Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

07.08.2019

ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ – ЕЕ ПРИЗВАНИЕ

Есть такая профессия

Индира Валерьевна Кварчия окончила психолого-педагогический факультет Абхазского государственного университета по специальности «Психология и логопедия детского возраста». Проходила специализацию в Московском институте дефектологии речи (ныне это Центр речи и мозга) и практику, во время которой занималась клинической логопедией и психологией. В Сухумскую детскую поликлинику пришла после окончания учебы, и работает логопедом-дефектологом уже 25 лет. В настоящее время принимает пациентов и в Республиканском реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями в качестве клинического логопеда-дефектолога. Кроме того, занимается преподавательской деятельностью, читает лекции по общей, юридической и управленческой психологии в Сухумском открытом институте. Автор нескольких научных публикаций.

«Рыба», «рыжик», «рыльце»… Шестилетний Дамей уже давно знает значение этих слов, но во время занятий у логопеда-дефектолога Индиры Кварчия в Сухумской детской поликлинике он их произносит для того, чтобы правильно и четко выговаривать звуки. У Индиры Валерьевны мальчик занимается в течение двух недель, и у него теперь наблюдаются хорошие результаты. В сентябре он без проблем будет принят в общеобразовательную школу.

Следить за развитием речи ребенка, по словам специалиста, нужно с самого рождения. В идеале в первый год жизни у малыша должен быть словарный запас до 4-5 слов, а с 2-х лет он должен перейти во фразовую речь. Но а если в этот период ребенок не заговорил, это означает, что у него есть проблемы, которые могут привести к задержке речевого развития и психики, плохой успеваемости в школе, к эмоциональным проблемам. Правильное развитие речи в таком возрасте много значит для ребенка. Индира Кварчия работает практически со всеми нарушениями речи, ее пациенты не только маленькие дети, но и пожилые люди с различными нарушениями речи, которые могут возникать после инсульта и перенесенных травм, психологических потрясений и других причин. Это могут быть афазия или же парафазия.

Говоря о маленьких пациентах, специалист отмечает, что в нынешнее время, к сожалению, участились случаи рождения детей с различными нарушениями развития (зачастую вызванные плохой экологией, генномодифицированной едой, которые влияют на человека на генетическом уровне), и деятельность ее связана не только с развитием речи, но и с познавательной деятельностью ребенка. А это работа над развитием памяти малыша, его вниманием, мышлением, восприятием. Как и перед любым логопедом-дефектологом перед ней стоит задача: максимально скорректировать имеющиеся проблемы у ребенка, чтобы он мог учиться и стал полноценным гражданином своей страны.

Но прежде чем начать занятия по коррекции развития речи, Индира Валерьевна проводит диагностику речи ребенка, выявляет наличие дефекта и его причину. Коррекционная работа начинается после разработки индивидуального плана коррекционной работы и подборки методики для его эффективной реализации. Задача логопеда-дефектолога не ограничивается постановкой звуков и развитием познавательной деятельности ребенка, Индира Валерьевна также работает над развитием правильного дыхания, мелкой и крупной моторики, которые также стимулируют развитие речи, а через нее и мышление. (Логопед-дефектолог работает по методике Беатрис Падован, куда входит логотерапия, эрготерапия, физиотерапия).

Интересуюсь у Индиры Валериевны, как, к примеру, мелкая моторика, то есть гимнастика мышц на кистях рук может влиять на улучшение речи? Индира с улыбкой отвечает: «Благодаря пальчиковой гимнастике, которая сразу задействует мышечную, зрительную и нервную системы ребенка, нагрузка идет сразу на несколько отделов головного мозга, благодаря которому происходит быстрая обработка информации и расширение нейронной сети головного мозга. Казалось бы, руки и речь совершенно не связаны друг с другом, но нервные окончания на кистях рук передают импульсы в головной мозг, стимулируя различные его отделы, в том числе и отдел мозга, отвечающий за речь. Вот почему при нарушениях речи специалисты рекомендуют своим пациентам заниматься рисованием, вышивать бисером, обучаться игре на музыкальных инструментах, но, а если речь идет о крупной моторике – бегать, прыгать, заниматься ходьбой, то есть выполнять любые физические нагрузки. Не зря же считается, что и занятия спортом улучшают умственные способности человека».

А вот дыхательная гимнастика в коррекционную работу внедряется для формирования у ребенка правильного звукопроизношения и правильной речи. Во-первых, специальные дыхательные упражнения способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания. Во-вторых, дыхательная гимнастика влияет на работу сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем организма. Если постоянно заниматься с ребенком дыхательной гимнастикой, то у него сформируется правильное речевое дыхание, что позволит при выдохе произносить различные по длине фразы, при котором вылечиваются логоневрозы.

Но патологии речи у ребенка могут быть связаны и с другими нарушениями в организме, например, с дефектами слуха или же прикуса, поэтому логопед-дефектолог работает в тандеме с такими узкими специалистами, как отоларинголог, аудиолог-сурдолог, ортодонт. Только тогда коррекционная работа может быть полноценной и дать хорошие результаты.

Как и многие другие ее коллеги, Индира Валерьевна считает, что дефекты речи в большинстве случаев исправить можно благодаря своевременной коррекционной работе.

