Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

21.10.2011

И тогда расцветут яблоневые сады...

Развитию сельского хозяйства – научный подход

На последнем совещании, посвященном выполнению сельскохозяйственного раздела Ком-плексного плана содействия социально-экономическому развитию РА, Президент Абхазии А. Ан-кваб отметил, что реализация проекта по посадке яблонь, субтропических культур и орехов долж-на вывести отрасль на качественно новый уровень. И подчеркнул, что роль сельскохозяйственной науки в этом приоритетна. Поэтому научно обоснованному проекту Министерства сельского хозяй-ства Абхазии уделяется особое внимание. Тем более что смета проекта составляет 150 миллио-нов рублей. Уже определены территории под саженцы общей площадью 362 гектара. Под яблоне-вые сады планируют отвести 80 гектаров. Окулянты яблонь уже завезли в НИИ сельского хозяйст-ва с севера Италии, где садоводы выращивают до 1 миллиона тонн яблок в год. Началась подго-товка земель к закладке яблоневых садов и в хозяйствах Гулрыпшского района.

…Над селом Кацикыт всю ночь грохотал гром, дождь шел как из ведра, а к утру ветер разогнал тучи, солнце поднялось свежее, лучистое. Наш старенький «жигуленок» усердно преодолевал тря-скую дорогу. Природа дышала свежестью и прохладой. Но в атмосферу прелестного утра вторгся шум работающей сельхозтехники: трактор «К-150» с прицепом-разрыхлителем и трактор-экскаватор «Беларусь» вспахивали поле унитарного предприятия, возглавляемого Гари Адзынба. Механизаторы Вахтанг Тория и Павлик Чхетия подготавливали землю для закладки яблоневого сада.

– Это техника нашей районной МТС, – говорит мой попутчик – начальник Гулрыпшского управ-ления сельского хозяйства Рафик Григорян. – А вот и его директор Тенгиз Цвижба.

К нам подъехала машина, из которой вышел рослый мужчина с загорелым лицом. Его всегда можно встретить там, где работает техника МТС. Вот и сегодня он уже третий раз навещает своих механизаторов. Вместе с Рафиком Григоряном они пошли по рыхлому полю, осматривая канавы для отвода воды.

– Этому унитарному предприятию было выделено 20 гектаров земли, которая около 20 лет не использовалась, – продолжает Р. Григорян. – На 10 гектарах и будет заложен яблоневый сад. Уже проведено первое рыхление на 5,5 гектара. После очистки от кустарников и крупных камней про-ведут второе рыхление. Затем вспашка, дискование и боронование. Территория сада будет ого-рожена двухметровым забором. На втором этапе установят шпалеры, выроют лунки для посадки саженцев. На одном гектаре планируем высадить 2 500 корней. Затем будут вноситься органиче-ские и минеральные удобрения. Для того, чтобы обеспечить саженцы достаточной влагой, устано-вят систему капельного орошения с использованием воды из близлежащих скважин. Первый уро-жай планируем получить через 3-4 года. Вначале с одного гектара думаем собрать до 20 тонн яб-лок, а в перспективе – до 40 тонн. Через месяц начнем посадку. На этом унитарном предприятии будут работать до 20 местных жителей. Остальные 10 гектаров будет занято фейхоа и хурмой.

Как стало ясно из пояснений главного гулрыпшского агронома, в садоводстве здесь намерены применять высокую агротехнику с использованием новых высокотехнологичных сортов, устойчи-вых к болезням и вредителям. Нет ли здесь риска? На этот вопрос нам ответил директор агро-фирмы «Кодор» Нугзар Чагава, который тоже в селе Кацикыт на 5,3 гектара ведет подготовитель-ные работы под закладку яблоневого сада.

– К нам приезжали специалисты из Италии, – разъяснил он, – провели анализ наших почв. Ре-зультат положительный. В НИИ уже завезено 350 тысяч окулянтов новых сортов яблонь ранней, средней и поздней посадки. Мы уже приобрели необходимые материалы, огородили территорию. Сейчас проводим агротехнические мероприятия. От их грамотного осуществления зависит буду-щий урожай – с гектара, на котором высадим 2 800 корней, планируем получить до 10 тонн яблок. Думаю, что у нас все получится. Кроме того, на 4 гектарах мы высадили хурму и 400 корней перси-ков местных сортов.

Наконец я услышала слова «местный сорт». А куда делись наши абхазские яблоки? Вкусные, сочные, ароматные яблоки, которые радовали душу. Заменят ли их фрукты, выращенные по итальянской технологии?

