Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Читатель предлагает 03.09.2019

Читатель предлагает

УТОПИЯ: ФАНТАЗИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Проект-мечта истинного государственного народовластия

За 27 лет существования нашей суверенной республики действующий порядок организации власти привел к размышлениям, анализу и предложениям. Над одним предлагаем подумать вместе.

Вернёмся к нашим адатам, нашей традиции. Испокон веку жизнь в Абхазии строилась по принципу аристократической республики и признания человека и природы наивысшей ценностью, национальным богатством. Во главе стоял царь или владетельный князь и совет поместных князей – они решали военные и общегосударственные, стратегические проблемы. Экономико-культурные и образовательно-воспитательные вопросы решались советами старейшин и сходами поместных уровней: род, село, район. Последней инстанцией, утверждающей военно-стратегические решения княжеского совета и решающей другие проблемы общегосударственной важности, был всенародный сход, руководимый советом мудрых старцев-азатов (часто пророков).

Ещё более неуязвимый принцип построения государства уже столетия используется в Швеции в виде так называемой «народной монархии». Всё так же как в домахаджирской Абхазии, но полномочия главы государства – короля и поместных князей – не передаются по наследству, а утверждаются и продлеваются на Всенародном сходе без всяких временных, возрастных, национальных и прочих ограничений, согласно единственному критерию – стремлению к самоотверженному служению своему народу.

Эти два весьма близких для абхазского менталитета примера показывают, что если мы действительно желаем построить процветающее государство и дать счастливую жизнь нашим детям, то следует вернуться к принципам соборного народоуправления.

Соборное народоуправление – это не диктат одного или нескольких, какими бы они гениальными и просвещёнными ни были, а выборно-представительная форма, при которой весь народ составляет постоянно действующий Единый Сход в лице Мобильного Народного Собрания. Мобильное Народное Собрание образуется в порядке ступенчатой выборности:

• Каждая семья (дом в селе или квартира в городском доме) выбирает одного доверенного и уполномочивает его представлять их интересы.

• Каждые 10-16 доверенных избирают из своей среды «десятника» и его преемника-помощника, уполномоченных представлять интересы хутора (малого селения), малого секционного дома или подъезда большого секционного дома.

• Каждые 10-16 «десятников» избирают из своей среды «сотника» и его преемника-помощника, уполномоченных представлять интересы селения, большого секционного дома или микрорайона в городе.

• Каждые 10-16 «сотников» избирают из своей среды «тысячника» и его преемника-помощника, уполномоченных представлять интересы большого селения, куста малых близкорасположенных селений, района города, посёлка городского типа. К «тысячникам» приравниваются и «сотники» достаточно изолированных (труднодоступных) селений.

• Каждые 10-16 «тысячников» избирают из своей среды «десятитысячника» и его преемника-помощника, уполномоченных представлять интересы города или района страны (их число должно быть пересмотрено с учётом топографии местности и увеличено, чтобы они стали реально управляемыми. Они и входят в Мобильное Народное Собрание (Мобильный Народный Парламент).

Выборы проходят путем открытого голосования на местах, с обязательной публикацией в СМИ писем граждан, содержащих положительные и порочащие стороны биографий кандидатов, начиная с «тысячников», с тем, чтобы они рассеяли сомнения народа в своих опубликованных в газетах и показанных по ТВ ответах.

В нашей стране около 220 тысяч жителей, значит, число выборных депутатов Мобильного Парламента должно быть равно удвоенному («десятитысячник» и его помощник-преемник) количеству реально управляемых административных единиц (новых районов и городов), то есть около 44 человек.

Лидера страны (князя, короля, президента или спикера – его наименование не должно привлекать повышенного внимания международной общественности) и его преемника (или двух для безопасности) выбирают открытым голосованием из своей среды «десятитысячники» – члены Мобильного Народного Собрания, чтобы он человеколюбиво, самоотверженно и подконтрольно народу управлял государством.

В случае естественной или насильственной смерти любого избранника или во время его длительной командировки, его полномочия автоматически переходят к его преемнику-помощнику.

