Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Люди большой науки 05.09.2019

Люди большой науки

ГИДРОФИЗИКА КАК ДЕЛО ЖИЗНИ

Океанологу Вадиму Владимировичу Медведовскому, посвятившему жизнь гидрофизическим исследованиям мирового океана, в этом году – 85

О человеке по фамилии Медведовский я узнала намного раньше, чем познакомилась с ним лично.

Дело было так. Близились к концу драматичные 90-е годы прошлого ХХ века. Из непризнанной, но уже отвоевавшей свою свободу Республики Абхазия в Соединенные штаты Америки на конференцию по экологии Черного моря были направлены двое ученых – представителей разных поколений, но одинаково влюбленных в свое дело.

Старшим по возрасту был Вадим Владимирович Медведовский, океанолог по образованию и по опыту работы. Другой – глава экологического ведомства молодой Республики Абхазия Роман Саидович Дбар.

Этой поездке предшествовали длительные хлопоты: одного приглашения было мало, Абхазия только-только стала поднимать голову после Отечественной войны народа Абхазии и изнурительной блокады, за визой обоим пришлось выезжать в российскую столицу, выстаивать колоссальные очереди на прием в Посольство США.

В то время Вадиму Медведовскому было за шестьдесят, однако жизнь в постоянных экспедициях приучила его к трудностям любого рода.

Вадим Владимирович подсчитал, что в общей сложности он провел в морях и океанах 12 лет.

Удивительно, что он не раз бывал в океанах, омывающих Америку, а вот в саму страну, так сказать, воздушно-сухопутным путем отправлялся впервые. Та поездка была событием не только для посланцев Абхазии Дбара и Медведовского, но имела и серьезное общественно-политическое значение. На площадке Калифорнийского университета в г. Ирвинг, Лос-Анжелес, нашим ученым предстояло встретиться с коллегами из других черноморских стран.

По дороге грузинские коллеги мечтательно говорили, сколько у них знакомых в США, намеревались встретиться с ними. И каково же было удивление всей делегации, когда к скромному человеку в очках, продремавшему всю дорогу молча, вдруг стали подходить люди из числа почетных гостей конгресса:

– Вадик! Гоша! Алик! – только и раздавались радостные восклицания. Солидные подтянутые американцы (а на самом деле, вчерашние советские ученые) душили Вадима Владимировича в объятиях.

Я услышала эту историю от Романа Дбар, и мне ужасно захотелось познакомиться с Вадимом Владимировичем. Но вот знакомство наше состоялось только недавно.

Вадим Владимирович Медведовский родился 1 ноября 1934 г. на Украине в поселке Клевань Ровенской области в семье рабочего.

В 1952 году поступил на первый курс Одесского гидрометеорологического института, который окончил в 1957 году по специальности «океанология».

Судьбу Вадима Медведовского решила преддипломная практика в Сухуми, он проходил ее на Научной морской станции Акустического института Академии наук СССР, куда впоследствии и получил распределение. В то время на станции бурно кипела жизнь. Станция неоднократно меняла названия (в дальнейшем стала именоваться Сухумским филиалом НИИ «Атолл», потом – Гидрофизическим институтом Академии наук Абхазии), задачи у ученых были масштабные и интересные.

Буквально каждый день работы – все 62 года – для Вадима Владимировича был наполнен важными исследованиями, требующими сосредоточенности, серьезных научных знаний и постоянной работы над собой.

Масштабы задач и ответственности росли вместе с карьерой: сначала – младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, потом – руководитель группы гидрологических исследований, заместитель начальника научно-исследовательского отделения.

В числе основных задач предприятия в целом и его подразделения в частности были исследования условий обнаружения в морской среде подводных объектов с помощью методов гидроакустики. Тогда это направление науки развивалось мощными темпами. Часть работ ученые станции проводили в интересах Военно-морского флота СССР, часть – в интересах рыбного хозяйства (для определения условий применения рыбопоисковой аппаратуры, гидролокаторов и эхолотов, а также скоплений морских организмов: рыб, ракообразных, китов и т. п.).

Группа ученых во главе с В.В. Медведовским исследовала изменения в морской среде, оказывающие влияние на гидроакустические процессы в Мировом океане. Объектами исследований были параметры и изменчивость физических и химических свойств вод Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океана и примыкающих к ним морей.

Чтобы решить поставленные задачи, нужно было проводить исследования непосредственно на местах, и В.В. Медведовский вместе с коллегами отправлялся в многомесячные экспедиции на научно-исследовательских судах. В общей сложности В.В. Медведовский был участником 16 экспедиций. И хотя все эти экспедиции были организованы Академией наук СССР, но ученые, которые служили большой многонациональной стране, всегда помнили, что живут в Абхазии, которую очень любили.

Среди дорогих сердцу Вадима Владимировича фотографий особое место занимает фото 1959 года, когда во время дрейфа на ледовой станции «Северный полюс» они с товарищами подняли флаг тогда еще Абхазской автономной советской социалистической республики, причем они сшили этот флаг сами, с огромным трудом, но все-таки подобрали нужные цвета.

Дрейф на ледовой станции «Северный полюс-18», пришедшийся на 1959–1960 годы, был первой экспедицией из 16, в которых Вадим Владимирович принимал участие.

