Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БЫЛО ПРАВИЛЬНО?
Парламент уже несколько месяцев переносит принятие поправок в закон «О судебной власти», которые предполагают введение электронного формирования суда, а также видео- и аудиозаписи судебных заседаний. Верховный суд же утверждает, что без модернизации дальнейшая их деятельность невозможна.
Все началось с реформы
Работа над судебной реформой в Абхазии началась в июле 2012 года, когда была создана Парламентская рабочая группа по работе над проектами законов Абхазии по судебной реформе. В декабре 2014 года проект Конституционного закона Абхазии «О судебной власти» был принят депутатами Парламента в первом чтении.
Как тогда объяснял председатель Комитета по правовой политике, государственному строительству и правам человека Валерий Агрба, судебная реформа была необходима для преодоления кризиса отечественной юрисдикции. Цель реформы – совершенствование судебной системы, повышение квалификации судей и качества правосудия.
В законопроекте были установлены требования к кандидату на должность судьи – возраст, стаж и квалификация. Также были увеличены сроки исполнения полномочий судей – 10 лет для судей общей юрисдикции и Арбитражного суда, 15 лет для судей Конституционного суда без права переизбрания на новый срок.
По новым правилам была предусмотрена дисциплинарная ответственность судей за различные нарушения – от выговора до прекращения полномочий и материальное наказание за нарушение рассмотрения дел в разумные сроки.
Главным нововведением судебной реформы стало учреждение Конституционного суда Абхазии, которому подведомственны постановления Парламента, указы Президента и Кабмина. Раньше функции Конституционного суда выполнял Верховный суд.
Протокол по новым правилам
В числе нововведений было и обязательное использование в судах судебно-информационной системы. По новому закону весь судебный процесс должен сопровождаться аудио- и видеопротоколированием. В противном случае возможна отмена судебного акта.
Новые правила были приняты в 2016 году и должны были вступить в силу с 1 июля 2019 года, но средств на их осуществление все еще не хватает.
В последний раз рассмотрение проекта стояло в повестке сессии Народного Собрания 25 июня, но его пришлось передвинуть, так как для принятия не хватило кворума – 25 голосов. Ранее Парламент уже переносил на полгода дату начала действия поправки.
На заседании Парламента председатель Верховного суда Абхазии Манана Делба заявила парламентариям, что если к установленному времени поправки не вступят в силу, суд будет вынужден прекратить судебные разбирательства.
«Мы не сможем проводить судебные заседания, потому что должно быть аудио- и видеопротоколирование, электронное распределение дел. У нас этого нет, и даже если сегодня деньги дадут, в течение полугода это сделать невозможно», – отметила она.
Дело в финансах
На модернизацию судебной системы необходимо 30 миллионов рублей. Но Министерство финансов выделило Верховному суду всего шесть миллионов.
Дело в том, что, по мнению Минфина, Верховный суд заказывает слишком дорогое аудио- и видеооборудование, рыночная стоимость которого якобы сильно завышена.
«Верховный суд для внедрения автоматизированной судебно-информационной системы (АСИС) заключил контракты с фирмами и индивидуальными предпринимателями, для оплаты которых запросил у Минфина порядка 40 миллионов рублей, однако министерство посчитало это сумму завышенной и профинансировало расходы на общую сумму порядка восьми миллионов рублей за весь период реализации проекта», – сообщили в Минфине.
В марте и апреле 2019 года ведомство отправило свои рекомендации в Верховный суд, на что в суде ответили, что Минфин неправильно рассчитал стоимость оборудования, так как оно не соответствует нужным по контракту характеристикам.
«При проведении сравнительного анализа стоимости приобретаемого оборудования Минфином учитывались все технические характеристики, указанные в контрактах», – отметили в ведомстве.
Кроме того, в контракт, который Минфин отказался финансировать, входит только поставка и монтаж оборудования, но не обучение сотрудников по работе с ним.
В последний раз спорный вопрос обсуждался на заседании Парламента Абхазии 5 июля, где было решено, что поправки в Закон «О судебной власти» вступят в силу 1 ноября 2019 года.
«Одним из базовых принципов принятой судебной реформы был принцип гласности. В связи с этим было необходимо внедрить автоматизированную судебно-информационную систему в деятельность судов. В целях обеспечения программным продуктом и специализированной техникой было принято решение о вступлении в силу данных поправок чуть позже. Надеемся, что к новому указанному сроку судебная реформа пройдет в максимально комфортном режиме», – сказал тогда депутат Парламента, председатель Комитета по государственно-правовой политике Валерий Агрба.
Положение о сроках вступления поправок в Конституционный закон «О судебной власти» было принято Парламентом во втором и окончательном чтении.
Спутник-Абхазия