Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

15.08.2019

ИНДЕКС КОРРУПЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ: В ЧЕМ ВЗАИМОСВЯЗЬ?

Точка зрения

В Абхазии давно пора жёстко прописать в законе конфискацию для коррупционеров, а вырученные средства передавать в фонды поддержки многодетным семьям или нуждающимся в лечении детям. В начале марта текущего года Рауль Хаджимба в порядке законодательной инициативы предложил Парламенту два долгожданных для нашего общества и весьма важных законопроекта: «О декларации доходов чиновничества и борьбе с коррупцией» и «О борьбе с организованной преступностью и воровским сообществом». К сожалению, оппозиционно настроенная большая часть Парламента в первом чтении не приняла и не утвердила эти жизненно важные, совершенно необходимые для дальнейшего существования Апсны как суверенного государства, законопроекты нашего Президента. Можно предположить, что правдами и неправдами будет откладывать их обсуждение и ратификацию до новых президентских выборов, надеясь победить на них и похоронить так необходимое всем нам антикоррупционное законодательство.

Лидер страны может предпринять в этом направлении более решительные меры. Но если Парламент настроен к этому оппозиционно, то нужно говорить об усилении президентской власти. И это не утопия, в мире достаточно примеров экономически эффективных авторитарных режимов, которые победили коррупцию, например, Сингапур. Сегодня политология признает существование недемократических режимов нового типа. Эти режимы, которые условно можно назвать неоавторитарными, основываются на взаимосвязи принуждения и коррупции, при которой, в зависимости от складывающейся внутриполитической ситуации и решаемых режимом политических, экономических и социальных задач, в роли доминирующего механизма выступает либо коррупция, либо принуждение. И ответ однозначен и не требует времени на раздумья: конечно, принуждение.

В мире давно существует специально разработанная методика, которая определяет такой показатель состояния коррупции в государстве как индекс восприятия коррупции (ИВК). Этот индекс отражает восприятие уровня коррупции предпринимателями и аналитиками, как проживающими в стране, так и зарубежными, и оценивается по шкале от 0 до 10. Пагубное влияние коррупции на экономическое развитие страны неоспоримо и не требует доказательств. Так, уровень коррупции в государстве практически всегда исследуется во взаимосвязи с индексом экономической свободы, который определяется как совокупность показателей в таких категориях, как доля государства в экономике; законодательная база и защита прав собственности; доступ к «надежным» деньгам; свобода внешней торговли; регулирование кредита, трудовых отношений и деятельности предприятий.

Даже не проводя математических вычислений по определению этих индексов и их взаимосвязи, можно четко представить какой будет результат по Абхазии. При этом нужно учитывать, что в любых, даже в относительно стабильных обществах, постепенно возникают группы интересов, которые приспосабливаются к существующим условиям и действуют, преследуя реализацию собственных политических и экономических задач.

Действующим Президентом не на бумаге, а в реальной жизни предприняты реальные меры, направленные на решение вопросов национальной безопасности, в том числе и на борьбу с коррупцией, которая является угрозой для безопасности нации. Если Народное Собрание не поддерживает стратегию борьбы с коррупцией, то можно обоснованно говорить о необходимости усиления позиций Президента как главы государства. Очень странно звучат программные установки некоторых кандидатов в президенты РА, которые хотят как по мановению волшебной палочки, с помощью нефти, угля, моря и других ресурсов наладить политическую и экономическую ситуацию в стране. Непродуманная стратегия может привести не к эффективной экономике, а к нарушению экологического баланса (недалекий по времени пример – непродуманная добыча щебня из устьев рек). Не лучше ли нам по настоящему заняться, как неоднократно предлагал лидер НПА Якуб Лакоба, разведкой, добычей и продажей лучшего в мире качества питьевой воды, которой во многих странах так не хватает и которой в избытке в Абхазии. Это может перекрыть все другие, нынешние и предполагаемые доходы и, что важно, не нанесет экологического ущерба.

Только последовательная и решительная стратегия развития экономической свободы и жесткие меры в отношении коррупционеров дадут ощутимый результат. И в этом направлении Президента Абхазии поддерживает Президент Российской Федерации В.В.Путин, который уделяет немалое внимание нашей республике. На одной из встреч Президент России назвал Рауля Хаджимба своим братом. Я не знаю, кого из лидеров других стран так называл В.В.Путин. И совершенно правильно, что за такое искреннее отношение к абхазскому народу наш знаменитый старейшина Тото Тарашевич Аджапуа назвал Президента России «больше, чем абхаз».

В результате правильной реализации Инвестиционной программы и эффективного расходования средств республиканского бюджета за последние пять лет более двухсот объектов были построены или отремонтированы. Например: здания Абхазского государственного университета и Верховного суда, лифты во многих домах по всей республике, дороги в городах и селах, мосты, образовательные учреждения, в том числе детские сады. Напрашивается вполне логичный вывод: если есть недовольные тем, что средства идут по назначению, а не в чей-то карман, значит, нужно искать силы, вырабатывать стратегию и принимать жесткие меры против коррупционеров.

Елена ДАВЫДОВА-МАРТЫНОВА, кандидат политических наук, руководитель лаборатории инновационных образовательных проектов, член Политсовета Народной Партии Абхазии


Возврат к списку