Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

15.08.2019

ДАТА. 14 АВГУСТА 1992 ГОД.

14 августа 1992 г. правительственные войска Республики Грузия вероломно вторглись в пределы Республики Абхазия. К этому времени Абхазия, освободившись от колониальной зависимости Грузии, являлась независимым государством. Цель войны: путём преднамеренного физического уничтожения абхазов как самобытного народа, восстановить территориальную целостность Грузинской малой империи, созданной по воле И. Сталина.

Деяния, которые совершаются «с намерением уничтожить» те или иные «группы» людей, на основании Конвенции ООН от 9 декабря 1948 года, квалифицируется как геноцид.

Абхазский народ – в ряду одних из самых пострадавших от геноцида народов мира. Нашей нации на протяжении длительного времени пришлось неоднократно переживать все ужасы этих целенаправленных преступлений. Из различных этапов геноцида коренного народа древней Апсны особо выделяются события, происходившие в ходе грузино-абхазской войны1992-1993 гг.

Власти и общественность Грузии более чем тщательно готовились к геноцидной войне против абхазского народа. В едином порыве шла работа на информационном, идеологическом и военно-политическом фронтах. Был реанимирован образ непримиримого врага в лице абхазов якобы главных виновников всех неудач грузинского народа. Позже эту роль Грузия отвела и России. Война, длившаяся 13 с половиной месяцев, для абхазского народа стала поистине Отечественной. С первых же дней войны военно-политические власти Грузии на практике приступили к реализации плана апологетов агрессивного грузинского национализма: «Абхазия – без абхазов». Свидетельством тому – официальные заявления военачальников и политических деятелей Грузии, преступления, совершенные грузинскими войсками на территории Абхазии. 25 августа 1992 г. по телевидению и радио командующий грузинскими оккупационными войсками в Абхазии полковник Г. Каркарашвили подтвердил намерение уничтожить весь абхазский народ. «Могу сразу заверить, особенно сторонников господина Ардзинба, и предупреждаю, что с сегодняшнего дня будет запрещено взятие военнопленных. В том случае если переговоры не достигнут успеха, то я могу заверить этих сепаратистов, что если из общей численности погибнет сто тысяч грузин, то из ваших [абхазов. – Т.А.] погибнут все 97 тысяч».

Высказывание полковника о поголовном уничтожении абхазской нации высоко оценил глава грузинского государства Э.Шеварднадзе. Он назвал Г.Каркарашвили «грузинским рыцарем», присвоил ему звание генерала и назначил министром обороны Грузии. Так было дано публичное благословение на геноцид абхазского народа. Вдобавок сам лидер грузинского государства на многотысячном митинге в оккупированном Сухуме 4 октября 1992 г. на весь мир заявил: «Кто не желает жить здесь, может покинуть её, – скатертью им дорога, но ни одного грамма грузинской земли, никто никуда не сможет унести».

Войска Грузии с применением современной военной техники и вооружения, в том числе с помощью оружия массового поражения – систем «Град», «Ураган», объемных (игольчатых) снарядов и др., запрещенных Женевской Конвенцией ООН 1949 года, методично уничтожали мирные населённые пункты Абхазии. Ряд абхазских сёл (Тамыш, Кындыг, Лашкиндар, Адзюбжа и др.) практически были стёрты с лица земли. 14 декабря 1992 г. грузинские военные формирования сбили вертолёт МИ-8, осуществлявший гуманитарный рейс по спасению мирных жителей из блокадного города Ткуарчал в Гудауту. Погибло 87 человек, в основном дети и женщины.

В ходе боевых действий Абхазской армией в виде трофея были захвачены документы Вооруженных сил Грузии, среди которых оказался план нанесения агрессором 26 декабря 1992 г. авиационных и артиллерийских ядерных ударов по 34 целям, включая абхазские сёла Очамчырского района и г. Ткуарчал.

