Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

22.08.2019

СВОЮ ИСТОРИЮ НУЖНО ЗНАТЬ

Круглый стол в библиотеке

Какие испытания пришлось преодолеть абхазской исторической науке? Какова ее роль в отстаивании прав абхазского народа, как коренного населения своей страны? Что значит она сегодня в жизни современного общества? И есть ли вообще понимание ее значимости, в том числе и со стороны власть имущих? Эти и другие вопросы поднимались за круглым столом «О некоторых аспектах абхазской истории новейшего времени», состоявшемся 7 августа в Национальной библиотеке им. И.Г.Папаскир с участием известных абхазских ученых, преподавателей АГУ, профессоров, академиков.

Организаторы мероприятия – Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа АНА, Центр стратегических исследований при Президенте РА, Национальная библиотека им. И.Г. Папаскир.

Открывая мероприятие, директор Центра стратегических исследований, кандидат философских наук О. Дамениа сказал, что тема его не надумана, а как бы вызвана самим временем, политикой, как внутри государства, так и вокруг него. А ведущая круглого стола научный сотрудник ЦСИ И. Мирцхулава выразила надежду, что состоится откровенный разговор, обмен мнениями людей, которые сами являются участниками современного исторического процесса.

На мероприятии прозвучали доклады: доктора исторических наук, профессора, академика АНА Олега Бгажба «История Абхазии на рубеже веков», замдиректора Историко-мемориального музея Н.А. Лакоба, кандидата исторических наук, профессора АГУ Станислава Лакоба «Разгром абхазского научного общества (АбНО), репрессии против ученых и «археологическая переписка» из Метехского замка (20–50-е гг. 20 в.)», директора Центра стратегических исследований при Президенте РА, кандидата философских наук Олега Дамениа «Зачем нам нужна история (размышления о смысле абхазской истории)?» Выступили: доктор исторических наук, академик АНА Тимур Ачугба, доктор исторических наук Аслан Авидзба, профессор АГУ Валерий Бигуаа, кандидат исторических наук, декан исторического факультета АГУ Алик Габелия, директор Института педагогики Ирина Куакуаскир.

Станислав Лакоба сказал, что прелюдией к репрессиям в Абхазии стал 1927 год, когда русского поэта, археолога Виктора Стражева вынудили уехать из Абхазии. Ученый отметил, что «было давление из Тбилиси, было большое недовольство в Грузии относительно того, что здесь собралась очень влиятельная плеяда научных работников, сотрудников, интеллектуальных людей, которые превосходили по своим интеллектуальным данным тех, кто в этот период работал в Тифлисе. Они не хотели, чтобы молодое абхазское государство укреплялось, особенно после того, как в 1925 году была принята Конституция суверенной Абхазии». По словам ученого, АбНО поддерживало связь со многими научными центрами СССР, Германии, США. Это настораживало тбилисские круги. Словом, поэтому и разгромили Абхазское научное общество в 20–50-е годы 20 века.

Можно сказать, что благодаря всем выступившим на круглом столе была прослежена история гонения абхазской науки со стороны грузинских властей. Абхазским ученым приходилось отстаивать свою гражданскую и научную позицию порой с риском для жизни. Все издания подвергались строжайшей цензуре, и создавать труды приходилось с учетом того непростого времени.

В разное время абхазских ученых репрессировали, подвергали преследованиям. Да и во времена так называемой оттепели, по словам академика Олега Бгажба, гонения продолжались, чинили препоны для издания трудов, на авторов оказывали давление с целью изменить положения, идущие вразрез с грузинской исторической наукой, а если труды все-таки издавались, авторам устраивали судилища, снимали с работы, не допускали к защите диссертации, а бывало и книги сжигали. Особое недовольство вызвала книга Юрия Воронова «В мире архитектурных памятников Абхазии», в предисловии к которой было написано, что абхазы – это коренное население Абхазии, а о грузинах ни слова. Грузины возмущались по этому поводу: «А где же были мы?» (Реплика из зала: «Грузины были на своей родине»). О. Бгажба напомнил также о том, что абхазский народ пытались лишить исторического прошлого, выдвигая и заведомо ложные теории в грузинской исторической науке. Одна из них Павла Ингороква довольно простая: абхазы – не коренное население Абхазии, а пришельцы с Северного Кавказа (Ироничная реплика из зала: «С ледников спустились»). Тем самым отрицалась этнокультурная самостоятельность абхазского народа. Наряду с абхазскими учеными даже некоторые грузинские ученые (Н.Бердзенишвили, К. Ломтатидзе) высказались против этой теории.

Сталинское лихолетье, оттепель, перестройка, грузино-абхазская война, во время которой были сожжены Абхазский институт и Государственный архив. Словом, шли годы, но отношение к абхазскому народу, его истории не менялось. Причем, если раньше приходилось дискутировать с маститыми грузинскими учеными, то теперь иной раз думается, стоит ли вообще отвечать? Однако в любом случае нельзя позволять процветать заведомо ложным высказываниям, подчеркивали на круглом столе.

По словам Аслана Авидзба, сегодня в обществе нет понимания значимости исторической науки, в том числе и со стороны государства. «Наше основное занятие – писать историю, издавать научные книги, – подчеркнул ученый, – но это не поощряется, издание книг не финансируется. Создается впечатление, что в обществе нет запросов на знание нашей истории. Нередко можно услышать: кому нужны эти книги? Кто их читает? Такое отношение чревато негативными последствиями. Мы должны понимать, что в погоне за выгодой рискуем потерять очень многое. А ведь только зная прошлое, можно понять настоящее и предвидеть будущее».

И другие выступающие подтвердили, что, к сожалению, такое явление имеет место – интерес к исторической науке угасает. Создается впечатление, что она нам была нужна только для того, чтобы противостоять грузинам. А победив в войне, мы успокоились, хотя оснований для этого нет. И сегодня по-прежнему историческую науку нужно защищать, а чтобы защищать – надо знать свою историю. С возмущением на круглом столе говорили о том, что на одном из многолюдных собраний оратор предложил сжечь, а лучше утопить учебник по истории Абхазии. И в зале были аплодисменты, жидкие, но были.Не важно кто авторы и какого издания учебник, важен сам факт.

Декан исторического факультета АГУ Алик Габелия отметил, что есть необходимость пересмотра учебников по истории Абхазии и преподавания истории в средних школах и высших учебных заведениях, что студенты нередко берут книги по истории в библиотеке АГУ, так что в вузе научная литература востребована.

В течение мероприятия его участники несколько раз говорили о том, как объективно Президент Российской Федерации Владимир Путин прокомментировал историю нашего государства, что до сих пор активно обсуждается в российских СМИ.

Еще одна проблема, поднятая на круглом столе, – это подготовка кадров. Кто в свое время придет на смену нынешним ученым, сможет достойно представлять историческую науку? Есть молодые перспективные специалисты, но их недостаточно. В то же время участники круглого стола выразили уверенность в том, что все эти проблемы решаемы, если будет понимание значимости исторической науки, будет достаточно внимания к ней со стороны общества и государства. Будем надеяться.

Лейла ПАЧУЛИЯ


Возврат к списку