Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

ПУТЬ В МИР – ИЗ МАЛЕНЬКОГО САДА 11.07.2019

ПУТЬ В МИР – ИЗ МАЛЕНЬКОГО САДА

Судьбы сухумских художников

По Саше Лозовому в Европе, да и в мире в целом судят об особой категории людей – о сухумчанах. Хотя порой кажется, что он и не похож вовсе на среднестатистического жителя столицы Абхазии: неторопливая речь, негромкий вкрадчивый голос, насыщенный цвет в живописных полотнах и фонтан идей.

Позволила себе написать о мастере «Саша», хотя Александру Николаевичу Лозовому в этом году исполнилось 70 лет. Нелегко поверить, что это так: мощная творческая энергия словно заморозила его во времени. Заморозила внешне и при этом подарила потрясающую внутреннюю свободу.

Александр сохраняет верность друзьям, любимым городам и прежде всего Сухуму, в котором вырос и стал художником.

У Александра с самого детства была масса преимуществ по сравнению со многими сверстниками – он жил в центре города в уютном маленьком домике с садом.

Его папа Николай Григорьевич Лозовой был известным художником, учеником великого Павла Филонова, мама – Любовь Александровна – преподавала русский язык и литературу в Сухумском педагогическом институте им. М. Горького.

Собственно, в институте они и познакомились, когда Николай Григорьевич, демобилизовавшийся с фронта во время Великой Отечественной войны, поселился в Сухуме.

Жизнь отца с юности была насыщенной и драматичной. В свое время он служил в Белой гвардии, а покинув армию, связал жизнь с искусством. Лишенный с 1930 года избирательного права как «член двора кулацкого хозяйства», Николай Григорьевич отбывал ссылку в калмыцких степях. Он, как истинный подвижник, и во время ссылки продолжал заочно учиться на филологическом факультете Ставропольского педагогического института, а после его окончания учительствовал в селе Дербентовка, в котором ему было предписано жить.

Поселившись в Абхазии, Николай Григорьевич хоть и продолжает работать как живописец и график, произведений своих не выставляет.

А тем временем в семье подрастает еще один художник и при этом художник новой конгломерации – сын Александр.

И тут как раз в 60-е годы в Абхазию из Японии приезжает Варвара Дмитриевна Бубнова, с которой Николай Григорьевич был знаком в петербургские годы. Варвара Дмитриевна училась вместе с Павлом Филоновым, входила в художественные объединения «Союз молодежи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», принимала участие в выставках вместе с Малевичем, Маяковским, Татлиным и Родченко.

И вот теперь весь свой накопленный багаж знаний, включая и интереснейшую его часть – японскую, она передает ученикам в Абхазии, среди которых – юный Александр Лозовой.

Сколько десятилетий минуло с тех пор! А в работах Александра, поражающих насыщенностью цвета и мощью образов, чувствуется как влияние отца, так и, безусловно, школа Варвары Бубновой.

По оценке специалистов, Александр Николаевич Лозовой объединяет в своем творчестве традиции русского авангарда и немецкого неоэкспрессионизма и, по сути, является единственным в XXI веке художником – непосредственным учеником русских авангардистов начала прошлого века.

Как бы ни точны были оценки, в высказываниях искусствоведов по отношению к произведениям Александра то и дело проскальзывают «неакадемические» слова: «загадочное», «чарующее», «завораживающее»... Но мы-то знаем, что именно ЭТО, не поддающееся описанию, не вмещающееся в рамки, и есть влияние самого Сухума, его неповторимой энергии моря, солнца, многоязыкового смешения народов.

Александр Лозовой работает не только как художник. Он – искусствовед, педагог, кандидат педагогических наук, автор множества интереснейших выставочных и издательских проектов. Диссертацию по психологии изобразительного искусства защитил в Ленинграде в 1977 году. Организованные им выставки, в том числе и собственные персональные, проходят в разных уголках мира и имеют неизменный успех. Взять, к примеру, выставку «Традиции петербургского авангарда», которая состоялась в 2006 году в Московском музее современного искусства, или экспозицию 2007 года «Филоновцы: от МАИ до поставангарда» в галерее «Арт-Диваж» в Москве, на которой были представлены работы Лозового-старшего, а в 2008 году на той же площадке состоялась персональная выставка Лозового Александра.

Возможно, успех неизменно сопутствует проектам, задуманным и реализованным Александром, поскольку в основе каждого такого проекта и большая работа, и судьбы близких ему людей.

Так, выставка «Традиции петербургского авангарда» была посвящена творчеству Варвары Бубновой, Николая Лозового и самого Александра.

Безусловно, на становлении Александра Лозового как художника и организатора проектов сказался его опыт работы в Государственной Третьяковской галерее, а позже и в Академии художеств СССР в качестве ученого секретаря. Кстати сказать, лекции, с которыми выступает Александр, тоже приковывают к себе внимание.

О творчестве Александра Лозового и его роли в развитии и популяризации искусства рассказывает книга «Белый пароход художника Александра Лозового», вышедшая в издательстве GROM Publishing Home.

В начале заметок я уже сказала, что о сухумчанах в мире многие судят по Александру Лозовому. Он много путешествует, подолгу живет в понравившихся ему странах, узнает людей, проникается аурой прекрасных мест. И хотя, наверное, он уже давно чувствует себя гражданином мира, тем не менее отрицает это. Это было бы так, не будь у Александра таких мощных сухумских корней, которые и питают его особый – удивительный, завораживающий, немного загадочный – талант.

Каждый раз, возвращаясь домой в Сухум, он заходит в редакцию нашей газеты «Республика Абхазия». Вот несколько лет назад принес в редакцию собственную художественную книгу «Балканский коллаж, или отражения в Дрине» – с наполненной любовью к людям повестью о сербских приключениях двух приятелей – серба и цыгана. События повести происходят в Югославии на рубеже 70–80 годов XX века.

Как написал в предисловии к книге историк Славенко Терзич, работавший до недавнего времени Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Сербия в Российской Федерации: «Александр стал изучать сербский язык и в общей сложности уже несколько лет прожил на Балканах. Особым и любимым местом для Александра стала река Дрина и ее достопримечательный, исторический мост. Можно сказать, что повесть написана на перилах этого моста, когда Дрина просыпается от утреннего тумана и в ее зелено-голубой воде всплывают образы и воспоминания… Для сербов Дрина является значимой рекой, с которой связаны победы и трагедии народа».

В Сербии Александр познакомился с великим Эмиром Кустурицей и не преминул показать мне фото из маленького бара, в котором два художника обсуждают, возможно (!), уже совместные творческие планы. Правда, фото не очень высокого, как у нас в газете говорят, неполиграфического качества.

Буквально на днях, 25 июня, друзья поздравили Александра Лозового с юбилеем, пожелали новых идей, вдохновения, интересных встреч, путешествий и, конечно, почаще бывать дома, в Абхазии. Ведь как бы прекрасен ни был мир, нет ничего волшебнее маленького садика в глубине одного из центральных сухумских кварталов, садика, вмещающего в себя весь мир.

Я как благодарная ученица Сашиной мамы, Любови Александровны Лозовой, это точно знаю.

Юлия СОЛОВЬЕВА


Возврат к списку