В 1972 году он участвовал в боевом походе кораблей ВМФ в Атлантическом океане, в 1976-м – в экспедиции в Атлантическом океане по программе «Polex», много времени провел в Арктике.

По результатам этих экспедиций им написано 12 работ, которые легли в основу конкретных опытно-конструкторских разработок. К сожалению, направления и темы этих работ не позволяют рассказывать о них более подробно, однако в основе каждой – глубочайшие знания, научный опыт, а порой просто дерзость и находчивость.

Попробую схематично рассказать хотя бы один эпизод. Перед командованием судна была поставлена задача выявить подводные ловушки, не позволяющие советским подводным лодкам проходить в определенный участок мирового океана. Это была очень важная стратегически задача, ее надо было выполнить во что бы то ни стало. Но ученым никак это не удавалось, никакие новейшие, изобретенные у нас на Сухумской станции приборы не помогали. И тогда Вадим Владимирович использовал простой и, как оказалось, гениальный метод: он бросил в океан доску, обмотанную металлической проволокой. И американская ловушка сработала, сама попала в ловушку.

Конечно, это была секретная операция, как и почти все, чем занимался Вадим Владимирович.

В течение всего периода работы В.В. Медведовский организовывал и проводил исследования гидрологических и гидрохимических характеристик водных масс Черного моря: при помощи приборов, которые также были изобретены самими учеными, регулярно измерялись температурные разрезы до глубины 100 м в точках 500 м, 1, 3 и 5 км от вершины Сухумского мыса. Анализы проб морской воды проводились по многим показателям, в том числе на содержание хлора, сероводорода, растворенного кислорода и др. Именно группа Медведовского разработала в свое время методику определения составляющих воздуха в морской воде. Для этого он сам лично заказал необходимое оборудование и инструментарий, в том числе и сложный, эксклюзивный – на заводе «Дружная горка» под Гатчиной. А чертежи инструментов, которые он по-домашнему называет склянками, у него сохранились.

Собран ученым и богатый материал по грунтам. По заказу его группы была осуществлена съемка подводного рельефа до глубин 500 м, создана батиметрическая карта в масштабе 50 м в 1 см подводного полигона института и Новоафонской банки.

К сожалению, все работы выполнялись в сопровождении оборонных тем, и после того, как им присваивался гриф «С» или «СС», то есть «СЕКРЕТНО» или «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО», публиковать или ссылаться на эти материалы авторы уже не имели права.

В.В. Медведовский вспоминает, что даже в то сложнейшее время ему удалось благодаря личным контактам с академиком Л.М. Бреховских, минуя строгих режимных цензоров, «пропихнуть» в журнал «Океанология» две небольшие статьи по тематике работ Акустического института. Для ученых, которые при огромном вкладе в мировую науку, оставались безвестными, сама возможность увидеть опубликованной хоть малую толику многолетнего труда, оказалась радостным событием.

Ученый с сожалением рассказывает, что во время Отечественной войны народа Абхазии 1992–1993 гг. много бесценного материала было потеряно и пропало безвозвратно.

Однако какие-то работы Вадиму Владимировичу удалось восстановить по отрывочным записям, и в данный момент он дорабатывает и готовит к печати интереснейшие исследования по гидрологии Сухумского залива.

После Отечественной войны народа Абхазии В.В. Медведовский возглавлял информационно-аналитический отдел Государственного комитета по экологии и охране природных ресурсов Республики Абхазия. Из множества важных для Абхазии проектов сам он считает самыми ценными – по озеру Рице и по рекам Абхазии. Результатом этой работы стали два увесистых тома документов и целый ряд интересных нестандартных предложений, которые, вне всякого сомнения, дождутся счастливого момента реализации.

В этот период он принимает самое активное участие в просветительской и образовательной работе, выступает с лекциями в разных районах и городах Абхазии перед школьниками и студентами – в рамках проектов экологического ведомства и экологической общества «Апсабара» он рассказывает молодежи о вкладе ученых Абхазии в мировую науку, об исследованиях различных ее уголков.

С 2001 года В.В. Медведовский работает старшим научным сотрудником Гидрофизического института АНА, который недавно влился в Государственное научное учреждение «Институт экологии АНА».

Он по-прежнему мыслит широко, масштабно, нестандартно, память и ум его по-молодому остры и, что особенно ценно, неравнодушны. Вадим Владимирович – автор 26 публикаций в открытой печати, публикаций глубоких, острых, интересных.

В качестве старшего преподавателя географического факультета Абхазского государственного университета В.В. Медведовский читал студентам лекции по геологии, геоморфологии, гидрологии и науке о Земле.

Вадим Владимирович – заслуженный деятель науки Республики Абхазия. Многие его коллеги знают: не случись распада Советского Союза, научные заслуги Вадима Владимировича были бы отмечены наградами совершенно иного масштаба. Ведь в то время, когда Советская страна с колоссальной военной мощью держала в напряжении весь мир, именно такие люди, как Вадим Владимирович, благодаря своим знаниям и интеллекту способствовали созданию научного и военного приоритета советской Родины.

Юлия СОЛОВЬЕВА


Возврат к списку