Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

07.08.2019

КАК СПРАВИТЬСЯ С ЗАВИСИМОСТЬЮ

Наркотики – беда общества

«В первое время кокаин дает ощущение силы, власти, ты чувствуешь себя гениальным, умнейшим, самоуверенным. Но действие наркотика заканчивается, и человек превращается в мошку, которая полностью зависит от дозы. Увеличиваешь ее, чтобы вернуть былое ощущение, но не получается», – так начал рассказ о своей жизни Виктор из Очамчыры. Это не настоящее его имя, по морально-этическим соображением мы его называть не будем.

Первый раз он попробовал кокаин в 23 года. Это казалось развлечением, которое можно остановить в любой момент. Но так было только вначале. Со временем дозы учащались, наркотики становились более тяжелыми. Его история – одна из многих. «Родственники поняли, что я болен, и попытались уложить в клинику. Тогда я просто ушел из дома, стал жить у друзей, таких же наркоманов. Сейчас мне – 28. И я осознаю, что болен. Осталась только боль от понимания неизбежного: все, что ты ценишь – друзья, семья, любимые, работа – удаляются от тебя. Ты борешься, но в один момент становится ясно – наркотик сильнее, кокаин управляет! Иногда спрашиваю себя, кем бы я мог стать в иных обстоятельствах? Но я не знаю, и уже никогда не узнаю ответа».

Наркомания – от мотивации до социализации

По статистическим данным Министерства здравоохранения РА, в 2014 году на учете в Республиканском наркологическом диспансере стояли 951 потребитель инъекционных наркотиков (ПИН) и 1331 алкоголик, снято с учета 303 наркомана и 215 алкоголиков. В 2015 году: наркоманов было 1013 и 1 429 алкоголиков, снято с учета 400 наркоманов и 232 алкоголика. В 2016 году: наркоманов – 949 и 1491 алкоголик, снято с учета 470 наркоманов и 315 алкоголиков. В 2017 году: наркоманов – 990, алкоголиков – 1 472, снято с учета 441 наркоман и 255 алкоголиков.

«Статистика за последние годы существенно не меняется. Но стоит отметить, это лишь пациенты, стоящие на учете в диспансере, а общее количество наркозависимых остается неизученным», – прокомментировала данные главный врач Республиканского наркологического диспансера Ирма Ануа.

Для небольшого народа эти цифры пугающие. При этом в обществе бытует мнение, что медицина не поспевает за рынком наркотиков, который все время расширяется. О том, как на самом деле ведется работа с больными в Республиканском наркологическом диспансере, рассказала Ирма Ануа: «Лечение, по большому счету, одинаковое, независимо от типа наркотического препарата. Единственное, при использовании пациентом более токсичных и наркогенных препаратов могут увеличиться сроки лечения и реабилитации». По ее словам, в диспансере проводится только первый этап лечения: это детоксикация пациента, снятие абстинентного синдрома, нормализация психофизического состояния. Второй этап – реабилитационный, он в Абхазии не проводится. «Во время реабилитации должен нормализоваться образ жизни, режим дня, проводятся групповая и индивидуальная психотерапия. Существует специальная программа, по которой работают с пациентом. Это, так называемое, лечение средой, то есть человек изолируется от наркотиков, находится в реабилитационном центре и не покидает его. На определенном этапе начинается режим послабления – это когда пациенту разрешено в сопровождении сотрудника центра выйти в город и т. п. Такой метод хорошо работает, человек может всю оставшуюся жизнь не употреблять наркотики. Но это не значит, что пациент излечен. Даже при отсутствии тяги к запрещенным препаратам после употребления и малой дозы спиртного или наркотического вещества, больной может сорваться», – констатировала Ануа.

Вообще, как считает психолог Республиканского наркологического диспансера Марина Макшакова, более 50% успеха в реабилитации зависит от того, признает человек наличие болезни или нет. «После осознания пациентом зависимости мы начинаем профильное лечение: профилактику срывов, мотивирование пациента, выведение его на путь осознания проблемы и болезни. Полное оздоровление от наркомании, с точки зрения медицины, не наступает. Но исцеление возможно, если осуществить сбой на уровне тела. Осознание борьбы должно сопутствовать по жизни. В диспансере мы лечим тело. Далее нужно лечить психику. Важно человека ресоциализировать, чтобы он не чувствовал себя изгоем. Именно для этого существуют группы самопомощи и взаимопомощи. На сегодняшний день такие группы есть в Гагре и Гудауте. Их ведут люди, которые имеют большой стаж выздоровления. Только зависимый человек может понять другого зависимого», – пояснила Макшакова.

