний осенний праздник, находился штаб Армянского батальона имени Баграмяна. И еще скажу, что нас объединяет и древнее прошлое народов, и древняя религия – именно в наши страны пришли первые апостолы Сына Божьего после его распятия и проповедовали христианство, которое вскоре стало государственным и в Армении, и в Абхазии. Да и наши обычаи, наш образ жизни… Впрочем, все это надо ощущать, чувствовать телом и душой, а может, и на генетическом уровне, чтобы понять, что это такое. Да и зачем я обо всем этом, давно всем известном. Лучше давайте снова я окину взглядом поле праздника «Амшен».

Разнаряженные (больше в национальные одежды) девушки и женщины хлопочут у своих «очагов», что устроили здесь представители всех абхазских районов, в том числе из Лазаревского района города Сочи, где компактно живут армяне. Им с удовольствием помогают мужчины, в основном молодые. Одни проворно нанизывают мясо на шампуры для шашлыков, другие крутят на большом вертеле барашка, третьи… уже пристроились к полевым кухням и поздравляют друг друга с праздником. Я и моя попутчица тоже подтянулись к ним, выпили по чуть-чуть за предстоящий прекрасный день, закусили вкусной и натуральной едой и пошли дальше любоваться праздником. Чего только не было выставлено под сооруженными в одинаковом стиле навесами! Ну, раз начала говорить о пище, то продолжу эту тему. В общем, можете ведь себе представить, чем заставляются такие праздничные столы. Все лучшее, все изысканное, национальное – и не только армянское, но и абхазское, ставшее уже привычной едой за долгие годы проживания здесь. А какие сладости! Вот видите на снимке торт с надписью «Лабра» – это же произведение искусства! А какие осенние плоды – хурма, орехи, тыква, киви, кукуруза, связки перца и чеснока… А какие блюда из говядины, из курятины, какие лаваши и другая разнообразная выпечка, напитки… Кстати, как всегда, с изысканными дарами природы, с красочным стендом вышла на праздник и Торгово-промышленная палата Абхазии.

Но самое главное – это инвентарь, предметы быта амшенских армян, которые успели прихватить с собой, спасаясь от турецкого геноцида. Бытовая утварь бабушек и дедушек – медные миски и тазы, медные кувшины, деревянные скамейки, прялки, небольшие ткацкие станки, маленькие, но тяжелые утюги, мотыги, топоры, люльки с самодельными кружевными накидками, образцы самотканых ковров. И конечно, древние картины и документы, армянский алфавит (на снимке). Многое из утвари, конечно же, характерно было и для абхазского народа. Та же люлька, тот же медный кувшин, который называется «гюгюм» – почти так же, как и у нас – «агугум».

А дальше я не удержалась не сфотографировать азартных нардистов, любителей этой восточной игры, для которых было в ряд поставлено несколько столов. Столы не пустовали целый день праздника.

Дальше я переместилась поближе к большой сцене. Сзади и по бокам её уже собрались артисты в волнительном ожидании предстать перед публикой. А публика все шла и шла на поле, и вскоре все оно заполнилось почти до отказа. Люди стояли или сидели на скамейках, и, как всегда, перед сценой – почетные места для гостей. А гости – это Вице-президент Аслан Барциц, Спикер Парламента Валерий Кварчия, другие депутаты Парламента, члены Правительства РА, и.о. главы Администрации города Сухума Кан Кварчия, управляющий Сухумо-Абхазской епархией иерей Виссарион. Были гости также из Сочи и Нагорного Карабаха, Еревана и Краснодара и т.д. Вице-президент А. Барциц приветствовал участников и организаторов праздника-фестиваля следующими словами: «Мы знаем, что большая часть армян Абхазии является выходцами из Амшена. Этот замечательный праздник дает возможность всем жителям и гостям Абхазии познакомиться с культурой, традиционной кухней, бытом и ремеслами амшенских армян. Культура во все времена выполняет объединяющую миссию, воспитывает высокие нравственные и гражданские качества. Особую благодарность выражаю старшему поколению, семьям погибших, тем, кто с честью, вместе с нами бок о бок отстаивал независимость Абхазии, тем, кто и сегодня помогает молодым продолжать традиции отцов и дедов. Убежден, что этот праздник из года в год будет наполняться новыми идеями, развиваться, демонстрируя культурное разнообразие и межэтническую гармонию».

Особо подчеркну, что, да, здесь, в Яштхуа, было много армян, но немало находилось и абхазов, и русских, и представителей других народов, живущих в нашей стране, и российских туристов. Такое происходит ежегодно, так что праздник «Амшен» – это праздник не только армян. Это общий праздник народа Абхазии.

И вот на сцене начинается прекрасное и патриотическое действо, которое открывают Галуст Трапизонян и Хачик Минасян – руководитель армянской общины Гагрского района, основатель праздника «Амшен». Они оба воспевают своими речами многовековую дружбу армян и абхазов, благодарят ту землю, которая приняла их предков в трагические для армян годы, говорят о недавней битве за свободу этой земли, о сегодняшнем дне, о празднике «Амшен». А потом начался концерт, который вел популярный российский телеведущий Арарат Кещян, родом из Гагры. В концерте участвовали как начинающие (школьники и даже дошколята), так и уже опытные артисты. Армяне исполняли как армянские, так и абхазские песни и танцы, абхазы – наоборот, как абхазские, так и армянские. Были и зарубежные песни. И даже негр пел и приветствовал участников праздника на армянском языке. Со сцены звучало много юмора и шуток. Концерт был долгим, на целый день, но я не утомилась, как не утомились и все остальные зрители, которые подпевали, танцевали и по всему полю, и перед сценой. У всех было прекрасное настроение. Праздник закончился массовым танцем «Срапар» и единой песней «Амшенци инк» – когда ведущий пригласил всех взяться за руки и танцевать, образовалось несколько огромных кругов на поле, и эти круги долго не разрывались, песни неслись высоко в небо и к горам, освещавшимся лучами предзакатного солнца, а ноги продолжали выплясывать в такт известной армянской мелодии. Никому не хотелось уходить с праздника. Не хотелось и мне…

До встречи в следующем году, «Амшен»! И дай нам Бог всем дожить до этого дня в здравии и радости!

Заира ЦВИЖБА

Фото автора


Возврат к списку