Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

ОПАСНАЯ ГРАНЬ ДТП. «КТО ВИНОВАТ?» И «ЧТО ДЕЛАТЬ?» 11.04.2019

ОПАСНАЯ ГРАНЬ ДТП. «КТО ВИНОВАТ?» И «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Управление ГАИ МВД РА: факты, проблемы, мнения

Существует опасная грань между несоблюдением Правил дорожного движения и преступлением. Чтобы не перейти ее, важно, чтобы в самый опасный момент, когда есть соблазн пренебречь прописными истинами дороги, рядом находился страж порядка. До 2008 года сотрудники ГАИ Республики Абхазия спали с оружием в руках, предотвращая вылазки внешних врагов, а после 2008-го – стараются улучшить криминогенную обстановку в республике, навести порядок, искоренить наркоманию, спасти молодёжь от гибели на дорогах. Однако старый лозунг «Кадры решают всё» актуален и сегодня. Сколько бы министров не поменялось в МВД, скажу одно: все они работали на благо нашей страны, выполняя свой патриотический и профессиональный долг.

Анализ ДТП показал, что основными причинами аварий на дорогах являются управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии, превышение скорости и невнимательность водителей, а также разговоры водителей по телефону, в особенности женщин. Никто не спорит с тем, что появление транспортных средств стало настоящим прорывом и невероятным прогрессом для общества. Но, помимо положительных моментов, машины принесли множество проблем. Одной из них считаются многочисленные аварии, которые буквально каждый день уносят десятки жизней по всему миру.

Согласно статистике, в Абхазии на 100 тысяч населения ежегодно погибает 26 человек. Если сравнивать эти данные с Россией, то там погибает 19 человек, а в западных странах – 5 человек. Вот такая печальная статистика. В прошлом году произошло 189 ДТП, в которых погибло 64 человека, и ранено 299 граждан. Полностью искоренить ДТП ещё не удалось ни одному из государств. Всегда найдутся люди, которые будут игнорировать все правила, превышать скорость, садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения.

Я замечаю, что в последнее время на свадьбах многие отказываются от алкоголя. Даже слышала однажды, как сотрудник МВД в бытность министра Дзапшба Леонида Юрьевича, отказавшись пить, сказал: «Стыдно будет перед Юрьевичем…» Ключевое слово «стыдно», однако, к сожалению, оно редко присутствует в лексиконе некоторых граждан нашей республики. У них всегда виновен автоинспектор, который хочет получить взятку ни за что, и придирается ко всяким мелочам.

В редакцию газеты «РА» приходят письма, в которых читатели жалуются на работу автоинспекторов, на их некорректное отношение к водителям, на предвзятость к одним водителям и лояльность к другим. Пишут о том, что во время рейдов останавливают, в основном, машины российского автопрома, а мимо пролетают на большой скорости джипы с затонированными стёклами, и их никто не замечает. И никто не сдирает тонировочную плёнку с их стёкол. Обеспокоены граждане и большим количеством аварий со смертельным исходом, которые стали национальной трагедией для небольшой страны. Тут возникают два извечных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?»

Об этом я решила побеседовать с начальником Управления ГАИ МВД Республики Абхазия, подполковником милиции Баталом Валерьевичем Агрба. Молодой подполковник милиции достиг больших высот – получил два высших образования и работает на сложных участках в органах внутренних дел более 13 лет. А ему всего лишь 31 год. Пресса редко уделяет внимание молодым сотрудникам милиции. Однако есть в этом молодом сотруднике тонкая грань, которую он не перейдёт ни при каких обстоятельствах. Он чётко понимает, что ГАИ – это государственная структура, а не чья-то вотчина. Он знает, что есть понятие – честь мундира.

– Что же такое работа ГАИ, – говорит Батал Агрба. – В голове автолюбителей она прочно ассоциируется с образом коварного автоинспектора, подстерегающего на трассе нарушителя. Этот образ настолько крепко запал в души водителей, что редко кто задумывается об истинной задаче Госавтоинспекции – обеспечивать участникам движения безопасность.

