Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

НОВЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АРХЕОЛОГОВ АБХАЗИИ И РОССИИ 11.09.2019

НОВЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АРХЕОЛОГОВ АБХАЗИИ И РОССИИ

НАУКА

В 2019 г. были продолжены начатые в 2002 году работы совместной абхазо-российской археологической экспедиции Института археологии РАН, Института востоковедения РАН, Абхазского государственного музея, Абхазского института гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа Академии наук Абхазии. Напомним, что в 2002 г. работы были начаты в с. Ачандаре, на могильнике древних абазгов, затем, в 2002-2005 гг., велись на поселении эпохи бронзы в с. Абгархук. С 2006 г. основным местом работы экспедиции стал крупный могильник эпохи поздней бронзы – раннего железа на горе Джантух (пос. Акармара, г.Ткуарчал). Многочисленные находки на этом памятнике XIII-XII – II вв. до н.э. открыли новые страницы древней истории Абхазии, позволили выявить ранее неизвестный яркий культурный феномен. В дальнейшем на этой горе было обнаружено и синхронное могильнику крупное поселение, исследовавшееся нами в течение ряда лет. Особенно следует отметить высококачественную каменную архитектуру (стенки из двух рядов подтесанных камней с забутовкой), необычные камни культового назначения (с рельефным декором, а также в виде головы животного), металлургические горны, многочисленные изделия из железа, глиняные и каменные пряслица для веретена.

В 2019 г. работы на Джантухском поселении были временно завершены. Основные силы были брошены на возобновление исследований античного и раннесредневекового городища Гиенос на окраине Очамчиры. По сути, как ни парадоксально, это единственный античный полис на территории Абхазии, местоположение которого было четко установлено. Напомним, что ни античная Диоскурия, ни «Великий Питиунт», несмотря на более чем столетние поиски, до сих пор точно не локализованы. При этом сохранившаяся часть древнего Гиеноса (холм у ворот современного очамчирского порта) не исследовалась после работ Сергея Шамба в 1980-е гг. До него здесь проводил раскопки грузинский археолог Малхаз Барамидзе, но результаты его исследований практически не получили отражения в научной литературе.

Возобновление работ сразу же привело к выдающимся находкам. Был обнаружен фрагмент плинфы (узкий и вытянутый кирпич, характерный для архитектуры Византии и соседних стран) V-VI вв., относящийся, вероятно, к руинам исследованной здесь С. Шамба раннехристианской церкви. К нашему удивлению, на поверхности кирпича четко читались некие знаки, проведенные еще по сырой глине, до обжига. По заключению компетентных специалистов (к примеру, Александра Акопяна), это первые семь букв арамейской письменности, отличающиеся необычным почерком, наиболее близким не к арамейским надписям Закавказья, Византии или Ирана, а к надписям Ближнего Востока. Напомним, что в первой половине I тысячелетия нашей эры, до прихода арабов, арамейский язык являлся языком международного общения для огромной территории. Выходит, что в те времена и на территории Абхазии неплохо владели этим языком, одним из языков Евангелий, языком, на котором говорил Иисус Христос. Это первая находка столь значительной надписи на арамейском языке на территории Абхазии.

Последовали и иные яркие находки. В раскопе был обнаружен фрагмент мраморной (из привозного проконесского мрамора) алтарной преграды того же храма с рельефно изображенной плетенкой. К более раннему времени, к эпохе «златообильной Колхиды» V-IV вв. до н.э., относится золотое украшение тонкой работы. В другом раскопе были выявлены стена и внутренняя часть помещения византийского времени. Многочисленны находки – развалы пифоса и амфоры, пряслице, раннесредневековая и античная керамика. Любопытно при этом, что античная керамика относится ко времени вряд ли позднее второй половины V в. до н.э. Это подтверждает высказанную ранее гипотезу, что в IV в. до н.э. данная часть древнего Гиеноса временно запустела.

Важно и то, что впервые за десятилетия (начиная с 1934-1935 гг.) изучения древнего Гиеноса экспедицией был снят полноценный топографический план сохранившейся территории древнего города. В будущем, уже в следующем году, работы на городище древнего Гиеноса будут продолжены. Пока что следует отметить помощь, оказанную нам администрацией Очамчырского района и особенно руководством школы-интерната (Л.Д. Микая). Отдельное спасибо также министру образования и науки РА Адгуру Паатовичу Какоба.

После временной приостановки работ на Гиеносе экспедиция провела спасательные, по сути, работы на холме Цоухуа в Ачандаре, вблизи от того места, где мы начинали исследования в 2002 г. Все, вероятно, помнят, что здесь в 2018 г. местным жителем Рустамом Чхабелия было обнаружено богатейшее погребение второй половины V в. до н.э. Это «княжеское» захоронение, могила одного из тех «скептухов», о которых несколько позже написал античный географ и историк Страбон. Тогда же Р. Чхабелия сдал обнаруженные вещи в Абхазский государственный музей. Нашей целью был поиск остатков могильной ямы, но итоги работ превзошли имевшиеся ожидания. Были обнаружены нижняя часть костяка (ноги) и находившиеся в этой части погребения предметы – раздавленные глиняный сосуд и бронзовая ваза, железные наконечники стрел, многочисленные железные втулки неизвестного назначения, железные ножи и так далее. Особенно редкой и уникальной для Абхазии находкой является бронзовая ваза. Разумеется, работы здесь стали возможны благодаря бескорыстной помощи Р. Чхабелия и его семьи. Отметим и труд участников экспедиции – это около 25 по большей части студентов и аспирантов из различных городов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Йошкар-Олы, Краснодара, Сочи, Архангельска.

Как видим, работы 2019 года принесли новые открытия. Мы уверены, что и в дальнейшем работы совместной экспедиции археологов Абхазии и России приоткроют ранее неизвестные страницы древней истории.

Александр СКАКОВ (Москва), Аркадий ДЖОПУА (Сухум)


Возврат к списку