Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

ГЕРОИЗМ И МУЖЕСТВО НАШИХ ПАРНЕЙ 28.03.2019

ГЕРОИЗМ И МУЖЕСТВО НАШИХ ПАРНЕЙ

Мартовское наступление Абхазской армии. Продолжаем тему

Проходят годы, десятилетия, все дальше отодвигая нас от военного лихолетья. Они уже стали историей, и есть в ней даты, которые стали частью нашей жизни.

Тринадцать месяцев длилась Отечественная война народа Абхазии, и за это время было несколько наступлений по освобождению оккупированной столицы – Сухума. Они называются по тем месяцам, в которые Абхазская армия шла в наступление – январь, март, июль, победный сентябрь. Мартовское наступление, как и Латская трагедия, самый сложный и в то же время переломный этап прошедшей войны. Эта операция придала новые силы, стала олицетворением духа, смелости, мужества, любви к Родине. Хотя принято считать, что в Мартовском наступлении не была до конца выполнена поставленная задача, но именно после него дух бойцов Абхазской армии стал еще крепче. Потеряв своих боевых друзей, не имея возможности предать земле оставшихся на оккупированной территории, бойцы рвались в бой, приближая долгожданную Победу сентября 1993 г. В те дни сложили свои головы 222 бойца нашей армии. Вдумайтесь в эти цифры! Столько сыновей, отцов и братьев не вернулись в свои дома. Столько матерей в одночасье лишились своих сыновей и оделись в траурные одежды. Только из одного села Бзыпты в Мартовском наступлении погибло 60 бойцов. И это только одно маленькое село, жители которого испытали на себе, что такое жертвы войны. Практически в каждом доме этого села в трагические мартовские дни оплакивали погибших – тех, кто остался на противоположном берегу реки Гумисты, кто погиб геройски, защищая свою землю, кто окропил ее своей священной кровью. А 16, 17 марта и еще несколько последующих дней те, кому удалось выйти из окружения, возвращались, к счастью, живыми, хотя некоторые и с тяжелыми ранениями. Не вернувшихся предать земле, как подобает нашим и общечеловеческим традициям, удалось лишь после войны, лишь через восемь месяцев после Победы… А еще 86 бойцов Абхазской армии считались без вести пропавшими. Правда, за последние годы это число сократилось после проведения идентификации.

А тогда в поисках близких в общих могилах родители, родственники, вдовы пытались найти своих родных. Это было сложно выдержать, даже некоторые мужчины не совладали со своими эмоциями, теряли сознание. По каким-то вещам, каким-то деталям отыскивали родных, близких, друзей. Об этом тяжело писать, подбирая нужные слова. Об этом не хотят вспоминать те, кто прошел через это, но они рассказывают, сдерживая слезы, а потом просят прощения, если срывается голос. Но пока не все воины преданы земле, как известно, война еще не окончена.

Гугуца Джикирба, публицист, автор книг о героических защитниках Родины, главный хранитель фондов музея Отечественной войны им.С.Дбар собирает на протяжении многих лет бесценные сведения об участниках войны, их семьях, родителях. Мы встретились с ней впервые в обновленном здании музея в Гудауте. Оставаться просто слушателем в таком зале, где невероятная энергетика, сложно. Во время нашего разговора я будто чувствовала чей-то пристальный взгляд. И когда подняла глаза, то первое, что я увидела, это улыбка моего доброго друга, настоящего товарища, однокурсника Алика Пилия, который погиб в боях за освобождение родного города Гагры.

Мы вспоминали с Гугуцей Джикирба наших гудаутских парней, которые не вернулись в марте 1993 года. Джон Агрба, Мераб Кове – единственные сыновья у своих родителей, которые могли бы не идти на передовую. У них была такая возможность, предоставленная нашим Главнокомандующим. Но они, наверное, впервые нарушили его приказ и по велению своих сердец встали в один ряд с боевыми друзьями, чтобы защитить все, что им было дорого, – своих матерей и сестер, свою землю.

Вот одна из сотен историй Мартовского наступления, связанная с героем войны Джоном Агрба. Рассказывает Г.Джикирба:

– Он перешел Гумисту, его видели на противоположном берегу, но потом… потом он не вернулся ни через день, ни через два. Но родители верили, что их сын обязательно вернется, что произойдет чудо.