Как-то я прочитала в газете, что одна женщина, в свое время выехавшая из России во Францию, обратилась по Интернету во Всероссийский НИИ селекции плодовых культур с просьбой: «Вышли-те мне российские саженцы, я с детства помню вкус и запах русских яблок, здесь таких нет, мои дети едят яблоки с пятилетним сроком хранения»…

Не ожидает ли и нас такая участь? Ведь в импортных яблоках, которые продаются сегодня на нашем рынке, нет той вкусовой гаммы, нет того богатства витаминов и кислот, формирующих его пищевую ценность. Действительно, импортная продукция остается неизменно свежей подозри-тельно долгое время. Но на это яблоко и ни одна бактерия не польстится. Уже в саду оно проходит более 20 химических обработок, а потом еще и предпродажную обработку препаратами, предот-вращающими гниение и обеспечивающими длительное хранение. Наше яблоко – вне конкуренции с иностранным еще и потому, что мы занимаем ценовую нишу ниже 50 рублей, импортное же ниже 80 не опускается.

Так почему же многие наши яблоневые сады напоминают сказочный погибший, мертвый лес? Не дешевле было бы их реанимировать, чем закладывать заморские? Этот вопрос я задала ди-ректору НИИ сельского хозяйства АН Абхазии, доктору сельскохозяйственных наук Лесику Янкови-чу Айба. И не случайно. На вышеупомянутом совещании Президент А. Анкваб говорил, что финан-сирование проекта по закладке садов будет проводиться через НИИ сельского хозяйства и что бу-дущее все же за крестьянскими хозяйствами, которые будут развиваться по программе «Индиви-дуальный предприниматель». Это, по мнению Президента, поможет крестьянам избавиться от чи-новничьей бюрократии.

Мои вопросы не застали врасплох видного абхазского ученого, более того, Л. Айба проявил глу-бокую заинтересованность в этом вопросе:

– Проект закладки яблоневых садов предусматривает защиту нашего внутреннего рынка от не-качественной импортной продукции. Эти яблоки мы будем выращивать для нас, они будут сразу поступать в торговую сеть, так что обрабатывать их разными препаратами для длительного хра-нения нам не надо. Излишки будут перерабатываться в специально построенных мини-цехах, ко-торые предусматривают весь цикл переработки. Такие цеха будут закуплены в Италии и Китае и разместятся в каждом районе, где станут изготавливать натуральные соки без химических доба-вок. Параллельно мы занимаемся и поиском рынка сбыта этой продукции.

Что касается аборигенных сортов, то мы занимаемся выращиванием по интенсивной технологии саженцев карликовых сортов абхазских зимних яблок, «шампанских», «шафрана». Но так как у нас нет такого количества черенков, чтобы заложить яблоневые сады на всей территории, то мы вос-пользовались завезенными из Италии и тем самым выиграли время, опередив закладку на пять лет.

Кроме того, данный проект даст возможность реанимировать наши села. У людей появится ра-бота. Если мы возродим деревню, мы спасем наш язык, культуру, обычаи. Молодежь уже возвра-щается в село, берет земли в аренду. Мы их заинтересовали материально. Весьма редкий случай, когда государство безвозмездно вкладывает деньги в село. Создавая крестьянские хозяйства, го-сударство все расходы берет на себя: оплату налога за арендованную землю, проведение агро-технических мероприятий, прокладку капельной оросительной системы, закладку садов, вплоть до вступления деревьев в плодоношение. В течение трех лет предприниматели станут получать зар-плату, которая будет перечисляться на их лицевой счет в Сбербанке. Получив первый урожай, они становятся хозяевами садов. Государство сдает им свои сады в долгосрочную аренду на 25 лет. А они, в свою очередь, будут выплачивать ему 10 процентов от полученного урожая. Определять ожидаемый урожай будет комиссия НИИ вместе со специалистами Минсельхоза. Эти деньги пой-дут в дальнейшем на закладку новых садов. Этим мы заинтересуем крестьянина. Надо дать ему возможность зарабатывать. А земля накормит, гарантирую.

Большую ставку мы делаем и на субтропические культуры. Если мы будем получать в год 50 тысяч тонн киви, 100 тысяч тонн цитрусовых, 50 тысяч тонн хурмы, инжира, с нами будут разгова-ривать и считаться. Мы будем выходить на рынок со своей продукцией. А бренд «абхазские ябло-ки» нам даже не надо рекламировать, они будут уходить на «ура».

Что ж, к этому можно добавить лишь одно: дай Бог, чтобы люди поверили в новые замыслы, вернулись к земле, возродили деревню, в которой зацветут сады. А для этого никаких денег не жалко. Просто нужно, чтобы они работали именно на крестьянина, а не на чиновника.


Возврат к списку