Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

ОСТАЛИСЬ ВЕРНЫМИ ДРУЖБЕ И ИДЕЯМ 22.08.2019

ОСТАЛИСЬ ВЕРНЫМИ ДРУЖБЕ И ИДЕЯМ

К 140-летию Андрея Максимовича Чочуа

Андрей Максимович Чочуа был в дружеских отношениях с моим знаменитым дедом Акопом Арутюновичем Маркосяном, который некогда спас жизнь Нестору Лакоба в одну из его поездок в Турцию. А его сын, мой отец, впоследствии ставший известным в Абхазии Героем Социалистического Труда, в детстве дружил со старшим сыном Андрея Максимовича Борисом. Мне сегодня 80 лет, и я хорошо помню, как мой отец, беря меня с собой, приезжал к Андрею Максимовичу Чочуа на квартиру по улице, ныне носящей его имя. (В прошлом эта улица была имени Могилевского, павшего жертвой до конца не расследованного террористического акта в 1924 г. вместе с Атарбековым и Мясниковым. Эта была отместка за то, что все они поддерживали Нестора Лакоба в его стремлении отстоять самостоятельность Абхазии). Помню хорошо я и то, как супруга Андрея Максимовича, в девичестве Сигинская Александра Владимировна, со светлой, доброй улыбкой угощала меня конфетами, насыпая их мне за пазуху, сколько вмещалось, зная, что у меня есть ещё братья.

Андрей Максимович с семьёй наносил встречные визиты нам, в наши пенаты на Гумисте. Его внук сегодня хорошо известный абхазский ученый, академик Олег Бгажба помнит эти посещения своего деда нашей семьи. Хорошо я помню и то, как Андрей Максимович давал мне пострелять из личного, редкого вида пистолета белого цвета. Помню и то, как я просил отца почаще ездить к ним в гости. На вопрос: «Почему?», я признался, что одна из причин – конфеты. «Да я тебе сколько хочешь буду их покупать» – был его ответ. – Нет, упорствовал я, конфеты Александры Владимировны – лучше, таких конфет ни у кого нет.

И, может быть, это не имеет прямого отношения к делу, но тем не менее людям известно, за что грузинские оккупанты сожгли и разрушили мой дом в с. Гумисте, и я до сих пор вынужден жить в доме своего брата. За то, что я капитально и эффективно поработал во время предвоенного референдума в пользу сохранения СССР. И чему есть многие свидетели (Я.Лакоба, О.Бгажба, С.Шамба и другие). Вот нациствующая Грузия и не простила мне этого. И в дальнейшем я и моя семья вели себя достойно и твёрдо – за Абхазию.

Так что, не подвёл я ни Апсны, ни память деда и отца, ни память великого Андрея Максимовича.

Вальтер МАРКОСЯН, член политсовета НПА


Возврат к списку