Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

18.07.2019

ТРУДНЫЙ ПУТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ

Греки в Абхазии

(Продолжение. Начало в № 71)

Ольга Ивановна Илиади, в девичестве Глушко, рассказала: «Когда началась война, мы с супругом Костей и двумя детьми жили в Дранде. Все время находились дома. Даже за хлебом боялись выйти, но приходилось, потому что закончились продукты. Я пыталась обменять что-то на муку, на хлеб, не всегда получалось. Становилось все труднее. Средств на существование не было. В городе становилось все опаснее. Мы вынуждены были выехать из республики. Особенно тяжело это было для мужа моего Кости, который родился и вырос в Абхазии. Мы уехали в Грецию. Первое время, пока у нас была работа, мы жили обеспеченно, не нуждались. Потом в Греции наступил кризис, стало очень трудно. Жили мы в 35 километрах от города Александропулиса в селе Итеа, в одном из домиков, построенных специально для беженцев. Четыре дома занимали греки из Абхазии, другие четыре – армяне из Армении. Сейчас в нашем доме живет Костина мама Симела Анастасовна Топхара. Ей 80 лет. А отец, Дамян Константинович, умер несколько лет назад. Он прожил 82 года, похоронен в селе Итеа. Мы с мужем вернулись в Абхазию пять лет назад. Вначале мы приехали в Краснодар на летний сезон в поисках работы, смогли устроиться в Лоо в частной гостинице. Я поддерживала связь со своей тетей Шурой Аристовой, которая жила в Абхазии и постоянно звала нас к себе. Она была уже в преклонном возрасте, нуждалась в помощи. Мы решили приехать, так и остались здесь. Я ухаживала за своей престарелой тетей. А муж через знакомых греков приобрел в Черниговке нежилой дом с участком. Первый этаж восстановил полностью, провел в дом воду, теперь есть не только холодная, но и горячая, есть душ.

Двое сыновей остались за границей. Оба прописаны в Греции, но так как там кризис, вынуждены были уехать на заработки в Голландию. Берутся за любую работу: на шинном заводе, в супермаркете, проводят интернет. У старшего сына Сергея жена Кристина и две дочки находятся в Германии. Агапи закончила педагогический факультет в Греции, будет работать в Германии учительницей младших классов, Иоанна пока что ходит в первый класс. Сын очень скучает по семье. У младшего сына Дамяна жена Софичка и дети находятся в Греции. Константину 9 лет, Лазоросу 7 лет, пойдет в первый класс, Ангелосу два годика. Сын хочет со временем снять квартиру и забрать семью к себе. Очень трудно родным людям находиться в разлуке».

Древний род Илиади

Род Илиади давно пустил свои корни в Абхазии, живет здесь с незапамятных времен. В разговоре со мной Константин Дамянович сказал: «Чтобы наш род не потерялся, из поколения в поколение даются имена то Константин, то Дамян. Так и идет: Константин Дамянович, Дамян Константинович, уже более пяти поколений. Дед мой, тоже по имени Константин, был очень уважаемым человеком, ветераном Великой Отечественной войны, офицером. Он родился в Сухуме в 1887 году. Когда греков насильственно выселяли из Абхазии, деда не решились выдворить, но поставили условие: оставить свой дом и переехать в другое место. Пришлось перебраться в село Келасури. Там родилась старшая сестра, родился я. Всего в семье было семеро детей: три девочки и четыре мальчика. Позже купили дом и переехали в село Одиши (ныне Акапа). Отец мой, Дамян Константинович, очень любил горы и лес, и не мыслил себя вдали от природы. Он был известным знатным охотником, занимался пчеловодством, животноводством. Отец многое знал и умел. Кое-что и я перенял у него».

Приближаясь к облакам

Каждый год Костя поднимается в горы на пастбище, куда еще его родители ходили. Там много пастухов собирается, у каждого свой домик, своя территория. Подниматься сюда на лошади надо не менее двух суток, а если скот гонят – две недели. Константин любит здесь отдыхать. Он или охотится, или собирает ягоды, грибы, целебные травы. Здесь много черники, голубики, горного чая. Высоко в горах красота неописуемая, много разных цветов, ярких незабываемых красок, необычной растительности. Душа поет, приближаясь к облакам. Мир видится по-другому. Поэтому сюда тянет постоянно. Тот, кто хотя бы раз побывал там, будет возвращаться снова и снова.

