Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

ШКОЛЬНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ. ЧТО ВОЛНУЕТ? И КАК БЫТЬ? 13.06.2019

ШКОЛЬНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ. ЧТО ВОЛНУЕТ? И КАК БЫТЬ?

Не говорить, а действовать

Находясь в гостях, я совершенно случайно стала свидетелем телефонного разговора. Не прислушиваясь к тому, о чем говорят, все же поняла, что это беседа мам двух одноклассников-выпускников средней школы. Мама, у которой мы гостим, вдруг разволновалась и что-то горячо стала доказывать своей телефонной собеседнице. Наконец, окончив разговор, она обратилась ко мне, с трудом сдерживая эмоции: «Я совсем перестала понимать желания и фантазии наших родителей. Многие вообще не задумываются о финансовых возможностях других. Что с нами стало?»

Когда я узнала, о чем шла речь по телефону, то тоже подумала, что совсем не разбираюсь в сегодняшних школьных делах, тем более, в выпускных мероприятиях, но, скорее всего, в том, что конкретно заботит родителей в такой ответственный период жизни их детей. А в разговоре по телефону, свидетелем чему я неожиданно стала, обсуждалось такое предложение группы родителей: «Надо собрать еще по 5 тысяч рублей, чтобы купить красивую красную ткань и на выпускном вечере расстелить ее на полу, чтобы по ней провести педагогов». Нет сомнений, такая церемония будет выглядеть и красиво, и торжественно. Но давайте не лукавить друг перед другом: «А по силам ли всем родителям этой школы (я умышленно не называю ни номер школы, ни то, где она находится, но ручаюсь за достоверность этого факта) собирать такие немалые средства? Ведь уже собрано на фотографии, на фотоальбом, на торжественный ужин, на разные другие не предвиденные расходы, и, главное, на подарки учителям. Солидные затраты сделаны на платье или костюм, на обувь выпускникам. Понятно, выпускной школьный бал бывает у каждого из нас один раз в жизни. И «учительница первая моя» у каждого из нас одна и остается в памяти на всю жизнь. Естественно, без расходов, без желания сделать все достойно и красиво в этом случае не обойтись, но все это должно быть в таких рамках, чтобы было доступно всем, чтобы никто из детей, из родителей не чувствовал бы себя неуютно, стесненно, ущемленным даже в малом. Поэтому «красная дорожка» пусть остается прерогативой звезд Каннского кинофестиваля. (Так, кстати, большинство родителей и решило).

А вот фраза: «Что с нами стало?», с огорчением и досадой произнесенная знакомой, не просто обосновалась в моей памяти, а стала извлекать из нее примеры и факты. По разговорам среди друзей, родственников, знакомых очень заметно, что родители целиком ушли в обсуждение многих проблем. Например, в чем «прилично» выпустить бывших одиннадцатиклассников на «подиум» выпускного бала; какие подарки, чтоб не стыдно было перед другими классами, придумать для учителей и руководителей школ; как умудриться опередить конкурентов и успеть заказать самый престижный ресторан (кстати, столичные рестораны уже абонированы, не обошлось и без перепалок между родителями разных школ и классов из-за места и даты проведения вечера); да мало ли какие еще могут возникнуть мысли и предложения в период таких волнительных событий. (Про «красную дорожку» ведь вспомнили.)

С одной стороны, понятно, хочется, чтобы у ребят все было хорошо. А с другой?.. А с другой стороны рефреном слышится одно: «Надо делать все так, чтобы наши дети были не хуже». Не хуже кого? Разве «хужесть» или «лучшесть» детей должна проверяться стоимостью праздничного наряда, авторитетностью мастеров причесок и макияжа, местом проведения школьного застолья, ценностью подарков школьным педагогам? Если с первых шагов во взрослую жизнь с подачи родителей дети сразу сталкиваются с превалирующей значимостью именно таких жизненных параметров и человеческих качеств, то несложно предположить, какие ценности в дальнейшей жизни будут для них весомее и важнее.

Органично впишется сюда и бурный диалог между мамой и дочкой-выпускницей: «Какой айфон (телефон) вы мне подарите? Если не «десятку-плюс», то можете не стараться. У Асты и Аслана такой уже есть! Я что, хуже?!» (Итог этого диалога мне неизвестен).

Еще один пример на тему: «Я что, хуже?!» Женщина со слезами говорит: «Что мне делать? Моя дочка-третьеклассница запретила мне приезжать за ней в школу на нашем «жигуленке». Ей стыдно за нашу машину. Всех детей в эту школу привозят на джипах и других престижных иномарках, а я ее – на такой убогой. «Я что, хуже?», – говорит она мне. А нам из пригорода ехать. Дочка плачет, очень нервничает, стала плохие отметки приносить. Никак не могу ей объяснить, что стыдиться надо не старенькой машины, а многого другого. Но она меня просто не слышит. Я одна воспитываю ее. Какой вырастет?». И женщина по-настоящему горько зарыдала.

