Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

 «Это были 46 счастливых лет...» 31.10.2011

«Это были 46 счастливых лет...»

Год, как не стало поэта Николая Патулиди. Он прожил 66 лет. Его творческое наследие исчисляется восемью сборниками стихов. Печатался также в коллективных сборниках, журналах, альманахах, газетах. На творчество его благословил сам Фазиль Искандер.

Детство Николая началось в с. Дмитриевке Сухумского района, но в 1949 г. их семью, как и других греков, депортировали в Казахстан. Познав все тяготы изгнания уже с пяти лет, вернувшись в Абхазию в 1957 г., Николай особенно ценил и любил возвращенную ему родину: «Горжусь я тем, что ты, моя Апсны, меня любить и верить научила, дала в награду радугу весны, ещё стихи на счастье подарила...».

Екатерина Патулиди (Пипериди), жена поэта, была ему опорой во всем, а также первым слушателем и критиком его стихов.

– Все вехи жизни Коли связаны с ноябрем, – рассказывает Катя. – В ноябре 1960-го мы познакомились, вместе ходили в школу рабочей молодежи. Когда он умер – 2 ноября 2010 года, исполнилось как раз полвека нашего знакомства. В ноябре 63-го он ушел в армию, в ноябре 64-го мы обвенчались во время его армейского отпуска. 16 дней длился «медовый» месяц. В ноябре 66-го Коля демобилизовался.

Осень – любимое время поэтов. У Николая это воспоминания о юности: «Снова листья сады золотят. Снова плещут осенние воды... Где-то там, далеко позади, слышен смех беззаботно-веселый. Радость встречи. Домой по пути. Труд. Любовь. И вечерняя школа. Ты со мной. И твой нежный наряд полнит песней душевные соты...» Очевидно, у Николая Патулиди было две явно обозначенные музы – Абхазия и Катица, – так называл он жену по-гречески.

От водителя до инженера автобазы, от руководства Греческим народным театром до председателя Греческой общины, от депутата Парламента Абхазии к должности зам.министра культуры. Заслуженный работник культуры с 1991 г. Его кипучая натура жаждала применения своих сил. Как поэт, общественный человек Николай Патулиди не мог стоять в стороне от бурных событий, сотрясавших Абхазию ещё до войны 1992-93 гг. – В 1989 году Николай поехал в Лыхны,– вспоминает Екатерина. – И даже выступил с речью на народном сходе. Я сидела дома и боялась. Не напрасно. С этого времени начались нападки со стороны соседей-грузин по улице Батумской. Они говорили: «Что, против грузин выступаете?» Я всегда волновалась за Колю, даже когда не было явной опасности. Коля – поэт лирический, великолепно чувствовал природу, настроение, красоту души…

– Когда вы были особенно счастливы?

– Жизнь моя, в общем, была посвящена Коле. Он был не такой, как все. Не любил высокопарности, больше его привлекали естественность и простота. В младших классах, когда проходили поэтов, думала: «Вот бы увидеть живого поэта. Какие они из себя?» Жизнь прояснила этот вопрос. Я прожила с поэтом 46 счастливых лет. Это дороже всех благ. Мне удалось поработать продавцом, телеграфистом, 7 лет продержалась проводником на поезде «Абхазия», дважды став ударником комтруда, но отовсюду Коля меня «увольнял». Самое творческое и счастливое время – 70-80-е годы. Коля работал на автобазе (инженер, секретарь парторганизации), тогда писал и печатался больше всего. Как ребёнок, радовался выходу очередной книги. А потом остывал, начинал исправлять уже напечатанное. Он был очень требователен к себе, к творчеству. И говорил: «Книги – это мои дети».

– Что омрачало вашу жизнь?

– Был такой момент. Как-то в начале 70-х приехали поэты из России. Коля их привел домой. Он печатался уже в газетах. Дал им прочесть тетради своих стихов. Они раскритиковали. После их ухода он порвал рукописи, но кое-что я успела спрятать. К тому же они сказали, что женитьба помешает его творчеству...

– Вам посвящены стихи…

– Примерно 20 стихотворений явно посвящены мне, а где я муза – не догадываюсь. Первое стихотворение «Я иду по улице…», напечатанное в газете «Абхазия» в 1962 году, посвящено Е.Пипериди, то есть мне.

– Последние 6 лет Николай не видел…

– Да, зрение уходило постепенно. Он всё принимал близко к сердцу. В 1967 году у Коли был гипертонический криз, он не отлежал положенного срока и отправился на премьеру спектакля «Требуется лжец» греческого коллектива. Так он и жил, спешил делать свое дело. Это поэзия, работа, греческий театр, общественная деятельность. За время, когда он ослеп, был издан сборник его стихов «Под знаком Льва» с эпиграфом «Я с Абхазией жить обречен». Коля умер от сердечной недостаточности, но благодаря его стихам и письмам я чувствую его как живого.

– Катя, остались стихи Николая в разных сборниках...

– После годовщины меня приглашают в Грецию. Там в память о Коле пройдет вечер поэзии. Покажут фильм о нем. А вот к его 70-летию планирую составить двухтомник его стихов, в том числе неопубликованных.

Николай Патулиди, член Союза писателей, награжден орденом «Ахьдз-Апша» III степени. Его стихи, полные жизнелюбия, переведены на несколько языков и, конечно, на греческий. Они положены на музыку. И навсегда – в человеческой памяти.


Возврат к списку