Сегодня в Черниговке живут лишь несколько греческих семей: Константина Илиади и его соседей – братьев Василия и Георгия Сенгеровых, благодаря которым он смог вновь обосноваться в Абхазии. Они очень помогли, поддержали его, когда он решил заняться своим делом, и сегодня дружба семьями продолжается. Пять лет назад Константин Дамянович начинал заниматься пчеловодством с четырех ульев, которые ему подарил дядя (жил в Одиши), а сейчас у него около 30 ульев. Он давно завел корову, свиней, кур. Он разводит огород, есть сад из фруктовых деревьев, много цитрусовых, ягод малины, клубники. А еще целое море разных очаровательных цветов. Есть довольно редкие сорта, которые Константин Дамянович облюбовал высоко в горах и пересадил на свой участок, есть и привезенные из Греции. Излишки овощей и фруктов, меда семья реализует на рынке.

В довоенном Одиши

Много лет назад судьба свела Константина и Ольгу в селе Одиши. Закончив Ленинградский финансово-экономический институт, Ольга с маленьким ребенком приехала в Абхазию и решила остаться. Как специалисту, ей выделили двухкомнатную квартиру в Одише. Ольга работала на одном из тепличных хозяйств бухгалтером. По ее словам, раньше в селе Одиши жило много греков. Там располагалось крупное цветочное хозяйство, шесть теплиц, выше в местечке Манея был построен животноводческий комплекс, где держали яков, коров, коз. Рядом было и озеро, в котором разводили карпов. И всем этим хозяйством руководил Евстафий Георгиевич Анастасиади. Ольга вела отчетность по теплицам и животноводческому комплексу. Константин устроился на работу водителем. Так они познакомились и спустя время поженились. Родился второй сынишка.

Вылечили горы

Одно время семья уехала на заработки в Харьковскую область. Отработав два года, Константин и Ольга получили квартиру. Жизнь налаживалась, но вдруг заболел Дамян. Когда прошел Чернобыльский дождь, оказалось, что радиация попала в организм ребенка. Полгода Дамяна лечили в больнице, но улучшений не было, врачи посоветовали отвезти его в Абхазию. Так и сделали. Дедушка брал Дамяна в горы. С ним отправляли пакет лекарств, но дед их не признавал. У него был свой метод лечения: горный воздух и здоровое питание. Уже через два месяца Дамян пошел на поправку. Квартиру в Харьковской области обменяли на квартиру в Дранде. Семья вернулась в Абхазию, жила здесь. А родители Кости – в Одиши. Пока не началась грузино-абхазская война.

Боль народа-скитальца понятна и близка

В настоящее время в Акапе (Одиши) проживает всего несколько греческих семей. Трудно сказать, сколько сейчас греков в Абхазии. Они постепенно возвращаются, но, надо сказать, неохотно, тем более и здесь им приходиться начинать свою жизнь с нуля. Этот трудный путь возвращения прошел и Константин Илиади со своей супругой.

Абхазскому народу, пережившему трагедию махаджирства, как никому другому близка и понятна боль греков, на долю которых выпали нелегкие испытания. Поистине, участь изгнанников, участь скитальцев, участь изгоев невыносима и горька. Ее не пожелаешь никому. Мы гордимся греками, которые внесли весомый вклад в развитие нашего государства. Их немало, но я не могу не сказать о Николае Патулиди – замечательном человеке, общественном деятеле, который избирался депутатом Парламента, заслуженном работнике культуры Абхазии, кавалере ордена «Ахьдз-Апша» («Честь и Слава») третьей степени, ярком поэте, воспевающем Абхазию. Дай Бог, чтобы больше ни у кого не печалилась душа, и в «краю по-весеннему дивном», как называл Абхазию греческий поэт, звучала и греческая речь. Недавно вернулась еще одна греческая семья Илиади – однофамильцы Константина Дамяновича. Возвращение продолжается.

Лейла ПАЧУЛИЯ


Возврат к списку