«12 шагов» – глоток свежего воздуха»

Один из участников сообщества анонимных наркоманов из Гагры, человек, который смог побороть зависимость еще восемь лет назад, назовем его Майклом, считает, что зависимыми люди становятся задолго до первого употребления запрещенных препаратов: «Наркотики – это лишь следствие зависимости. А главная причина – деградация общества. Она порождает зависимых людей, которые впоследствии начинают употреблять наркотики или алкоголь. Таким образом, они пытаются заполнить пустоту в душе». По его словам, программа анонимных наркоманов предлагает нечто иное – жизнь, основанную на духовных принципах. Появились такие сообщества в начале 50-х годов в США, постепенно масштабы движения расширялись и через 10 лет собрания анонимных зависимых уже активно проводились в Европе. Сегодня такой метод борьбы с наркозависимостью признан во всем мире.

Майкл рассказал, как с помощью группы взаимопомощи сам смог побороть зависимость: «Я долго искал выход из проблемы. Уже были многочисленные подшивы (кодирование), пытался даже с помощью религии перестать употреблять. Но все безрезультатно. Эффект, даже если получался, то кратковременный. Было время, когда, собрав волю, не употреблял полгода, но чувствовал себя овощем. В те годы я проживал в России и случайно встретил людей, которые предложили посетить собрание группы. Я не поверил, что это может быть выходом. Но после слов: «Дай себе шанс! Попробуй!» – все же решил пойти и понаблюдать за этими людьми. Было интересно: они врут или на самом деле преодолели тягу. Удивительно, но они действительно не употребляли. Ко мне подходили незнакомые люди, поддерживали, ободряли. Я постепенно стал вести трезвый образ жизни».

Начать новую жизнь Майклу помогла программа «12 шагов анонимных наркоманов». «Это, без преувеличения, глоток свежего воздуха. По сути, 12 шагов – духовная программа, подразумевающая, что в основе всех наших действий должны лежать духовные принципы, помощь другим людям и добро. Сегодня я не терплю, а живу нормальной жизнью. Отпало желание употреблять наркотики», – поясняет он.

«Он стал приводить на собрание своих друзей, они – своих...»

А через год, когда пропала тяга к употреблению наркотиков, Майкл решил вернуться домой, в Абхазию, появилась мысль создать группу взаимопомощи: «Нашел помещение в Гагре, по возможности отреставрировал его. На первых порах группу посещали гости из России, и почти не было абхазов. Затем я встретил своего одноклассника, с которым когда-то вместе употреблял наркотики. Рассказал про сообщество. Но он не сразу заинтересовался. Первое время даже приходил к нам в состоянии наркотического опьянения. Но потом стал вникать в суть. И вот уже более шести лет ведет трезвый образ жизни. Потом он стал приводить на собрание своих друзей, они – своих...»

Участники групп взаимопомощи начали проводить собрания в Гудауте. «Сегодня собрания проходят ежедневно по одному часу. К нам приезжают в прошлом зависимые люди из России. Многие из них более 15 лет не употребляют наркотики. Они делятся опытом, как живут, как справляются с проблемами и т. д.», – рассказал Майкл. Бывшие наркозависимые продолжают свою деятельность и вне собраний: в наркологическом диспансере, в больницах мотивируют зависимых, в аптеках оставляют визитки групп, которые каждый желающий может посетить совершенно бесплатно.

Сейчас, по словам Майкла, более 30 членов группы уже перестали употреблять наркотики и нашли новый путь в жизни. «Для тех, кто хочет перестать употреблять – выход есть. Никто не застрахован от срыва. Но и срыв помогает осознать, что это – не временная мера, это – образ жизни», – считает он.

Беседа с экспертами показала, что для наркозависимых людей, и в частности для 28 летнего наркомана из Очамчыры, существует не просто призрачный, а весьма реальный шанс на реабилитацию. Когда Виктор узнал о группах в Гагре и Гудауте, сначала не поверил, а потом задумался и попросил номер телефона...

Мадина ЧАГАВА


Возврат к списку