Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

09.04.2019

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

СЛОЖНОЕ ЯВЛЕНИЕ

После Победы в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 гг. никто и не думал, что спустя 25 лет придется разрабатывать Закон о предотвращении и борьбе с организованными преступными группировками (ОПГ).

Само явление, в частности в Абхазии, существовало в различных формах всегда, но не столь масштабных размеров. Необходимость принятия такого Закона сегодня говорит о том, что мы подошли к той черте, за которой стоит совсем иное развитие нашей молодой страны.

Самое главное и страшное в этом явлении – когда криминал и власть начинают сращиваться.

В лихие 90-е годы в России, как известно, в число депутатов, руководителей предприятий, в средние и высшие эшелоны власти попадали «уважаемые авторитеты». Так как криминал интернационален, то для него как получать и каким путем «добывать» денежные доходы – все равно. Главное – чтобы они были постоянны. Для Абхазии такое сращивание – это путь в никуда.

Хорошо, что руководство страны вовремя обратило внимание на эту проблему. Остается надеяться, что Закон будет работать, а не лежать под сукном. Или, как всегда, «главную роль» будут играть родственные отношения, клановость, дружба по интересам?

***

Вот как источники объясняют, что такое ОПГ и как она возникает. Есть над чем подумать и, наверное, увидеть какие-то тенденции, прослеживающие у нас.

В России

Проблема организованной преступной группировки (ОПГ) – одна из наиболее острых, требующих скорейшего решения задач, стоящих перед российским обществом и государством.

Преступность в России, в отличие от стран Западной Европы, складывалась из специфических социально-экономических условиях, наложивших на неё свои национальные особенности. Во-первых, Россия была преимущественно аграрной страной с прочными патриархальными традициями и преобладающим сельским населением. Во-вторых, она являлась крепостнической державой и по своему экономическому положению долгое время была одним из отсталых государств в Европе, что способствовало усилению эксплуатации народа и возникновению исключительного по своим формам беззакония со стороны официальных властей.

Для России взяточничество и мздоимство, злоупотребление служебным положением, нарушение закона должностными лицами – дело распространённое и даже обычное. Коррупция всегда являлась важнейшим инструментом организованной преступности. Когда-то среди первых коррупционеров были фигуры государственных чиновников, приближенных к высочайшим особам, – Меньшиков, Юсупов, Апраксин и др. И хотя еще при Петре I принимались жестокие законы против взяточничества, но по свидетельству историка, «казнокрадство и взяточничество достигли размеров, не бывалых прежних».

Воровство – это бич России. Исследователи, изучавшие преступный мир России, отмечали, что к XVIII в. встречались целые селения воров и разбойников. Такое положение было характерно для любого более или менее обжитого места России. К этому же периоду относится появление традиций и «законов» преступного мира, которые сохранились до настоящего времени.

В период коренных изменений социально-экономических отношений, когда происходит первоначальное накопление капитала, резкое расслоение населения по уровню доходов, когда изменяются стандарты и образцы поведения отдельных социальных групп, рост преступности становится неизбежным явлением.

Как и в других странах, существование организованной преступности имеет те же причины – разложение бюрократической структуры государства, девальвация нравственных ценностей, социальная несправедливость. Все эти негативные социальные явления стали проявляться в России ещё в середине 80-х годов прошлого века. Это был период начала перестройки. Власть в то время отрицала наличие в стране организованной преступности, потому что это не вписывалось в официальную доктрину. Но в действительности к этому времени, наряду с официальной экономикой, в стране существовала еще и теневая, более эффективная. Создались идеальные условия для развития организованной преступности. И за сравнительно небольшой период времени криминал в России прошёл путь от разрозненных бандитских группировок до огромных, хорошо организованных преступных сообществ, имеющих связи во власти, реально влияющих на многие экономические и политические процессы, активно действующих не только в нашей стране, но и за её пределами. Возрастающие масштабы организованной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества.

После распада СССР российская организованная преступность смогла извлечь выгоду из процесса приватизации и экономической реформы и в результате необычайно выросла, накопила огромное богатство, увеличила влияние.

Российская организованная преступность является на сегодня самой быстрорастущей «отраслью» экономики. Преступные сообщества внедряются, прежде всего, в те сферы социальной жизни, где государственные институты по тем или иным причинам функционируют неэффективно или не работают вообще. Так организованная преступность выполняет функции арбитража, суда, охраны, налоговых и законодательных органов.

В США

Соединенные Штаты Америки из-за размера и открытости своей экономики стали для организованных преступных групп как мишенью для извлечения прибылей, так и удобной страной для отмывания и инвестирования доходов от преступной деятельности. Несмотря на миллиарды долларов, инвестируемые в программы правоохранительных органов для борьбы с торговлей наркотиками и отмыванием денег, транснациональные преступные группы способны действовать в широком масштабе на большей части территории Соединенных Штатов. Международная организованная преступность процветает в Соединенных Штатах несмотря на сильное законодательство и политическое желание бороться с этой проблемой. Первопричина этого – разделение ответственности правоохранительных органов между местными властями, властями штата и федеральными властями, и им в полной мере пользуются преступные групп.

На протяжении полувека правоохранительные органы преследовали, обвиняли, заключали в тюрьму и даже разоряли преступников. У них есть профессионально организованные, хорошо подготовленные службы для расследования организованных преступлений и раскрытия множества запутанных заговоров, включающих опасных преступников. Они тратили миллиарды на «закрытые» для наркоторговли границы, на искоренение профсоюзных вымогателей и на проверку налогов, поступающих от аферистов (гемблеров). И все же организованная преступность продолжает вести бизнес как всегда.

ОПГ – одно из самых сложных криминологических явлений, с которыми приходится сталкиваться правоприменительным органам США. Безуспешность предпринимаемых мер многие американские исследователи связывают с отсутствием не только четкого определения организованной преступности, но и правильной стратегии борьбы с ней.

***

Прочитав эти небольшие пояснения об ОПГ и закон борьбы с ней, который выработан руководством республики, становится ясно, что перед государством стоят задачи оградить страну не только от внешней угрозы, но и внутренней. Проблема эта очень сложная. Мы много упустили времени в годы нашего становления. Бытовая необустроенность, сложная жизнь, постоянные политические дрязги между собой, нежелание посмотреть на два-три шага вперед нашего развития в интересах государства, мы все-таки пришли к выводу: «А малыш-то по имени Криминал подрос!» Более того, к нему стал подтягиваться и совместно действовать его «брат» из-за пределов нашей республики.

Руководство нашей страны готовит к принятию архиважный документ по борьбе с ОПГ. Как он будет работать, покажет время и, безусловно, политическая, профессиональная воля исполнительных институтов и контроль со стороны власти очень важны.

Гражданская позиция, общество играют не последнюю роль. Если мы по-прежнему будем ходатайствовать и просить за тех, кто совершает противоправные, противозаконные действия, то сами будем способствовать росту в дальнейшем нежелательных явлений для нашей страны.

Что касается наших деловых людей, имеющих авторитет в законе, но идущих по своему пути, нет сомнения, что и для них интересы республики не стоят на последнем месте. Они хорошо знают, какой ценой нам достались Свобода, Независимость, Признание и что такое память о погибших в 1992-1993 гг.

Закон и Честь должен соблюдать любой гражданин, кто считает Абхазию своим единственным домом и не дает разрушить ее изнутри.

Юрий КУРАСКУА


Возврат к списку