Оккупанты при активной и массовой поддержке грузин, проживавших в Абхазии, убивали, грабили, истязали мирных граждан Абхазии по национальному признаку, в первую очередь абхазов. Агрессивный национализм и ксенофобия достигли невероятных масштабов – массовые убийства, включая детей, женщин и стариков, сожжение живьем мирных жителей, изнасилования, неслыханные по жестокости пытки стали обычным явлением. В ходе преднамеренного уничтожения абхазов, как правило, грузины не щадили даже своих соседей, одноклассников, однокурсников, друзей детства, знакомых. Все это входило в государственную программу Грузии по «очищению» Абхазии от абхазов. Удручающие результаты этнической чистки на оккупированной территории не скрывала и сама грузинская пресса, верно служившая стратегическим интересам Грузии. «В Старом Киндги, – сообщалось в газ. «Шанси» от 4 августа 1993 г., – мы осмотрели поле боя. Не село, а пепелище… Сожженные дома, разгромленные сады, осквернённые могилы. Никаких признаков жизни. Кругом ни человеческой души, ни крупного, ни мелкого рогатого скота. Даже беспризорной собаки не увидеть. Короче, чтобы не продолжать, чувствую себя как в Хатыни. Хотя, это только начало, Киндги по сравнению с. Тамышем – это ничто».

В годы войны в оккупированной части Абхазии, в том числе в городах Сухум, Очамчыра, Гагра практически не осталось абхазского населения, а оставшихся несколько сот абхазов грузинские власти держали в качестве заложников для обмена на грузинских военнопленных. Словом, на оккупированной территории шёл планомерный процесс этнической чистки, признанной также международным правом, одним из видов геноцида.

Грузинские оккупанты проявили вандализм не только в отношении абхазского этноса, но и его национальной культуры. В нарушение всех норм международного права ведения войны, в том числе и Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае военных конфликтов, грузинские власти на оккупированной территории Абхазии осквернили, ограбили и уничтожили десятки образовательных, научных и культурных учреждений. 22 октября 1992 г. в центре Сухума был совершён акт геростратизма в целях лишения абхазского народа исторической памяти. В полдень, по распоряжению оккупационных властей, по заранее запланированному сценарию, в оцеплении бронемашин и автоматчиков были одновременно сожжены Центральный Государственный архив Абхазии и единственный в мире Центр абхазоведения – Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д.И.Гулиа. В груды пепла были превращены уникальные архивные документы, материалы, рукописи, книги. С ликвидацией учреждений абхазской национальной науки и культуры создавались условия для утери абхазского национального самосознания и совершения полномасштабного геноцида народа.

Во время войны пострадали и представители других национальностей Абхазии. Если грузинские власти с абхазами расправлялись за их национальную принадлежность, то из числа представителей других негрузинских народов карали тех, кто поддерживал, или же просто проявлял сочувствие абхазам.

Именно в этой жесточайшей акции – в геноциде и этнической чистке, возведенной в ранг государственной политики Грузии, самое активное участие приняло подавляющее большинство грузинского населения Абхазии. Незаконно созданные в Абхазии ещё до начала войны грузинские военные формирования из числа грузинской молодёжи, с первых же дней войны влились в воинские и полицейские подразделения Грузии.

Особой активностью в формировании воинских частей и жестокостью в войне выделялись жители переселенческих поселений сталинского периода. В связи с тем, что от р. Ингур до Сухума вдоль автомобильной дороги проживало фактически исключительно грузинское население, войска Грузии не встретили серьёзного сопротивления. А жители абхазских населенных пунктов, заблокированные грузинскими переселенческими сёлами, не были препятствием для передвижения незваных гостей.

В военно-стратегическом отношении не лучше сложилась ситуация в Гагрском районе. Многочисленность грузинского переселенческого населения позволила оккупационным войскам высадить морской десант. При его же поддержке, захватчики оперативно вошли в г. Гагру и с. Колхиду. Все это происходило молниеносно, так как местные грузины были заранее информированы об агрессивных планах Тбилиси и по первому же зову вышли на выполнение поставленных перед ними боевых задач. А что касается обеспечения грузинского населения Абхазии оружием, то этим власти Грузии интенсивно занимались после июльских событий 1989 г.

В ходе боевых действий в Абхазии из местного грузинского населения были укомплектованы десятки новых войсковых подразделений. Многочисленные документы и материалы являются неопровержимым свидетельством того, что 2-й армейский корпус Министерства обороны Грузии, ставший основным ядром грузинских агрессоров в Абхазии, почти целиком был укомплектован из местного грузинского населения. Кроме подразделений, входящих в структуру Минобороны, на оккупированной территории свирепствовали подразделения полиции и других карательных структур, созданные из местного грузинского населения. Особой жестокостью выделялись многочисленные отряды «Мхедриони» («Всадники»), подчиненные Дж. Иоселиани, известному криминальному авторитету и заместителю председателя Госсвета Грузии.