Биография моего собеседника проста. Он служит Отечеству и своему народу – это главное кредо его жизни. Гордится тем, что окончил среднюю школу, которая носит имя Владислава Григорьевича Ардзинба, в селе Эшере Сухумского района. Он является мастером спорта по футболу. Будучи студентом педагогического факультета в АГУ, играл в футбольных клубах «Абазг» и «Нарт», в составе которого стал чемпионом и обладателем Кубка Абхазии. В органах милиции он оказался неслучайно. В его семье много родственников служили и служат в системе МВД. Его дядя – Владимир Агрба – в советское время возглавлял Сухумское городское отделение ГАИ. Таким образом, мальчик с детства был знаком с работой людей, которые служили государству и старались установить правопорядок в нём. Армейскую службу Батал Агрба проходил в отряде милиции особого назначения при МВД. Заочно получил среднее юридическое специальное образование в Сухумской школе милиции. Находился на оперативной работе в различных службах МВД. Затем окончил Краснодарский университет МВД России, получив специальность «правоохранительная деятельность». Сегодня Батал Валерьевич Агрба работает начальником Управления ГАИ МВД Абхазии, и вот как он прокомментировал вопросы читателей нашей газеты:

– Второй год мы работаем по новым программам, утверждённым МВД, по выявлению нарушителей Правил дорожного движения. Это мероприятия – «Безопасная трасса», «Безопасный город», который проводится два раза в неделю, и «Безопасный район». За счёт этих мероприятий в 2018 году мы значительно повысили процент выявленных правонарушений по сравнению с предыдущим годом. При этом на 18 тысяч больше выявлено нарушений, значительная часть из которых – превышение скоростного режима при управлении транспортным средством.

Мы всегда реагируем на обращения наших граждан на неправомочные действия наших сотрудников. За 2018 год выявлено 133 сотрудника, нарушивших Дисциплинарный устав. По каждому из них были проведены служебные проверки. Некоторые уволены по отрицательным мотивам из органов внутренних дел, другие понижены в звании и должности.

В тех случаях, когда мы проводим специальные мероприятия, имеющие режим секретности (это случаи содействия различным подразделениям МВД и СГБ), то снимать на телефон это не разрешается. В остальных случаях съёмка разрешена. При наличии у граждан видеоматериалов с фактами незаконных действий, как сотрудников Госавтоинспекции, так и водителей, грубо нарушающих Правила дорожного движения, необходимо обращаться в Службу собственной безопасности МВД, в дежурную часть ГАИ, на телефон доверия. Могу заверить, что каждый случай получает свою оценку.

Штат ГАИ укомплектован на 80 процентов. Последние 20 лет идёт отток сотрудников из наших рядов. Причина – сложная, напряжённая работа, низкая зарплата, недостаточное материально-техническое обеспечение. Например, в Гудаутском районе у нас одно транспортное средство, да и то технически неисправное. А на трассе в этом районе самое большое количество дорожно-транспортных происшествий. Проблеме материально-технического обеспечения ГАИ уже 25 лет и решается она периодически, но не на должном уровне. Для решения вопроса повышения уровня квалификации личного состава в учебном центре МВД сформирована группа, в которой будут повышать квалификацию сотрудники Госавтоинспекции всех городов и районов.

Как нам предотвратить аварии на дорогах? На учёте стоит 43 тысячи транспортных средств. За 2018 год выявлено 56 тысяч нарушений ПДД. Более 300 граждан были лишены водительских удостоверений и 268 – направлены в суд для ареста. И что изменилось? Что, люди перестали пить или превышать скорость? В последние годы благодаря интернету дорожно-транспортные происшествия являются предметом обсуждения на различных площадках социальных сетей, где в большинстве случаев граждане винят в них исключительно Госавтоинспекцию. Безопасность дорожного движения не может зависеть только от работы ГАИ. Дорожная обстановка зависит от слаженной работы многочисленных звеньев, в числе которых министерства образования и здравоохранения, автошколы, общеобразовательные школы, детские сады, семьи, информационные агентства, общественные объединения, – там должны формировать будущего водителя. Мы бы хотели, чтобы в профилактических мероприятиях принимали участие и Общественная палата, и Комитет по работе с молодёжью и спорту, Абхазское телевидение, пресса. Необходимо ежедневно работать с людьми и доносить до них мысль о том, что автомобиль является повышенным источником опасности, который может повлечь за собой смерть людей. Информационная политика в этом направлении не ведётся на должном уровне.

