Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

НЕПОДРАЖАЕМЫЙ 11.06.2019

НЕПОДРАЖАЕМЫЙ

(памяти Шараха Пачалиа)

В истории абхазского искусства не так много личностей, заявивших о себе не только на родине, но и за ее пределами. Одним из таких ярких талантов является Шарах Абзагович Пачалиа – выдающийся абхазский актер театра и кино, режиссер и драматург, в разные годы удостоенный высокого звания: «Народный артист Абхазской АССР» (1940), «Народный артист Грузинской ССР» (1955), «Народный артист СССР» (1982). Им восхищались. Его называли неподражаемым актером, ибо он был убедительным и привлекательным в каждом образе, который воплощал на сцене, будь это образ из абхазской, мировой классической или современной многонациональной драматургии. Он внес весомый вклад в развитие абхазской культуры 20 века. Спектакль «Амахаджир» (по произведению Самсона Чанба) в постановке Шараха Пачалиа был признан одним из лучших и отмечен премией на Всесоюзном фестивале народных театров в 1962 году. А написанная им комедия «Гунда» поставлена на сцене Закарпатского украинского музыкально-драматического театра в Ужгороде.

В театральной среде на родине пользовались успехом и другие его пьесы, созданные специально для театра – «Большая свадьба», «Бессмертные», «Всесильный Мазлоу», «Погибшее село» и другие. Кроме того, Шарах Пачалиа является автором книг «Моя профессия» и «Путь актера». На абхазской сцене он поставил более 30 спектаклей разных авторов. Театроведами по достоинству оценена и режиссерская, и актерская его работа. Он сыграл более 150 ролей. Какие же образы были созданы Шарахом Пачалиа? Яго («Отелло» У. Шекспира), король Лир («Король Лир» У. Шекспира), Эстеван («Овечий источник» Лопе де Вега), Фердинанд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Язон («Медея» Еврипида), Незнамов («Без вины виноватые» А. Островского), Гайдай («Гибель эскадры» А. Корнейчука), Хаджарат Кяхба («Песня о скале» Б. Шинкуба), Алоу («Алоу сердится» Ш. Чкадуа), Байджиев («Дуэль» Ф. Искандера) и многие другие.

Шарах Пачалиа снимался в фильмах «Белый башлык» – старец Еслан, «У самого Черного моря» – в эпизоде, «В ночь на новолуние» – Гедлач, «Чегемский детектив» – председатель.

Родился актер 20 мая 1914 года в с. Аацы Сухумского округа (ныне Гудаутский район). В 1931 году окончил драматическую студию в Сухуми у В. Домогарова, продолжил учебу в театральной студии при Тбилисском театре им. Ш. Руставели, а позже – на режиссерских курсах при ГИТИСе у И. Раевского в Москве. В разное время он работал художественным руководителем Абхазской государственной филармонии, главным режиссером Удмуртского национального театра в г. Ижевске, актером и режиссером Абхазского драматического театра им. С. Чанба, директором этого театра, основал и руководил Ткуарчалским абхазским государственным театром комедии. Шарах Пачалиа – один из создателей в 70-е годы театра миниатюр «Чарирама» при Абхазской государственной филармонии, а также Театра одного актера, в котором выступал с моноспектаклями, используя в репертуаре произведения известных абхазских писателей Дмитрия Гулиа, Баграта Шинкуба, Михаила Лакрба, Шоты Чкадуа, Джумы Ахуба и других.

Многие молодые актеры считали за честь сыграть с Шарахом Пачалиа на одной сцене. Он исполнил множество великолепных ролей. Например, блистателен был в роли Яго («Отелло» У.Шекспира).

Одной из лучших ролей Шараха Пачалиа театральные критики и искусствоведы считают роль короля Лира. В частности, доктор искусствоведения, профессор Алексей Аргун даже издал книгу «Шарах Пачалиа в образе короля Лира» (Сухум, 1995 г., Издательско-полиграфическое объединение). Он отмечает:

«… в роли короля Лира актер в большей степени сконцентрировал свою творческую мощь для изображения человеческих страстей – добра и глумления, человеческой гениальности и гениального безумия, стойкости человеческого духа и беспомощности.

