Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

УВАЖЕНИЕ. ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ? 23.10.2019

УВАЖЕНИЕ. ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ?

Есть проблема

«Приду в четыре, – сказала Мария.

Восемь,

Девять…

Десять…»

В стихотворении Владимира Маяковского мир рушится. Из-за любви. А у меня положение, конечно, проще. Но мир, мой комфортный домашний мир тоже стремительно рушился. Потому что мастер, которому я доверяю свою совершенно обычную стиральную машинку, вместо обещанных «в первой половине дня», не пришел. Я позвонила ему в два. Он пообещал быть к четырем, около четырех я ему снова перезвонила.

– Сегодня я уже к вам не успею. Давайте завтра…

Мы договариваемся на послезавтра. А ведь бесценный день жизни потерян, и у меня есть дела, которые я не имею права откладывать.

В воскресенье мы договариваемся на «после двух». Я не могу повесить табличку на заборе: «Заходи, открыто, вход справа», я непременно должна сама встретить мастера: у меня есть собака, и я «изолирую» ее, когда он приходит, ведь я дорожу отношениями с этим мастером. Он хороший специалист, спокойный, знающий человек. Я ему доверяю, что в наше время немаловажно.

А вот мастер отношениями со мной, судя по всему, не дорожит. Когда у него было меньше заказов, он приезжал через пятнадцать минут после звонка. А вот теперь, когда у него большая клиентура, он не считает нужным перезвонить и предупредить, что не приедет вовсе. Я тоже не стала звонить. Неблагодарное занятие воспитывать взрослого человека, которому давно пора знать элементарные вещи.

Но эта история не идет у меня из головы. И не потому, что стиральная машинка до сих пор не работает. А потому что в этом я усматриваю прелюбопытнейшую тенденцию. Я вижу, что с каждым годом растет спрос на услуги людей, владеющих, казалось бы, элементарными, но тем не менее недоступными, если ты их не освоил, знаниями и навыками. Ведь каждому из нас нужны электрики, сантехники, специалисты по ремонту холодильников, стиральных машин, кондиционеров, электрочайников, наконец!

И все больше мы отдаем предпочтение простым, натуральным крестьянским продуктам. И дороже платим за молоко, яйца, овощи с грядки, за пусть даже кривоватые, но экологически чистые фрукты.

Однако домохозяйки заметили, что не всегда, покупая домашние яйца, мы можем быть уверенными, что они свежие и вкусные. Да и, собственно, сколько раз я видела, как куры на улице клюют выброшенные памперсы и другой мусор. Можно ли яйца от таких вольногуляющих несушек предлагать как экологически чистые, да еще и за «кусачую» цену? А вот хозяйки кур не считают это зазорным. Честно ли это? Ответственно ли?

В связи со всем вышеперечисленным возникает вопрос: когда мы в Абхазии, в не таком уж далеком прошлом пережившей войну, успели – незаметно для себя – «переселиться» из мира созидания в мир потребления с засильем всего одноразового. Вокруг нас слишком много одноразового – посуда, одежда, обувь, бытовая техника и даже… человеческие отношения. Какой пример мы тем самым подаем молодежи? Ведь все больше людей, для которых отношения определяются не сутью, не подлинными человеческими качествами, а сиюминутной ролью того или иного человека, попросту говоря, пригодится он нам или нет. Разве не так?

Помню, как в советское время друг привел мне цитату одного русского философа. Дословно я не смогу ее пересказать, потому что даже несмотря на чудеса интернета, найти мне ее не удалось. Но суть сказанного такова: люди перестали уважать друг друга после того, как в результате революции были разрушены классовые различия.

Тогда я долго размышляла над этими словами: то есть выходило, знатный человек с уважением относился к кухарке, которая ему готовила, портнихе, благодаря искусству которой он был хорошо одет и прекрасно выглядел, к цирюльнику, который его замечательно стриг и брил. И так далее…

А вот когда кухарка, как обещал основатель Советского государства Владимир Ильич Ленин, была допущена к управлению государством, все и стало с ног на голову. Как рассказывала моя бабушка, во времена НЭПа их семью подвергли репрессиям, и хотя она была еще ребенком, всю жизнь помнила тот страшный эпизод: в человеке с красной повязкой на рукаве, руководившим их выселением из дома и отправкой в ссылку, она узнала босяка, которого прежде видела пьяным и постоянно спящим под забором.