Таким образом, в конце XX столетия грузинские оккупационные власти при активном участии местного грузинского населения под общим руководством Правительства Грузии на глазах всего цивилизованного мира беспрепятственно осуществляли геноцид абхазского народа. Именно такую оценку действиям грузинских агрессоров на оккупированной территории Абхазии дали Президиум Верховного Совета Республики Абхазия ещё в разгар грузино-абхазской войны 15 сентября 1992 г. и Народное Собрание – Парламент Республики Абхазия 15 октября 1997 г.

Прокуратурой Республики Абхазия по фактам массовых преступлений, в том числе по национальному признаку возбуждено более пяти тысяч уголовных дел.

В этой экстремальной ситуации абхазский народ, возглавляемый национальным лидером В.Г.Ардзинба, несмотря на создание из местного грузинского населения Абхазии огромной армады «пятой колонны», оказался морально-психологически и идейно-политически готовым взять на себя историческую ответственность за судьбу Родины, защитить себя и представителей других народов, проживающих в Абхазии от грядущей катастрофы. Благодаря высокому национальному самосознанию и мужеству духа абхазскому народу при поддержке добровольцев из братских народов Северного Кавказа, краев и областей Юга России, из абхазо-адыгской диаспоры удалось освободить свою землю от грузинских агрессоров, отстоять государственность Абхазии и тем самым обеспечить свое право на жизнь на Родине. Реальная угроза исчезновения абхазского этноса, одного из древнейших народов Кавказа, была предотвращена.

Активное участие местного грузинского населения в геноциде и этнической чистке против абхазского народа предрешило судьбу исхода большинства грузин из Абхазии вслед за побежденной грузинской армией. По примеру людей в военной форме, Абхазию покинули также члены их семей и близкие родственники, поддерживавшие в той или иной форме идеологов и «практиков» грузинского нацизма. Они бросали дома, некоторые сжигали их ещё до вступления в эти населенные пункты подразделений Вооруженных сил Абхазии.

Как показывает жизнь, ни сегодня, ни в ближайшем будущем Грузия не собирается брать на себя ответственность за преступные деяния, совершенные ею в течение многих десятилетий против абхазского народа, в том числе в годы войны (1992-1993 гг.). К сожалению, почти вся грузинская общественность ратует за осуществление на практике идеи реванша. Лишнее свидетельство тому – характер агрессивного содержания долгосрочных т.н. антиоккупационных митингов в Тбилиси и других городах Грузии в июне-августе нынешнего года.

Правда, в Грузии есть и «сердобольные» деятели, которые открыто, без всякого страха, проповедуют расистскую идеологию – растворения абхазской нации в составе грузинского народа путём «прививки» абхазов на грузин. «Сфера существования и развития культуры абхазов, больше грузинская, чем русская. Иначе говоря, когда растение доходит до грани перерождения, его необходимо привить на родственную, но более сильную породу», – советует З. Шенгелия, директор функционирующего в Тбилиси Грузино-абхазского института. Комментарии здесь излишни!

«Не зная своего прошлого, невозможно спасать будущее», – гласит абхазская поговорка. Происходившие события подсказывают, что Правительству Абхазии следует особое внимание уделить проблеме народонаселения страны. Участие в грузино-абхазской войне многотысячной «пятой колонны» на стороне оккупационных властей Грузии – лишнее свидетельство того, что будущее народа и государства непосредственно зависит от политической и моральной благонадёжности и единства всех граждан страны. Для справки: из общего числа погибших граждан Республики Абхазия на войне за Свободу и Независимости Апсны, около 85% составляли этнические абхазы. Иммиграционная волна, продажа иностранцам жилого фонда, упрощенная выдача гражданства Республики Абхазия и вида на жительство иностранцам, является проблемой государственной безопасности страны. Майские события 2014 г. показали, что выдача абхазских национальных паспортов более 26 тысячам граждан Грузии, в том числе и участникам «пятой колонны», создали реальную угрозу распространения юрисдикции Грузии на Абхазию и утери государственности. Безусловно, ограждение от бывших и потенциальных членов «пятой колонны», умножение количества благонадёжных граждан Абхазии, в том числе путём ускоренной репатриации соотечественников, создаёт надёжный фундамент для укрепления государственной независимости страны, для сохранения и развития абхазского этноса.

Т. АЧУГБА, главный научный сотрудник АбИГИ им. Д. Гулиа, доктор исторических наук, профессор АГУ, академик АНА


Возврат к списку