Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
СУХУМ ГОТОВИТСЯ К ВСТРЕЧЕ «КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА»
Продолжаем тему
В средствах массовой информации, в том числе в нашей газете уже многое писалось и говорилось о том, что вскоре в Сухумский морпорт зайдет круизный лайнер «Князь Владимир». Осталось немного времени до этого события, и наша редакция решила еще раз обратиться к теме и рассказать, что же конкретно делается в порту, чтобы принять судно.
Мой собеседник – заместитель генерального директора госкомпании «Абхазское морское пароходство» по коммерческой работе Адамыр ГАБУНИЯ.
Лайнер будет ходить в Сухум с мая будущего года, и уже в его расписании определены рейсы в нашу столицу, как рассказал мне Адамыр Габуния. Госкомпания «Абхазское морское пароходство» занялось разработкой этого проекта ещё в 2017 году – буквально за один день до захода лайнера «Князь Владимир» в российские порты после того, как он был приобретен российской компанией ООО «Черноморские круизы» (судовладелец и оператор). Гендиректором компании «Черноморские круизы» является Виктор Глуховщенко, по словам Габуния, – человек очень опытный и честный, в прошлом военный.
Руководство компании само вышло на «Абхазское морское пароходство» с предложением включить в маршрут лайнера порт Сухум.
У России после развала СССР не было круизных лайнеров, портом их приписки тогда, в советское время, была Одесса, принадлежащая сегодня Украине. Поэтому для России открытие рейсов по Черному морю – тоже новый проект. Именно Президент РФ Владимир Путин пару лет назад поручил возобновить круизный маршрут между Крымом и Сочи с заходом в другие порты. Сочи является портом приписки «Князя Владимира». И в Сухум лайнер будет заходить именно из Сочи. Из Сухума дальнейший путь: Новороссийск – Ялта – Севастополь – Сочи. Нынешний сезон лайнер завершил 19 октября, перевез до 8 тысяч туристов, выполнив 23 круизных рейса.
В будущем году лайнер должен совершить шесть рейсов в Сухум. Приходить по расписанию он будет рано утром, а отходить поздно вечером, то есть в порту мы сможем им любоваться полный день.
И вот, готовясь к этому событию, которое станет знаковым для Абхазии в её нынешних условиях, еще два года назад абхазская и российская стороны создали совместную рабочую группу. И за это время стороны провели большую работу, находясь в постоянном контакте. Поскольку круизного сообщения с заходом в Сухум не было давно – почти 30 лет, то устарели и нормы по безопасности, и их надо было привести в соответствие с нынешними требованиями. Эти нормы касались многих проблем, в первую очередь изучения состояния гидрографической составляющей (промер глубин), причалов, портовой инфраструктуры. Нужно было решать и некоторые юридические вопросы, ведь существуют определенные портовые правила, в которые также пришлось вносить изменения. Для обследования причалов совместная комиссия пригласила, по рекомендациям, специалистов из нескольких компаний Российской Федерации. Результаты обследования выявили, что гидротехнические сооружения причалов №1 и №2, построенные в 1935 году и отремонтированные в 1965-м (это там, где находится кафе-ресторан «Апра»), не подходят для швартовки лайнера такого класса с точки зрения его безопасности и разных других нормативов. «Князь Владимир» – это большое 9-палубное судно вместимостью до 900 пассажиров вместе с членами экипажа.
Наиболее удобным оказался причал №6 у недостроенного морского вокзала, к которому перед войной уже пришвартовывалось несколько больших судов. Конечно, чтобы лайнер сегодня пришвартовался к этому причалу, также требовалось провести огромную работу. Во-первых, углубить дно в акватории этого недостроенного объекта. Проектная отметка, до которой нужно углубить дно – 7,7 метра, а осадка лайнера – 5,95 метра. Углублять морское дно у причала надо с резервом, и соответствующие работы ныне на стадии завершения. Ил со дна достает грузовое судно «Рица» местной компании «Брикапс» (Очамчырский порт), а также к очистке дна привлечена собственная техника «Абхазского морского пароходства». Ил потом выбрасывается снова в море, но далеко от берега и на глубину. Во-вторых, надо было оснастить причал отбойными устройствами, и это уже сделано. Необходимо было также пополнить парк буксиров, помогающих лайнеру пришвартоваться и отшвартоваться. У нашего пароходства был только один буксир – «Дельфин» мощностью 300 лошадиных сил. В этом году приобрели еще один и назвали его «Бзыбь», мощность 2 000 лошадиных сил. В советские времена, как рассказал А.Габуния, условия Сухумского порта позволяли не пользоваться буксирами, однако по современным технологиям они требуются.
И самое главное, на дне морском были проведены работы в поисках наличия взрывоопасных предметов – с учетом того, что в Абхазии прошла война. К счастью, таких предметов не нашли.