Один или два раза в год собирается местный или общий НАРОДНЫЙ СХОД (старейшины, общественные активисты, контролёры-ревизионеры и все заинтересованные лица), на котором Лидер Страны или Избранники по местам отчитываются о проделанной работе по наказам избирателей или по собственной инициативе. СХОД продлевает полномочия местных Избранников или Лидера Страны на следующий отчётный срок. Ограничения работы всех Избранных, включая Лидера Страны, ни по возрасту, ни по продолжительности служения – НЕТ! Самоотвод принимается только по уважительной причине (болезнь, мешающая активной физической деятельности, старческая немощь). Но таковой Избранник переводится в постоянно действующий Совет Мудрейших, на котором делится опытом как наставник. В Совете Мудрейших участвуют все желающие из действующих старших Избранников, имеющие склонность к наставническо-организаторской деятельности. На первых порах исполнять обязанности Совета Мудрейших может Координационный Совет республики, усиленный политически и социально активными старейшинами сёл.

При грубых нарушениях (коррупция, измена, продажность и т.д.) Избранник вплоть до Лидера Страны может быть разжалован на очередном или, при экстраординарных событиях, внеочередном СХОДЕ. НАРОДНЫЕ СХОДЫ организуются Советом Мудрейших.

«Десятитысячники» – члены Мобильного Народного Собрания, их преемники, члены Совета Мудрейших, имеют государственный иммунитет (неприкосновенность).

Силовые структуры (ОМОН, СГБ, ВС…) присягают на верность по приоритету Совету Мудрейших и всячески способствуют проведению СХОДОВ. И только по 2 приоритету, а Лидеру Страны, который не имеет полномочий мешать организации СХОДОВ.

Попытка кого бы то ни было мешать организации или работе СХОДА должна быть расценена как государственная измена и приводить к немедленной изоляции совершившего такой акт государственного саботажа.

О КАБИНЕТЕ МИНИСТРОВ

Кандидаты в министры и их преемники-заместители выдерживают экзамен по отрасли. Соискатели, выдержавшие экзамен, рассматриваются на расширенном заседании Мобильного Народного Собрания и Совета Мудрейших, при обязательном включении Лидера Страны и его преемника-заместителя. Проходит собеседование. После собеседования Мобильный Парламент и Совет Мудрейших тайно совещаются и называют имя достойного быть министром и его преемником-заместителем. Министры, как и все члены действующего Правительства народного доверия, в случае грубых ошибок могут быть сняты НАРОДНЫМ СХОДОМ в пользу преемников. Само наименование «министр» желательно заменить каким-нибудь менее претенциозным. Даже «народный комиссар» и то лучше.

***

Среди черт характера, делающих кандидата в Правительство Народного Доверия абсолютно профнепригодным, следует назвать человеконеприязнь, эгоизм, подхалимство и интриготворчество. Это особо опасные черты для стремящегося во властные структуры. Для таких людей нет ничего святого, в душе – только корысть и собственная выгода. Совет Мудрейших должен заблаговременно выявлять подобные болезни и не допускать к рычагам власти подобных людей, правдами и неправдами достигших положения неформальных лидеров в своих избирательных ячейках и прошедших 2-3 ступени выборного процесса.

Никакой зарплаты и прочих бюджетных выплат, за исключением наград за особые заслуги перед страной, Избранникам любого уровня не назначается. Но, начиная с освобождённого «сотника» или «десятника» удалённого хутора, или одинокого, их избиратели обязаны взять на себя все расходы и заботы об их жизнеустройстве, питании, транспорте, всячески помогать в их деятельности. А Избранники и их семьи в свою очередь своим самоотверженным служением воздают им сторицей. Этот принцип – «любовью за любовь» – должен пронизывать все этажи государственной пирамиды снизу доверху и сверху донизу. Тогда такую страну подкупить, сломать или запугать будет нельзя. Можно будет только полностью уничтожить.

Ведь «управлять рабами – пытка, править свободными – благословение» – гласит восточная мудрость.

А.АМПАР, член политсовета НПА, старейшина с.Калдахуара, сын и брат репрессированных в 1937 г.

С.ВЕКШИН, член политсовета НПА, автор монографии

P.S. Не будем забывать, что нынешнего Президента Рауля Хаджимба выдвинул именно Координационный Совет, учреждённый Народным сходом в судьбоносном мае 2014 года. И на сегодняшний день нет подобного ему политического лидера, который смог бы стать по-настоящему народным Предводителем и повести нашу Апсны «к возрождению в лучшем качестве: более честном, мудром и благородном».


Возврат к списку