Сегодня автошколы находятся в ведомственном подчинении Министерства образования и науки. Осуществлять контроль над их деятельностью должны сотрудники этого ведомства. Первый экзамен по вождению сдаётся в автошколе, и лишь второй в ГАИ. Однако статистика сдачи этих экзаменов печальная: 80 процентов не могут сдать экзамены по вождению, и мы отправляем их обратно в автошколу.

На аварийно-опасных участках дорог республики сотрудники ГАИ часто проводят скрытое патрулирование. Это один из методов борьбы с нарушителями скоростного режима движения. Как бы это не нравилось участникам дорожного движения, на данном этапе нам без скрытого и открытого патрулирования наших дорог не обойтись. Конечно, если бы наши дороги были оснащены в полном объеме камерами фиксации нарушений, можно было бы снизить задействованность личного состава в фиксации фактов нарушений. На сегодняшний день у нас 10 таких камер, они установлены в городе Сухуме, Сухумском, Гудаутском и Гагрском районах, восточная часть республики, к сожалению, сегодня не охвачена. Нам необходимо не менее 100 камер для того, чтобы охватить все районы республики. Поставить на всех опасных участках по инспектору нет возможности.

У нас также есть проблема с оказанием пострадавшим в ДТП быстрой квалифицированной медицинской помощи. В большинстве случаев первую помощь и доставку пострадавших в медицинские учреждения осуществляют случайные свидетели происшествий. Нередки случаи, когда из за неквалифицированной первой помощи и неправильной транспортировки пострадавших для них наступают еще более тяжкие последствия.

Деятельность ГАИ часто является предметом проверки различных служб. В ходе проверок часто выявляются случаи обращения в Госавтоинспекцию для получения водительских удостоверений либо их замены лиц, состоящих на учете у наркологов и психиатров. Очень хотелось бы, чтобы последней преградой для выезда указанных лиц на дорогу была не служба ГАИ, а медицинская комиссия, выдающая справки о допуске к управлению транспортными средствами.

Что касается вопроса тонировки стёкол автомашин: на ветровые 25% и боковые передние 30 % затемнение разрешено действующим законодательством Республики Абхазия. МВД в лице Управления Госавтоинспекции никому не выдаёт каких-либо разрешений на тонирование стёкол транспортных средств. Исключение составляет служебный автотранспорт Президента, Вице-президента, Спикера Парламента и Премьер-министра. Для остальных граждан закон един.

В части улучшения состояния материально-технического обеспечения ГАИ частичным решением проблемы видится отчисление процента денежных средств, поступающих в госбюджет от деятельности Госавтоинспекции. Это и штрафы, и регистрационная деятельность, и технический осмотр транспортных средств. Проект закона уже подготовлен и направлен на рассмотрение в Кабинет Министров Абхазии.

Искоренить аварии, наверное, невозможно, но довести их до минимума нам может помочь только комплекс мер при содействии и консолидации всего общества вокруг данной проблемы. Я часто сталкиваюсь по работе с гражданами, которые ратуют за уменьшение числа аварий. Зачастую слова расходятся с делами. На сегодняшний день практически каждый водитель позволяет себе то или иное нарушение Правил дорожного движения. И пусть не все из них приводят к ДТП, но каждое формирует в водительской среде пренебрежительное отношение к закону и к безопасности, как своей, так и окружающих. Мы стараемся объяснять гражданам, что хотим их спасти от беды, хотим, чтобы они одумались и не совершали ошибок, за которые придётся расплачиваться всю оставшуюся жизнь. Главный акцент ставим на убеждение и сознание людей. Повторюсь, именно такая работа, не только ГАИ, но и всего общества, может изменить критическую аварийную ситуацию на наших трассах.

Публикацию подготовила Русудан БАРГАНДЖИЯ


Возврат к списку