Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
БАЛЛАСТ ДЛЯ ЕС... ПОЧЕМУ ГРУЗИЯ НЕ СТАНЕТ ЕВРОПЕЙСКОЙ?
У наших соседейС момента распада СССР Грузия взяла курс на вступление в евроатлантические структуры. Особенное место занимает стремление грузинского руководства включить свою страну в систему коллективной безопасности НАТО. Страны блока демонстрируют свою расположенность Грузии, ежегодно на территории государства проводятся крупные учения членов и союзников альянса, высшие лица западных военных структур посещают Грузию в рамках визитов и встреч.
Примечательно, что такая активность западных союзников Грузии вовсе не означает, что страна может претендовать на скорейшее получение членства в НАТО и ЕС. Обещания руководства Североатлантического альянса о принятии Тбилиси в свои ряды звучат уже не первое десятилетие, однако фактических шагов по подготовке республики к вступлению не предвидится. С течением времени становится ясно, что Грузия практически не продвигается на пути к членству в евроатлантических структурах, и этому есть объективное объяснение.
Первым из препятствий на пути Грузии в НАТО и ЕС по-прежнему остается наличие территориальных споров с Абхазией и Южной Осетией. Европейские партнеры привыкли извлекать выгоду из пополнения своих рядов, а принятие страны с нерешенными территориальными конфликтами принесет лишь убытки для ЕС. Памятуя грузинскую агрессию августа 2008 года, НАТО не торопится давать Тбилиси «зеленый свет», поскольку потенциальное повторение грузинско-осетинского конфликта может нанести серьезный ущерб миротворческому имиджу Североатлантического альянса.
Второе – усиление националистических настроений внутри Грузии. В последние годы национальная политика в закавказской республике приобретает все более радикальный характер. Об этом свидетельствует решение назвать зал парламента именем Звиада Гамсахурдия – первого президента независимой Грузии. Напомним, что период президентства Гамсахурдия отметился тотальной дискриминацией национальных меньшинств, проживавших на территории республики. В результате его правления пострадали десятки тысяч абхазов и осетин, что послужило причиной образования суверенных государств.
Резкое повышение популярности президента-националиста в современных политических кругах Грузии – показатель усиления шовинистских настроений и укоренения в сознании граждан иллюзии правильности политики Звиада Гамсхурдиа. Эти тенденции явно не вписываются в картину мира современных европейцев, которые придерживаются диаметрально противоположных ценностей и ратуют за соблюдение принципов толерантности и идеологического плюрализма.
Кроме того, Грузия по-прежнему не может похвастать установлением перспективной концепции экономического развития. Более половины населения республики не имеют официального трудоустройства и каждый третий гражданин проживает за чертой бедности. Фактически Грузия живет за счет дотаций МВФ, средства от которых распределяются между представителями правящей элиты, готовой в ответ демонстрировать «собачью верность» Вашингтону.
В таких условиях вступление Грузии в НАТО и ЕС откладывается на неопределенное время. На время, которое понадобится Тбилиси для осознания собственной ответственности за кризисную ситуацию в стране и нищету собственного народа. Сейчас же обнадеживающие слова европейских руководителей – не более чем пустые обещания, поскольку прагматичный Запад, обжегшись на примере кризиса в Греции, впредь не допустит экономическое партнерство с откровенно нестабильными государствами.
Виталий ТОРОПОВ, политолог