Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

25.04.2019

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

ЭТО ВОЛНУЕТ ВСЕХ

Проблема мусора во всем мире стоит очень остро. Не обошла она и Абхазию. Некоторые говорят, что раньше, до Отечественной войны народа Абхазии 1992-93гг., населения в республике было намного больше, но вопрос бытовых отходов так остро не стоял, и сухумская свалка со своей задачей справлялась.

Наверное, нужно вспомнить, что бытовые отходы тех времен упаковывались в обыкновенную (редко цветную) серую бумажную обертку, которая в течение нескольких дней на земле превращалась в быстро гниющее месиво. Все напитки разливались в стеклянную тару. Существовали многочисленные пункты приема любого «стекла», за которое граждане получали деньги. Многие оставляли бутылки, банки у себя для домашних заготовок. То же самое было с бытовой техникой, отслужившей свой срок. Только в Сухуме были три точки по приему старых моделей телевизоров.

Холодильники, телевизоры, чайники, утюги и прочая бытовая техника продавалась без всяких коробок-упаковок. Их просто не было. Не было в таком объеме и целлофановых и других клеенчатых хозяйственных сумок.

Сегодня любой товар, даже очень мелкий, упаковывается в тару, которая сделана из особых химических материалов. Просто так быстро в земле она не разлагается. Розлив напитков (кроме вина) до 80% перешел на пластмассовую тару. Кто в доме будет хранить эти пустые емкости?

От всего этого выбрасываемый мусор увеличился в объеме в несколько раз. Специальные полигоны, отведенные под него, не справляются с быстрым гниением именно этих искусственных отходов.

А мы привыкли все ссыпать в одну кучу. Когда некоторые граждане говорят, что построив мусороперерабатывающий завод, мы справимся с проблемой, то они явно ошибаются.

Если будем иметь мусороперерабатывающий завод, нам придется сортировать мусор по его составу: пластмассу отдельно, пищевые отходы не смешивать со строительным мусором, а сломанную бытовую технику не засовывать в контейнер, предназначенный для сбора только картонных упаковок.

Такой необходимый завод стоит очень дорого, и нам на свои бюджетные деньги его не приобрести. После признания нашей республики стала оказывать финансовую помощь Россия. Заработали различные Инвестпрограммы, проекты. Неоднократные экономические форумы с различными областями РФ обговаривали для нас очень важные вопросы.

Населению Абхазии не раз сообщалось, что будет построен завод по переработке мусора. Но его нет по сегодняшний день. Мы, как всегда, думали, что мусор – не главная «стратегическая линия», и она не будет для нас препятствием ни в политической, ни в социальной жизни. Не смогли заглянуть вперед. Сегодня «мусорный вопрос» стал чуть ли не козырной картой, особенно накануне предстоящих выборов. Нет сомнения, что эту партию решили разыграть те, кто никак не может смириться с приходом нынешней власти в 2014 году.

Сегодня тем, кто живет в районе сухумской мусорной свалки, не позавидуешь, и другим не пожелаешь жить в таком месте. Людей можно и нужно понять. Самое главное – это не проблема сегодняшнего дня. О ней в мягкой форме говорили руководители страны и города в 2006, 2007, 2012, 2016 годах. Они думали, беспокоились, но как-то все откладывали решение задачи на потом.

Лет десять-двенадцать назад российская сторона в лице бизнесменов и на государственном уровне предлагала нам привести Сухумский аэропорт в надлежащий вид, с дальнейшей эксплуатацией, построить мусороперерабатывающий завод, взять ремонтную базу Сухумского троллейбусного хозяйства и привести в порядок, и даже обновить троллейбусный парк. Причем все делать планировалось на деньги россиян. Но мы почему-то сказали: «Нет». Кто-то из предполагаемых инвестоов просил за все это выделить им любое разрушенное небольшое здание на берегу моря для того, чтобы, когда в зданиях за свои деньги произведут ремонт, их семьи с детьми могли приехать и отдохнуть на море. Кто-то просил сделать щадящие налоги и т.д. Нашлась категория государственных мужей, которые задавали вопрос: «А что я буду с этого иметь?»

Нынешний мусорный кризис выявил наши недоработки. Причем в первую очередь всех государственных структур, депутатов всех уровней, в том числе и СМИ, которые не часто поднимали эту проблему. Но мы вдруг сразу начинаем понимать, решать, думать, говорить, рассуждать, как говорится, когда петух уже прокукарекал.

Мы забыли, что в других странах на мусоре делают большие деньги и политику. Наша республика живет в отрыве от глобального мира?

Зная, что на предстоящие выборы пойдут новые и старые кандидаты, противники нынешней власти будут использовать и создавать различные ситуации, а если надо, то и поднимать людей, чтобы навязывать соответствующие мысли обществу. Кризис с бытовыми отходами был ими использован по полной программе.

Открыв социальные сети, можно увидеть, насколько там больше гнилого, злого «мусора», чем на Сухумской свалке.

Хотя и не президентское это дело, а Администрации города, решать непосредственно на месте такой проблемный вопрос. Но живой, прямой, пусть даже эмоциональный разговор с людьми, все же даст положительный результат и гражданам, и власти.

Постепенно начинаем понимать, что все мы, граждане одной страны, вместе должны приложить усилия, чтобы выбраться из этого положения. А не кивать друг на друга и приписывать все грехи только одному человеку. Несомненно, после разговора на Маяке проблема будет решена, и уже выправляется.

Все поняли, тянуть с этим вопросом нельзя. Людей услышали. А те, кто хотел получить в свою пользу «горячие, положительные очки от вынужденного приезда Президента на Маяк», как всегда, в социальных сетях будут расставлять точки над i. Анонимно. И умничать, как правильно поступать с мусором в стране, но молчать, когда знакомые и соседи будут запросто выбрасывать бытовой мусор мимо контейнеров на наших улицах, во дворах, в подъездах и парках.

Юрий КУРАСКУА


Возврат к списку