Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ ВЛАДИСЛАВА АРДЗИНБА 30.05.2019

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ ВЛАДИСЛАВА АРДЗИНБА

В Абхазском институте гуманитарных исследований имени Д.И.Гулиа 14 мая, в день рождения Первого Президента Республики Абхазия Владислава Григорьевича Ардзинба, состоялась презентация его книги «Владислав Ардзинба. Моя жизнь. 1945 – 2010».

Презентацию открыл и вел директор АбИГИ Арда Ашуба, который, приветствуя собравшихся и отмечая достоинства книги, сказал: «Владислав Ардзинба не только показал все трудности прошедшей в Абхазии войны, но и возвеличил, как он того заслуживал, наш народ».

В книге рассказано, конечно, много о войне, и не только о ней. И как отмечали затем выступавшие, она должна находиться в каждой семье, и её должны прочитать все.

«Ардзинба – вселенская правда абхазов, их ответ на вызов, брошенный им историей. Ардзинба и его эпоха – нравственная вершина абхазского народа». Так начал свой доклад, основной на презентации книги, доктор исторических наук Аслан Авидзба, и эти его слова оспорить невозможно. (Ниже публикуем доклад А.Авидзба с незначительными сокращениями).

Выступивших на презентации было много. Вот отдельные отрывки из их высказываний.

Анна Керопян:

– Сегодняшняя презентация – вторая для меня. Первая прошла в Ереване, где к книге Владислава Григорьевича проявили большой интерес его коллеги. Книга посвящена светлой памяти родителей – матери Надежды Шаабановны Язычба и отца Григория Киаминовича Ардзинба.

Почти со дня создания Фонда Первого Президента началась работа над книгой. Он уже был болен, но превозмогая все трудности, спускался в свой кабинет и погружался в воспоминания. К концу работы над книгой ему стало сложней рассказывать, но он все предлагал разные документы, читал, проверял набранный мной текст. После его ухода из жизни на столе осталось еще много документов. Как их все скомпоновать и издать?

Но Владислав Ардзинба понимал, что он ограничен во времени, и книга «Моя жизнь» изначально была построена таким образом, что ее можно было закончить в любой момент. Она была разбита на главы, а потом уже наращивалось содержание. И редактором книги стала супруга Владислава Григорьевича Светлана Джергения. Мемуары в принципе человек пишет, пока он жив. Так и получилось. В последнее время Владислав Ардзинба часто говорил: «Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что уже многое сделано. Но многое еще предстоит сделать. Можно приумножить, а можно похоронить. Все будет зависеть от ума и чести тех, кто придет после». Что тут добавить? По-моему, нечего. Разве что слова Бродского: «Покуда человек готов отдать жизнь за свои идеалы, идеалы эти живы, цивилизация жива». Владислав Григорьевич отдал эту жизнь всю без остатка».

Отец Виссарион:

– «Тот, кто отнимает у тебя твою жизнь, отнимет и твою Родину», – так говорил Владислав.

А я скажу: «Тот, кто не любит Владислава, не любит самого себя». Он сделал все, что от него зависело, что ему поручено было Свыше. Но мы больше должны делать для увековечения его имени, для почитания.

Владимир Авидзба:

– Мы с ним из одного села – Эшеры. Когда он учился в Москве, мы созванивались, и он, бывало, просил помочь своим родителям, помочь какому-нибудь ученому здесь, в Абхазии. А когда по его направлению я находился в Турции, наши телефонные переговоры были постоянными.

Я выражаю особую благодарность Светлане Джергения и Анне Керопян за подготовку к изданию его книги.

Сергей Шамба:

– Книга – бесценный труд, потому что в ней описаны события сложнейшего времени. Ведь в мире нет ничего сложней, чем борьба за независимость государства, за его становление. Помню, гибель каждого молодого человека на войне Владислав воспринимал как трагедию. Мне посчастливилось быть рядом, быть соратником основоположника Абхазского государства. Он увидел результаты своей борьбы. Когда в день признания Россией Республики Абхазия мы с отцом Виссарионом пришли к нему, чтобы поздравить, он нам улыбался – довольный, счастливый.

Виталий Чамагуа:

– В 1989 году, когда почти весь Абхазский обком партии был деморализован, Иван Шаибович Цушба позвонил Владиславу и сказал, что в аэропорту убит Ласурия, что надвигается большая масса грузин. В течение часа Ардзинба прозвонил куда считал нужным и все организовал, в результате ночью прилетели российский десант и генерал Шаталин, который потом скажет: «Ваш лидер в Москве не даст никому покоя, пока вы в опасности».

Зураб Джапуа:

– Он сделал то, чего в последнее время никто не сделал. Мы еще не до конца осознали значимость Владислава. Он возродил государство, написал об этом немало. «Те суровые дни» – тоже его книга, которая важна для изучения истории.

Владимир Зантария:

– Это универсальная книга. Я испытал чувство большой ответственности, когда Светлана Джергения предложила мне написать послесловие. Владислав был как крупный строитель нашего государства в различных сферах – военной, политической, социальной…

Геннадий Аламия:

– Я несколько раз видел, как Владислав спасал Абхазию. Кого-то мог ругать, кому-то что-то резко внушать, и всегда стоял на своем при защите интересов Абхазии.

Светлана Джергения:

– Очень трепетно ждала этого дня презентации книги, её оценок от читателей, хотела знать, что получилось.

Выражаю глубокую благодарность Анне Керопян, кропотливо работавшей с автором, который был уже болен, трудно говорил. Выражаю благодарность всем работникам Фонда Первого Президента, спасибо Стелле Садзба и Баталу Джапуа за оформление книги.

Записала Заира ЦВИЖБА


Возврат к списку