А ведь, правда, что с нами стало? Точно знаю, что в былые советские времена ответственные партийные и советские работники, уезжая утром на работу на своих заметных служебных машинах, конечно же, забирали с собой и жен, и детей – везли на работу, в школу, детский сад. Но никогда никто на подвозил детей прямо в школу, их высаживали заранее, чтобы не дать пищу никаким разговорам и домыслам ни среди взрослых, ни среди детей. Сегодня, как видим, любые разговоры и домыслы мало кого волнуют.

А совсем недавно увидела по телевизору сюжет. В Тимашевске Краснодарского края городские власти ввели такое поощрение: ученик любой школы, садясь в общественный транспорт, может показать дневник, и если за эту неделю он получил только пятерки, хотя бы одну, но других оценок там нет, то ему обеспечен бесплатный проезд. Как отметили педагоги, в школах выросла успеваемость.

Замечательная инициатива у наших соседей: и учиться ребята стали стараться лучше, и родителям подспорье (транспорт в России давно не 5-копеечный). А может ли такая инициатива прижиться у нас? От слов перешла к делу. Поговорила с несколькими водителями автобусов, троллейбусов, маршруток. Все были единодушны: «Повезем бесплатно». А один, он представился отцом трех сыновей, шутя, конечно, но и не без грусти, сказал коллегам: «Ребята, не бойтесь, не обеднеем мы от бесплатников, наших на «пятерки» заставить учиться трудно».

Обогащенная этим мнением, я пообщалась и со школьниками, рассказала им об опыте в Краснодарском крае, спросила, понравится ли им такое нововведение, подчеркнула, что водители уже согласны. Ответы пятнадцати ребят постарше (малыши сами не ездят) меня, мягко говоря, огорчили. Понимаю, что они, выражаясь их языком, «понты колотят», но все-таки ведь «понтят». Не зная друг друга (они из разных школ), разными словами, но почти все ответили в таком смысле: «Общественным транспортом стараемся не пользоваться, «корифаны» выручают, подвозят». Девочки были помягче в словах. Но в одном все были едины: «А что сегодня эти «пятерки» нам могут дать?»

…Перечитала написанное. Не вдохновляет. Хотя, понимаю, что, конечно же, параллельно в школах есть и другие примеры, вдохновляющие и радующие. Но ведь есть и это. И, значит, не надо молчать и нельзя бездействовать.

Начинать, убеждена, надо с родителей, с семьи. Все закладывается там: и лучшее, и все другое – тоже. Мамы и папы хотят видеть своих детей самыми воспитанными, самыми честными, добрыми, порядочными, трудолюбивыми, в общем, самыми замечательными. Но, как говорят в народе, сам может вырасти только бурьян. А все лучшие качества в человеке надо с самого детства развивать, прививать, воспитывать, и не только словами, но и делами, личными примерами. Например, если в семье родители в общении применяют «крепкие выражения», а детям говорят, что это плохие слова и их нельзя произносить, дети все равно в «нужный момент» воспользуются ими – так заведено в их семье, такой опыт они получили. Точно так же впишутся в обыденность ребенка, а потом и взрослого человека и другие семейные поступки, дела, примеры. К сожалению, среди них будут и такие мнения и убеждения: «Надо обязательно выделиться! Надо быть не хуже». Но речь идет не о хорошей учебе, хороших отметках, о достойных поступках и поведении, речь идет о сверхмодных нарядах, «изысканных» подарках учителям, о бесценных дарах своим чадам-выпускникам. И во все эти перипетии с головой окунаются дети-очевидцы. Но немало случаев, когда дети в этой ситуации становятся свидетелями маминых слез, огорчений, переживаний – ведь мама даже в мыслях допустить не может, чтобы ее ребенок был в чем-то ущемлен, почувствовал какую-либо ущербность. А как быть? В семье нет немалых денег, которыми легко оперируют некоторые другие родители, замахиваясь на многим недоступное, да, по сути, и ненужное.

Вот и начинается самостоятельная жизнь у подросшего поколения с самыми разными жизненными принципами и устоями. И об учителях здесь сказать надо. Ведь дорогой и ценный подарок обязывает их ко многому, может вызвать разные душевные сомнения. Нельзя исключить и привыкание учителей к такого рода повышенному вниманию и, как следствие, появление с их стороны разных претензий. А инициаторы – слишком предприимчивые родители. И кому это нужно? И кто и в каком выигрыше в результате останется? Так как же бороться и избавляться от этих: «Что с нами стало?», «Мы что, хуже?», «Зачем нам «пятерки» в школе? Что они могут дать?», «Надо обязательно выделиться!» и т. д. и т. п. Семья, конечно, основа, но и она нуждается в помощи и поддержке. По всей видимости, нужен единый фронт борьбы. Может быть, родители, педагоги, воспитатели, сотрудники Министерства образования объединят усилия? Сообща они смогут больше увидеть, услышать, ощутить, смогут глубже разобраться, где крайне нужен профессионализм педагога-воспитателя, где надо сделать акцент на развитие интеллекта ученика, а где необходимо просто доброе и участливое слово. В конце концов, и стукнуть по столу в какой-то момент не помешает. Методов и способов воспитания много. Да и творческий подход к решению любой проблемы всегда уместен.

Лилиана ЯКОВЛЕВА


Возврат к списку