Именно возвышение и падение великой личности, упоение властью, умные разговоры и непредсказуемые действия властелинов как нигде отражено великим Шекспиром в «Короле Лире». И актер Шарах Пачалиа вместе с режиссером Дмитрием Кортава сумели страстно и выпукло высветить через воплощение образа короля Лиpa процесс саморазрушения личности, а заодно и падение самой власти в данном государстве, управляемом им. Эта вечная тема человеческого бытия – власть и судьба властелина – очень достоверно показана абхазским театром еще в 1984 году благодаря усилиям и творческому порыву Д.Кортава и Ш. Пачалиа».

Примечательны и приведенные Алексеем Аргун в книге мнения видевших «Короля Лира» в постановке Абхазского театра на Ереванском фестивале.

Н. Башинджагян, кандидат искусствоведения: «На фестивале я представляю Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания Министерства культуры СССР. Впервые вижу спектакли Абхазского театра, история которого мне незнакома. Но уже по «Лиру» видно, замысел его серьезный, опирающийся на солидный творческий багаж прошлого – театра и актеров. На сцене в глубоком обобщении предстала трагедия обманутой любви, борьба за власть, предательство и интриги.

В лице Ш. Пачалиа Лир приобрел своеобразного интерпретатора, очень эмоционального, гораздо более подвижного и энергичного, нежели принято видеть. Во многих сценах он по-своему интересен и силен. В трактовке режиссера Д. Кортава в четком и несколько убыстренном ритме спектакля, Лир, думается, должен быть таким, каким он предстает у Ш. Пачалиа».

М. Харазян, первый зам. министра культуры Армянской ССР: «Король Лир» из Сухуми – один из лучших спектаклей нынешнего фестиваля. Огромное спасибо за удовольствие, которое получили зрители. Очень взволновала игра многих актеров и, в первую очередь, Шараха Пачалиа. И подтверждение тому – искренняя благодарность зрителей»!

Н. Велихова, кандидат искусствоведения (Москва): «Поставив перед собой трудную задачу, театр сделал очень многое. Стиль в спектакле выдержан от начала и до конца, актеры создают интересные образы. Сложный, свидетельствующий о высоком мастерстве и технике актера, Лир, созданный Ш.Пачалиа. Актеры играют на одном дыхании…».

Л. Данцигер, инженер опытно-конструкторского бюро: «Мне доводилось видеть Лира в другом исполнении. Поэтому шел на этот спектакль с некоторой опаской: смогут ли артисты из Сухуми выдержать столь ответственный экзамен перед ереванскими зрителями, которые являются очень высокими ценителями и почитателями Шекспира. И вот сейчас могу уверенно сказать: увиденное превзошло все ожидания. Очень впечатляюще!»

Об этом же спектакле восторженно писали украинские, адыгейские газеты в дни гастролей Абхазского театра по городам республик. Кроме того, печать ГДР, Англии, Венгрии и Болгарии поместила публикации своих представителей, присутствовавших на Ереванском фестивале.

Вообще театроведы отмечали, что Шараху Пачалиа были подвластны все жанры театрального искусства. Он успешно играл разноплановые роли – как в комедии, так и в трагедии, и в психолого-философской драме. Выдающийся актер ушел из жизни в ноябре 2000 года в возрасте 86 лет и покоится в Сухумском пантеоне видных писателей и общественных деятелей Абхазии.

С 2005 года Ткуарчалский театр комедии носит имя Шараха Пачалиа. В нишах фасада Абхазского драматического театра им. С. Я. Чанба установлены (в 2006 году) бронзовые бюсты видных мастеров абхазского театрального искусства, в числе которых и бюст Шараха Пачалиа. Так Абхазия хранит память.

Публикацию подготовила Лейла ПАЧУЛИЯ


Возврат к списку