Сейчас решается вопрос, сможет ли подойти лайнер к причалу. «Абхазское морское пароходство» осилило поставленные перед ним цели, и через неделю-полторы закончит все запланированное. А состоится ли тестовой рейс большого судна в Сухум прямо сейчас или чуть позже, по словам моего собеседника, не имеет принципиального значения. Главное, благодаря двухгодичным обследованиям у них накопилась хорошая информация о состоянии объектов порта – того же морского вокзала, который, оказывается, устойчив, и в дальнейшем его можно будет совершенствовать и эксплуатировать.
После проведения в Сухуме уже достаточно больших работ, в феврале этого года, в Сочи было официально подписано Соглашение, и в соответствии с ним ГК «Абхазское морское пароходство» обязуется создать все необходимые условия для совершения рейсов, а российская компания ООО «Черноморские круизы» обеспечивает включение нашего порта в маршрут лайнера «Князь Владимир».
Мне, несведущей в морских навигационных делах, было интересно, а не пойдут ли насмарку все работы нашего пароходства по очистке и углублению дна за зиму, до мая. Габуния развеял мои опасения: «Да, шторм изменит ситуацию, но не настолько. Мы будем и дальше поддерживать, проверять дно и проводить ремонтные черпания. А то, что сейчас вычерпали, накапливалось за 30 лет».
Компания ООО «Абхазское морское пароходство» в последнее время проводила и другие работы. Удлинила, например, за летние месяцы в грузовом порту, что после поворота на Маяк, причалы, чтобы иметь возможность принимать больше судов различных габаритов. Построили на месте старого новое кафе «Бригантина». В прошлом году отреставрировали площадку перед административным корпусом, поменяли брусчатку. Покрасили снаружи старое здание морвокзала, а в будущем году будут его реконструировать. А вот чем будет наполнено многоэтажное здание нового морвокзала, куда будет пришвартовываться круизный лайнер «Князь Владимир», – даст бог, пойдут к нам и другие пассажирские лайнеры, – в пароходстве еще не знают.
– Мы обросли хорошими контактами, обрели новые знания, пополнили технику, – с удовлетворением отметил Адамыр Габуния в завершение нашей беседы.
…Я почти ежедневно на работу и с работы прохожу по набережной мимо Сухумского морпорта и смотрю, что же делается в море. И вижу, как огромное грузовое судно черпает ковшом со дна ил и загружает им свое «брюхо». Это если ил. Когда что-то посерьезней: бетонные конструкции, металлические рельсы, прутья и т.д. – все это выбрасывается на пирс у грузового вокзала порта, и работники пароходства сортируют их, распиливая или разбивая на части. Работы ведутся не только днем, но и в позднее вечернее время, при свете электрических фонарей.
Да, приход круизного лайнера станет событием. Представляете, как и в недалеком прошлом, которому были свидетелями среднее и старшее нынешние поколения, из огромного лайнера будут выходить туристы на пирс и заполнять нашу набережную. Они будут прогуливаться по городу, посещать достопримечательности Сухума, гиды будут рассказывать им о нашей древней столице.
В предвкушении повторения подобной картинки из предвоенного периода, чему и я бывала свидетельницей не раз, позвонила министру по туризму и экскурсиям Республики Абхазия Автандилу Гарцкия и поинтересовалась, чем будет заполнено однодневное пребывание туристов с лайнера в Сухуме. Он ответил, что Министерство уже заранее продумало программу, в которую, возможно, будут вноситься и поправки, время для этого еще есть. Программой предусмотрены, конечно же, экскурсии по Сухуму (обезьяний питомник, ботанический сад и другие объекты), по Новому Афону, и если удастся выкроить время, то будет организована экскурсия и на озеро Рицу. Определят кафе и рестораны, в которых состоятся завтрак, обед или ужин туристов.
У Министерства по туризму и экскурсиям РА, как сказал А.Гарцкия, уже есть опыт сотрудничества с компанией ООО «Черноморские круизы» – туристов лайнера из Сочи на один день завозят в Абхазию уже с прошлого года. Этим занимается Национальная туристическая компания при Министерстве, у которой есть 20 комфортабельных 44-местных автобусов, и они в состоянии обслужить всех туристов и обслуживающий персонал лайнера – кроме работников службы безопасности, не покидающих, естественно, судно и в портах прибытия. Конечно, встретить туристов в самом Сухуме и обслуживать их намного проще, в том числе это удобно и по времени. «Если лайнер «Князь Владимир» начнет ходить в Стамбул, как это предполагается, то мы будем обслуживать и турецких туристов», – сказал Автандил Гарцкия.
Итак, до встреч с «Князем Владимиром»! И пусть дух того князя Владимира, святого православного из Киевской Руси X века, чье имя носит лайнер, витает над нами и оберегает народы наших стран – России и Абхазии, оберегает нашу дружбу и содружество, укрепляет взаимопонимание и взаимоуважение и дает силы на созидание.
Заира ЦВИЖБА
На снимках: идут работы по углублению морского дна в акватории морвокзала.
Фото автора и Эсмы Арджения