Бабушка прожила трудную жизнь и больше всего ценила в людях честность, в том числе честное отношение к делу. Она говорила, что любой труд ценен, если подходишь к нему с совестью и душой, а главным условием человеческого бытия она считала мир, наличие еды, воды и добрых человеческих отношений. Бабушка не знала о существовании теории американского психолога Абрахама Маслоу, который в иерархии ценностей на первое место ставил возможность дышать чистым воздухом, спать, иметь еду и воду, но она всегда подчеркивала, что только то государство, которое может накормить своих граждан и обеспечить их безопасность, может считаться успешным. И семья – как основа государства.

Когда началась перестройка, бабушка сожалела, что не может создать собственный кооператив – слишком много ей лет, да и сил после многотрудной жизни уже не осталось. К счастью, она так и не узнала, что далеко не все, что так ценила она в детстве, вернулось на круги своя, труд профессионалов по-прежнему обесценен, и богатеют не те, кто работает, а ловкие посредники. И в России, и, к сожалению, уже и в Абхазии люди не совсем понимают – о чем им мечтать. Вместо того чтобы стремиться найти интересное, способное по-настоящему захватить дело, молодые люди томятся в ожидании места в скучных офисах, считая пределом мечтаний работу «белых воротничков», которые ничего не производят, мало знают, но тем не менее преисполнены чрезвычайной важности. А ведь доверенная им миссия – всего лишь роль посредников между добытым лесом и покупателями, между песком и гравийной смесью и строительными фирмами и т.д. Слава Богу, хоть добыча нефти – еще не наша реальность!

Так где же профессионалы? А профессионалы там, где идет реальная работа. К сожалению, в условиях Абхазии не так-то много адресов, по которым сейчас работа кипит. Но вот в подразделениях «Черноморэнерго» – тем более не за горами зима – работы стабильно много в разных уголках республики. Неслучайно эта организация уделяет особое внимание подготовке кадров – монтажников, ремонтников и т. д.

Продолжается в Абхазии добыча инертных материалов, а с приближением декабря нас ждут сезонные волнения, связанные с добычей хамсы. К последнему мы относимся по-разному: одни возмущаются, что при ее добыче наносится урон экологии моря, при работе перерабатывающих предприятий вокруг стоит рыбный запах, но при этом, напоминают другие, не так-то у нас в Абхазии много бюджетообразующих предприятий. Между тем мы не хотим позиционировать себя исключительно как государство-курорт. Нам кажется слишком огромной пропасть между существующим у нас уровнем и тем, что предоставляют государства, развивающие курортную отрасль уже более пятидесяти лет.

А между тем экологи настойчиво советуют нам не делать ставку на курорт в общепринятом индустриальном масштабе, а сосредоточиться на экологическом и аграрном туризме, воспользовавшись тем, что у нас сохранилась еще первозданная природа, и сделать из этого наш самый ценный бренд.

Пока на государственном уровне решается вопрос о вопросах глобальных – на какой сфере деятельности будет выстраиваться базис, то есть бюджетообразующая основа Республики Абхазия, нашего бытия, сам механизм рынка подводит людей к необходимости ориентировать молодежь на востребованные в наше время специальности, такие, например, как оператор земснаряда, водитель грузовой крупногабаритной машины или другие специальности из сферы строительства и энергетики, которые я уже упоминала выше. И хотя мы часто сетуем, что в условиях Абхазии рыночный механизм не работает, на поверку это не так. Он работает. И моя история со специалистом по ремонту стиральных машинок – тому показатель.

Пока я не уверена, стоит ли мне обращаться к другому мастеру. Думаю, сами рыночные отношения подведут каждого их участника к тому, что позвонить и предупредить клиента о вынужденной задержке так же естественно, как добросовестно и ответственно выполнить свою работу. Потому что ответственность складывается из множества составляющих. И такой неосязаемый компонент, как вежливость и уважение, – тоже часть ответственности. Гражданской ответственности каждого за будущее нашего государства. Важно помнить, что уважение к государству начинается с уважения друг к другу. С настоящего человеческого уважения. Просто так. Потому что мы люди. А не от случая к случаю.

Юлия СОЛОВЬЕВА


Возврат к списку