– Все зависит о того, в каком возрасте родители обратились к специалисту. Коррекционную работу необходимо начинать с двух-трех лет. Именно в этом возрасте она действует наиболее эффективно, – подчеркивает она.

Поэтому Индира Валерьевна советует родителям с самого раннего возраста обращать внимание на речь ребенка и при нарушениях сразу же идти к специалисту. А слух она рекомендует проверять у ребенка с первых дней рождения. Благо, в Сухуме появился аудиологический кабинет, где есть возможность для бесплатного проведения диагностики слуха ребенка, и в случае обнаружения нарушений внедрить слуховые импланты, которые помогут в дальнейшем избежать нарушения в развитии речи. Если упустить момент и пропустить какие-то вещи, которые на первый взгляд кажутся мелочью, позже коррекцию речи проводить будет намного сложнее.

Бывают, конечно, случаи, когда речь восстановить невозможно. Все зависит от функций мозговых нарушений. Но в большинстве случаев коррекционная работа приносит достаточно успешные результаты. Главное, как уже говорилось, не пускать проблему на самотек. Чем раньше будет выявлено нарушение, тем легче ребенок его преодолеет и полностью избавится от речевого дефекта.

Нужно также отметить, что Индира Кварчия не просто логопед, а клинический логопед-дефектолог, который занимается развитием мозговых функций пациента, так называемой нейропластикой, которая, безусловно, улучшает и речь человека. Это уже клиническая психология. А что же такое нейропластика? Отвечая на этот вопрос, Индира Валерьевна отмечает, что человеческий мозг необычайно пластичен. В неврологии это означает, что мозг человека имеет способности меняться и адаптироваться практически ко всему. Развитие пластичности мозга – это и есть нейропластика. То есть пока человек живет и клетки его мозга работают, функции мозга можно улучшить. Конечно, нейронные клетки головного мозга лучше поддаются восстановлению до 60 лет, потому что они до этого возраста не только сохраняются, но еще развиваются, размножаются, то есть в головном мозгу постоянно идет процесс регенерации нейронных клеток. После 60 лет эти процессы в мозгу протекают медленнее, поэтому функции мозга восстанавливать сложнее. Восстановление речи возможно и в этом возрасте, если параллельно с коррекционной работой вводить медикаментозную терапию, комплекс лечебной физкультуры (очень полезно плавание) и логотерапию. Правда, у кого-то речь восстанавливается быстрее, у кого-то медленнее, здесь важна и работа пациента над собой.

Но и специалист должен постоянно совершенствовать свои навыки, так как медицина идет вперед, внедряются новые методики, технологии, и чтобы идти в ногу со временем необходимо постоянно повышать уровень своей квалификации. Индира Валерьевна и все специалисты, с которыми она работает, повышают свою квалификацию в сотрудничестве с Министерством здравоохранения республики, иностранными организациями ЮНИСЕФ, Уорлд Вижн. Они выезжают на конференции и тренинги, обмениваются опытом с зарубежными коллегами.

Вообще, люди таких гуманитарных профессий, как педагогика и медицина, по ее словам, должны обладать возможностью постоянного обучения новым методикам, помимо этого необходимо всей душой и сердцем вкладываться в свою профессию, обучать и лечить детей так, чтобы они стали полноценными гражданами своей страны. «Дети – это будущее Абхазии, поэтому мы должны позаботиться об их здоровье и дать им хорошее образование. Только тогда мы сможем рассчитывать на полноценный генофонд Абхазии», – подчеркнула Индира Кварчия.

Следуя этим правилам, Индира в свое время в совершенстве овладела и техникой логопедического массажа, который приводит в норму тонус мышц лица и артикуляционных речевых мышц, создавая условия для правильного звукопроизношения, поэтому логомассаж успешно был внедрен в ее работу и отлично дополняет коррекционную работу.

«Чем больше навыков человек в себе развивает, тем меньше он болеет и больше развит. Хорошо учить разные языки, развивать мелкую и крупную моторику, читать книги. Это и есть нейропластика, – отметила в конце нашей беседы Индира Кварчия. – Нейропластика – это новое направление в медицине, где успешно корректируется психическое, умственное состояние человека для полноценной жизни.

Человеческий мозг является самым загадочным органом и самым мощным компьютером, который управляет нашими мыслями, эмоциями, чувствами, движениями. До сих пор ученые занимаются разгадками секретов мозга, чтобы в дальнейшем человечество могло бы использовать его удивительные способности. Наука идет вперед немыслимыми шагами. Какие еще открытия ждут нас впереди? Все мы должны работать над собой, развивать не только интеллектуальные и умственные способности, но и физические, вводить в рацион питания экологически чистые продукты, пить чистую воду, дышать чистым воздухом, мыслить более позитивно, тогда психических, психологических и иных нарушений у рождающихся детей будет гораздо меньше.

Эсма АРДЖЕНИЯ

***

Индира Валерьевна Кварчия – логопед-дефектолог высшей квалификации детской поликлиники г. Сухума (ул.Лакоба, 11, кабинет № 32, 2 этаж). Принимает пациентов ежедневно с 9.00 до 13.00 часов. Тел.: + 7(940)927-13-81 (моб.); +7(840)226-42-15 (приемная); +7(840)226-42-14 (регистратура).

E-mail: i.kvarchia@yandex.ru


Возврат к списку