После окончания войны, когда собирали материалы о погибших, обратились и к родителям Джона, чтобы поместить его фотографию на стенде музея. В семье вновь не допустили мысли, что он может не вернуться. Прошло время, и через несколько лет отец, Василий Агрба, сам принес в музей фотографию сына и попросил, чтобы её, когда Джон вернется, в чем он не сомневался, возвратили в семейный альбом. Мать, конечно, не была поставлена в известность об этой фотографии, она продолжала жить с надеждой и дала обет выйти за порог своего дома лишь после возвращения сына. Она его ждала до последней минуты своей жизни. Не дождалась.

Джон не успел создать семью, не оставил наследников. Осталась лишь светлая память об этом мужественном человеке.

И таких историй, связанных не только с Мартовским наступлением, очень много. Вот еще одна история – о Дауре Ахба, учителе и директоре школы. Продолжает свой рассказ Гугуца Джикирба:

– Он не мог поступить иначе, так как его воспитали в семье надежным и сильным. Такими он воспитывал и своих учеников. Мартовское наступление стало для него последним штурмом. После полученного ранения в одном из боев он не поправился и еще продолжал лечение. Но перед Мартовским наступлением Даур вернулся в свой батальон и выполнил сполна свой патриотический долг. Дома его ждали мать, отец, брат, молодая жена, с которой еще не успели родить детей. Все они надеялись на возвращение Даура. Но это была несбыточная надежда. Увы, семью ожидали и другие испытания. Ровно сорок дней после Мартовского наступления остававшийся дома брат ждал своего брата с Гумисты, но силы его покинули именно в этот день – сороковой. Так случилось, что еще через сорок дней к своим сыновьям «ушел» и отец.

Теперь в этом некогда большом и шумном от голосов доме в Гудауте живет мать Даура Ахба, которая хранит все, что связано с именем сына, кавалера ордена Леона. Куланырхуская средняя школа, директором которой был Даур Ахба, носит его имя.

Таких историй, о которых нужно рассказывать молодому поколению, очень много. К Мартовскому наступлению группа «Замостянка» входила в третий штурмовой батальон под командованием Фридона Авидзба. Из этой группы после наступления не вернулись 22 человека – ребят, выросших в одном микрорайоне. Они вместе ходили в школу, играли в футбол, взрослели. А когда пришло время защищать Родину – погибли в один день. Мераб Кове – один из тех «замостянских» ребят. Сыновья и внуки его ровесников сегодня ходят по улице, которая носит его имя. Рассказывает Г.Джикирба:

– Он родился в семье заслуженной учительницы Тамары Авидзба и Доры Кове. Его воспитали по всем канонам абхазской семьи, которым он и следовал всю свою недолгую жизнь. Судьба распорядилась так, что он отдал свою жизнь за Родину. Он, как и многие его сверстники, не успел встретить свою любовь и создать семью, воспитать детей. В годовщину его смерти в доме у Мераба мать зажгла специальную свечу, которую зажигают в том случае, когда умирает мужчина и не оставляет после себя сына. В этом тоже заключается весь трагизм прошедшей войны, когда во многих семьях, как говорили раньше, закрывались двери домов.

В селе Отхаре, как и во всех селах Гудаутского района, установлен памятник погибшим. Свой рассказ продолжает Г.Джикирба:

– В Мартовском наступлении 11 человек из Отхары остались на поле боя. У каждого из этих ребят своя история жизни, своя история подвига. Два родных брата – Гурам и Алик Багателия. Первым погиб младший Гурам. Алик успел донести тело брата до Гумисты, но вскоре сам был сражен вражеской пулей. Со всеми воинскими почестями братьев Багателия предали земле только после освобождения Сухума. Их двоюродный брат Мурат Багателия не смог вынести своих братьев, попав под обстрел. Ему удалось тогда выжить, но он не мог себе простить, что оставил на том берегу реки своих погибших родственников. Но и Мурату не посчастливилось дожить до победы, он геройски погиб во время Июльского наступления.

Наступление в марте 1993 года по числу жертв – самое трагическое за весь период войны. Бойцы и командиры тогда проявили истинный героизм. Ребята рвались вперед, прикрывали собой, предлагали свои жизни за жизни боевых товарищей. Война – жестока по своей сути, в ней нет места полутонам, и без человеческих жертв, к великому сожалению, не бывает. Герои Мартовского наступления отдали свои молодые жизни, чтобы в сентябре 1993 года над освобожденной Абхазией взвилось знамя Победы.

Марина ГАБРИЯ, собкор газеты «РА» по Гудаутскому району


Возврат к списку